Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие, признаки и требования законности 5 страница



Конституцияосновной закон государства. Она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов, обладает высшей юридической силой. Закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РК - закон, принимаемый в порядке, установленном п.3 ст.62 Конституции РК (на референдуме или совместном заседании Палат Парламента большинством в ¾ или 4/5 от общего числа депутатов каждой из Палат. Конституционные законы непосредственно вытекают из норм Конституции, развивают их. В основном, они определяют статус высших органов, государственную символику и регулируют институты непосредственной демократии, принимаются в более усложненном порядке, обладают по отношению к обычным законам более высокой юридической силой. Кодекс - закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные важнейшие общественные отношения. Текущие законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют различные стороны жизни страны. Особая разновидность текущих законов - органические и чрезвычайные законы. Они принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

16.7 Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных государственных органов, которые принимаются на основе и во исполнение законов и не должны противоречить им: 1) нормативные указы главы государства (Президента); 2) постановления Правительства; 3) НПА министерств, иных центральных органов; 4) решения органов местной государственной власти и местного самоуправления.

16.8Действие НПА во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. НПА вступают в законную силу: 1) со дня их принятия, включая подписание соответствующими должностными лицами; 2) со дня первого официального опубликования текста НПА; 3) по истечении специально предусмотренного срока после его опубликования - 10 календарных дней после их официального опубликования; 4) с момента наступления срока, указанном в специально принятом акте.

5) в отношении актов, которые не публикуются, с момента получения этих актов органами, которым они рассылаются, если не указан иной срок. В РК данное основание вступления НПА в силу не предусмотрено.

Законодательные акты РК официально публикуются в Ведомостях Парламента РК, Указы Президента РК, постановления Правительства РК - в Собрании актов Президента РК и Правительства РК, нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов - в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов РК. Официальное опубликование НПА высших, центральных и местных органов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством.

Действие НПА не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, т.е. закон обратной силы не имеет. Исключения представляют случаи, когда обратная сила НПА предусмотрена им самим или актом о введении в действие НПА, а также когда последний устраняет или смягчает ответственность за правонарушение, предусмотренную ранее. Напротив, НПА, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Действие нормативных актовв пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов. Акты республиканских органов действуют в пределах всего государства, акты местных органов - в пределах территориальных единиц. кстерриториальное действие НПА - распространение действия акта одного государства на территорию другого государства. Экстерриториальность выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей и в др. случаях.

Действие нормативно-правовых актовпо кругу лиц определено: территориальным аспектом (имеют силу в отношении всех), принадлежностью лица к государству (граждане); по признаку пола; возрастному цензу; профессиональной принадлежности (военнослужащие); иные основания (например, инвалидность) и т.д. [kgl]

[gl] Тема 17. ПРАВОТВОРЧЕСТВО [:]

Цель:Раскрыть понятие и содержание правотворческого процесса

Структура лекции:

17.1 Понятие и виды правотворчества

17.2 Принципы правотворчества

17.3 Этапы и стадии правотворческой деятельности

17.1Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческая деятельность государства есть отражение экономических и иных общественных отношений в виде общих норм особого социального характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий, формально-определенный характер. Можно выделить три вида правотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность государства осуществляется в формах: законодательной деятельности парламента, правотворческой деятельности главы государства, центральных исполнительных органов и местных органов; в некоторых странах - правотворческой деятельности судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика). Народное правотворчество означает принятие законов на референдуме. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Санкционированное правотворчество - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей организаций) и некоторых негосударственных учреждений, результатом которой являются подзаконные акты по вопросам их компетенции.

17.2Правотворческий процесс основан на определенных принципах: демократизм, законность, гласность, профессионализм, строгая дифференциация правотворческих полномочий, планирование, научный характер правотворчества, связь с правоприменительной практикой

17.3Процесс создания НПА – совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются законом. Рассмотрим законодательный процесс.

Первый этап (подготовительный): 1) принятие решения о подготовке НПА; 2) подготовка текста НПА; 3) обсуждение текста проекта 4) научная экспертиза проекта; 5)согласование проекта НПА; 6) предварительное одобрение проекта НПА (если подзаконный акт – то принятие).

