Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Налоговая система РФ строится в соответствии с НК РФ.

Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, – это:

1) детальная структурированность и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тес­ную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налого­вой ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные;

2) гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять нало­говую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

3) социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

Состав налоговой системы РФ по состоянию на начало 2011 г.

  Законы
1 2 3
Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость НК РФ, гл. 21
Акцизы НК РФ, гл. 22
Налог на доходы физических лиц НК РФ, гл. 23
Единый социальный налог НК РФ, гл. 24 (отменён с 01.01.2010), заменён на обязательные платежи в спец фонды.
Налог на прибыль организаций НК РФ, гл. 25
Налог на добычу полезных ископаемых НК РФ, гл. 26
Водный налог НК РФ, гл. 25.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов НКРФ, гл. 25.1
Государственная пошлина НК РФ, гл. 25.3
Региональные налоги
Налог на имущество организаций НК РФ, гл. 30
Транспортный налог НК РФ, гл. 28
Налог на игорный бизнес НК РФ, гл. 29
Местные налоги
Земельный налог НК РФ, гл. 31
Налог на имущество физических лиц Закон РФ «О на­логах на имуще­ство физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1
Специальные налоговые режимы
Система налогообложения для сельско­хозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) НКРФ, гл. 26.1
Упрощенная система налогообложения НК РФ, гл. 26.2
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности НК РФ, гл. 26.3
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции НК РФ, гл. 26.4

 

Федеральные налогипредставляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ.

Налоги субъектов РФ(региональные налоги) - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами при­надлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.

Местные налоги– это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

Современная трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.