Синтаксический уровень
– соединение книжных (полных предложений с причастными и деепричастными оборотами) и разговорных (неполных, безличных, с пропуском союза) конструкций, например, При поиске работы следует обращаться только в крупные агентства. В мелких – больше опасности нарваться на мошенников (первое предложение полное, во втором – пропущено слово «агентства»); – использование средств выразительности, например, антитезы (Дума решает – народ расхлебывает), риторического вопроса (До каких пор мы будем рассчитывать на нефтяные доллары?), восклицательные предложения (Только представьте: скольких людей может спасти новое лекарство!); – включение цитат, ссылок, прямой речи.
Блок VI. РИТОРИКА В данном блоке необходимо создать текст (150 – 300 слов) аргументирующей устной публичной речи, используя предложенные тезисы. Темы для составления аргументирующего текста: 1. Зачем я получаю высшее образование? 2. Герой нашего времени. 3. Должна ли молодежь участвовать в социальной и политической жизни страны? 4. Нужна ли России «суверенная» демократия? 5. Нужны ли семейные традиции? 6. Ранние браки. 7. Кто в доме хозяин? 8. Что важнее: семья или карьера? 9. Нужно ли бороться со сквернословием? 10. Я русский бы выучил только за то… 11. Есть ли в России свобода слова? 12. Легко ли быть молодым? 13. Что значит быть героем? 14. Нужны ли ограничения доступа к сети Интернет?
Тезис – утверждение, истинность которого требуется доказать. Требования к тезису: 1) тезис должен быть истинным;2)тезис должен быть четко и точно сформулированным. Аргумент – система утверждений, которые используются для доказательства истинности или ложности тезиса. Требования к аргументам: 1) истинность; 2) достаточность для доказательства тезиса (мера достаточности аргумента зависит от слушателя); 3) непротиворечивость (аргументы не должны противоречить тезису и друг другу). Типы аргументов – рациональные и нерациональные. Рациональные аргументы опираются на причинно-следственные связи, на данные, здравый смысл, воспроизводимость, вероятность. К рациональным относятся также аргументы к реальности (аргументы уникальности, верификации) и к норме (аргументы к авторитету, свидетельству, прецеденту). Нерациональные аргументы – аргументы к личности (аргументы к совести, к человеку), к благородным чувствам, лесть, «палочный аргумент» и др. Способы аргументации: 1) восходящий и нисходящий; 2) индуктивный и дедуктивный; 3) односторонний и двусторонний; 4) опровергающий и поддерживающий. Требования, которым должен отвечать текст: 1. Ясность и точность формулировки тезиса. 2. Ясность, точность формулировки аргументов (оптимальное количество аргументов – от 3 до 5). 3. Наличие ярких примеров, подтверждающих аргументы. 4. Эффективное композиционное построение текста (использование риторических приемов во вступительной и заключительной частях). 5. Наличие таких коммуникативных качеств, как правильность, точность, доступность, логичность, уместность, богатство, выразительность (текст должен быть создан в публицистическом стиле). Образец аргументирующей речи: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|