Второй этап - принятие нормативно-правового акта (закона): 1) внесение проекта закона на рассмотрение парламента (право законода­тельной инициативы); 2) обсуждение законопроекта в комитетах парламента; 3) обсуждение законопроекта на пленарном заседании Палат Парламента;.4) голосование пор законопроекту; 5) подписание законопроекта главой государства; 6) опубликование принятого закона. [kgl]

[gl] Тема 18. НОРМЫ ПРАВА [:]

Цель:Рассмотреть понятие, структуру и виды норм права

Структура лекции:

18.1 Понятие и признаки правовой нормы

18.2 Структура правовой нормы

18.3 Нормы права и статьи нормативного акта

18.4 Классификация норм права

18.1Норма права — это исходящее от государства или санкционируемое им, охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа и являющееся государственным регулятором общественных отношений. Признаки: 1) исходит от государства и является официальным выражением государственной воли, устанавливается или санкционируется им; 2) выступает государственным регулятором общественных отношений; 3) издается и выражается в той или иной форме (в форме норм закона, подзаконного НПА, нормативного договора); 4) поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений государством; 5) является общеобязательной; 6) представляет собой определенный метод воздействия на общественные отношения; 7) имеет предоставительно-обязывающий характер; 8) носит объективный характер; 9) выступает как модель, образец возможного и должного поведения людей.

18.2Норма права имеет определенное внутреннее строение (структуру).

Гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия, фактические жизненные обстоятельства (события, действия людей), при которых норма вступает в действие, а у субъектов правоотношений возникают конкретные права и обязанности. По строению гипотезы подразделяются на простые (одно условие реализации нормы), сложные (два или более условий), альтернативная (два или несколько условий, но для вступления нормы права в действие достаточно одного из низ). По форме выражения - абстрактные (акцентирует внимание на их общих, родовых признаках, но связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений) и казуистические (связывает действие юридической нормы с конкретными частными случаями, условиями).

Диспозиция — элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Она содержит в себе модель правомерного поведения. По форме выражения диспозиции подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Санкция– это элемент правовой нормы, в котором определяются последствия нарушения правовой номы, вид и мера ответственности для нарушителя ее предписаний. По отраслевой принадлежности выделяются уголовно-правовые, дисциплинарно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые санкции. По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные (точно указывают меру государственного воздействия), относительно-определенные (устанавливают низший и высший или только высший пределы меры наказания) и альтернативные Относительно-определенные санкции на правонарушителя. Абсолютно-определенные (позволяют выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры наказания).

18.3Норма права не во всех случаях совпадает со статьей НПА. Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1.Прямой способ изложения -в статье НПА излагаются все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). 2.Отсылочный способ изложения -в статье НПА содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же НПА. 3. Бланкетный способ изложения -в статье НПА присутствуют не все элементы нормы права, а недостающие элементы следует искать в другом НПА.

18.41) Пофункциональной роли в механизме правового регулирования и степени общности содержания -исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные (конкретные). 2) Попредмету правового регулирования - нормы конституционного, административного, финансового, земельного, гражданского и иных отраслей права. 3) По характеру -нормы материальные и процессуальные. 4) По методам правового воздействия на поведение субъектов – императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы. 5) Посубъекту правотворчества -нормы, издаваемые главой государства, Парламентом, Правительством и другими органами. 6) Поюридической силе -нормы закона и нормы подзаконных актов. 7) По сфере действия - нормы общего действия, ограниченного, локальные нормы. 8) Похарактеру предписываемых правил поведения – обязывающие, управомачивающие (дозволяющие), запрещающие. 9) по функциональной роли в механизме правового регулирования - общие и специальные. [kgl]

[gl] Тема 19. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА [:]

Цель:Раскрыть основные виды систематизации законодательства

Структура лекции:

9.1 Понятие, значение и виды систематизации законодательства

19.2 Инкорпорация

19.3 Кодификация

19.4 Консолидация

9.1В обществе действует огромная масса различных нормативных актов. Чтобы проще было ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Систематиза­ция законодательства - деятельность по упорядочению нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике путем расположение их по определенным разделам и рубрикам. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т. е. на устранение коллизий и пробелов в праве.Известны три вида систематизации нормативно-правовых актов: коди­фикация, инкорпорация и консолидация.

19.2 Инкорпорация основывается на внешней систематизации или простой классификации НПА по определенным темати­ческим признакам: предметному и (или) хронологическому. Это такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Хронологическая инкорпорация - Собрание актов Президента и Правительства РК. НПА размещаются в хронологическом порядке с годовой нумерацией выпусков и статей. Предметная инкорпорация — более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующего законодательства по предметному принципу и с учетом времени издания. Генеральная инкорпорация охватывает все законодательство по данному предмету регулирования, частная - лишь его часть. Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты: Ведомости Парламента РК. Неофицнальная инкорпорация проводится организациями и лицами по их инициативе. Практическое ее значение - справочно-информационное.

19.3 Кодификация — наиболее сложная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, внешнюю и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. В ходе кодификации осуществляются не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание изменений и дополнений, отменяются устаревшие нормы, создаются новые, восполняются пробелы в регулировании. Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом. Она представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства.

Существуют следующие виды кодификации: основы законодательства (основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик); кодексы; уставы, регламенты, положения (они являются результатом специальной кодификации). Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства. Отраслевая кодификация - объединение нормативного материала определенной отрасли или подотрасли законодательства (ГК, УК). Специальная кодификация – объединение норм определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный, Лесной кодекс). В правовой системе РК не предусмотрено такой формы кодифицированных актов, как уставы. Регламенты и положения являются НПА производного вида и утверждаются посредством издания актов основного вида. Единственной формой кодифицированных актов в РК являются кодексы, которые имеют приоритет по сравнению с обычными законами и регулируют общественные отношения в 17 сферах.

19.4Цель консолидации— устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных актов, является промежуточным звеном между инкорпорацией и кодификацией. В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. Консолидация не вносит существенных изменений в правовое регулирование общественных отношений, что сближает ее с инкорпорацией, хотя в то же время для консолидации характерны некоторые черты, присущие кодификации.[kgl]

 

[gl] ТЕМА 20. СИСТЕМА ПРАВА [:]

Цель:Дать характеристику структурных элементов системы права

Структура лекции:

20.1 Понятие и значение системы права

20.2 Структурные элементы системы права

20.3 Предмет и метод правового регулирования

20.1Система права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части. Система права характеризуется единством, различием, взаимодействием, способностью к делению, объективностью, согласованностью, материальной обусловленностью. Являясь цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Каждый из этих элементов имеет свою внутреннюю структуру.

20.2Основным элементом системы права является отрасль права. Это наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все разнообразие определенного вида общественных отношений, которое обладает относительной автономией: способно к самостоятельному функционированию в общей системе права. Отрасль права отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни. Отрасль права имеет специфическое строение (структуру). В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят нормы, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все нормы особенной части. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли: в гражданском праве — авторское право, жилищное. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся спецификой и родовой обособленностью.

Правовой институт — это обособленный, сравнительно небольшой, устойчивый комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений: в уголовном праве — институт необходимой обороны, в гражданском праве — институт дарения, сделки. По содержанию институты права бывают простые и сложные, регулятивные и охранительные.

Правовая норма — первичный элемент системы права - исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

20.3Предмет и метод правового регулирования — это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования — это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Является главным, объективным основанием для распределения норм права по отраслям. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты — индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Метод правового регулирования — это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Служит дополнительным, юридическим критерием, но самостоятельного значения не имеет. В структуру метода правового регулирования входят следующие элементы: а) установление границ регулируемых отношений, что зависит от объективных и субъективных факторов; б) издание соответствующих НПА, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном поведении; в) наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения друг с другом; г) определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений. Каждая отрасль имеет специфический метод правового регулирования. В одних отраслях преобладает метод властного связывания, в других — равенства сторон (дозволение), в-третьих — запрет недозволенных действий. Отрасли права используют методы правового воздействия в различном сочетании. Императивный метод используется главным образом в уголовном праве, диспозитивный - в гражданском праве. Поощрения свойственны, в основном, трудовому праву. В аграрном праве применяется метод рекоменда­ций. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение. [kgl]

 

[gl] Тема 21. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ [:]

Цель:Рассмотреть понятие, структуру и виды правоотношений

Структура лекции:

21.1 Понятие правоотношения и его признаки

21.2 Структура правоотношения

21.3 Виды правовых отношений.

21.4 Юридические факты

21.1 Правоотношение — это урегулированное правом и находящееся под охраной государства общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями. Оно является средством перевода норм объективного права в конкретные субъективные права и обязанности участников общественных отношений. Его основные признаки:1. Оно возникает, прекращается или изменяется только на основе правовых норм. 2. Его участники наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. 3. Правоотношение имеет сознательно-волевой характер. 4. Правоотношение гарантируется государством и охраняется его принудительной силой. 5. Отличается индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. 6. Его возникновение, изменение и прекращение проходит через сознание людей. 7. Играет регулирующую роль, т.к. определяет конкретное поведение сторон и вносят элемент порядка в общественную жизнь. Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Общие предпосылки: а) не менее двух субъектов, ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой; б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения. Формально-юридические предпосылки: а) норма права; б) право-дееспособность субъектов; в) юридический факт.

21.2Структура правоотношения: субъект, объект, право и обязанность.

Субъекты правоотношений— это его участники, носители субъективных юридических прав и обязанностей: 1)физические лица (граждане, должностные лица, иностранные граждане, лица без гражданства); 2) юридические лица (организации, государственные органы, предприятия, учреждения, религиозные, общественные объединения); 3) государство, субъекты федерации, административно-территориальные единицы.

Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Она включает в себя три элемента: правоспособность (способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности, бывает общая, отраслевая, специальная), дееспособность (способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности, общая и специальная, полная, частичная и ограниченная) и деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность за свои действия).

Субъективное право -это предоставляемая, гарантируемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению реализовать те интересы, которые предусмотрены объективным правом, вид и мера возможного поведения субъектов права. Оно проявляется как: право-поведение (право на собственные действия); право-требование (право на чужие действия); право-притязание (право на защиту нарушенных прав); право-пользование (пользование социальным благом).

Юридическая обязанность—предусмотренная законом и охраняемая государством необходимость определенного поведения участника правоотношения, вид и мера должного поведения субъекта. Выступает в необходимости: совершать активные положительные действия в пользу других участников; воздержания от действий, запрещенных нормами права; нести ответственность за неисполнение требований закона; не препятствовать управомоченному субъекту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Объект правоотношенияэто то, по поводу чего возникает, существует, на что воздействует правоотношение. К ним относятся: материальные блага; нематериальные блага; культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческого труда; документы; действия, поведение людей.

21.31) По отраслевому признаку - государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д. 2) Исходя из характера действий субъекта - регулятивные и охранительные. 3) По степени конкретизации и субъектному составу - абсолютные и общерегулятивные. 4) По характеру обязанностей – активные и пассивные. 5) По содержанию – простые и сложные. 6) По сроку действия - кратковременные и долговременные отношения. 7) По генетической и функциональной связи - материальные (основные) и процессуальные (производные).8) По целям воздействия - статические и динамические.

21.4 Юридические факты—конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В связи с волей участников правоотношения выделяют правовые действия и правовые события.

Правовые действия — это волевые акты поведения, поступки людей, с которыми закон связывает наступление юридических последствий. Правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - правомерные действия, специально совершаемыелюдьми с целью вступления их в определенные правоотношения. Юридические поступки —правомерные действия, которые направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия. Неправомерные действия делятся на правонарушения (преступления и проступки) и объективно противоправные деяния.

События — это юридические факты, происходящие независимо от воли людей. Правовые события - события, с которыми закон связывает определенные юридические последствия, в большинстве - природные явления ( землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия, рождение или смерть человека, достижение совершеннолетия). Иногда могут быть вызваны поступками и действиями тех людей, которые не становятся участниками возникающего правоотношения. Например, смерть человека или уничтожение его имущества, могут быть следствием воздействия человеческого поведения. [kgl]

 

[gl] Тема 22. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА [:]

Цель:Раскрыть основные формы реализации права

Структура лекции:

22.1 Понятие и формы реализации права

22.2 Применение правовых норм как особая форма реализации права

22.3 Стадии применения права

22.4 Акты применения права

22.5 Пробелы в праве и пути их преодоления

22.6 Юридические коллизии

22.1Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношении (государствен­ных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Классификация форм реализации права проводится по различным основаниям: по субъектному составу - индивидуальная и коллек­тивная формы; по внешнему проявлению – активная и пассивная формы; по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права; по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы; по характеру действий субъектов, степени их активности и направленности - соблюдение, исполнение, использо­вание и применение.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воз­держиваются от совершения действий, запрещаемых правом. В ней реализуются запрещающие нормы. Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности, т.е. совершают те действия, которые предусмотрены нормой права и (или) заключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом применения права, реализуются обязываю­щие нормы права. Использование норм права — когда субъекты по своему усмот­рению, желанию используют предоставленные им права. Оно представля­ет собой совершение дозволенных правом действий, т.е. участники общественных отношений могут совершать действия, дозволенные им законом, реализуются управомачивающие нормы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.