Здавалка
Главная | Обратная связь

Английская историческая наука в Новое и Новейшее время



Контрольная работа по Историографии

 

 

работа

студента V курса очной формы обучения

Историко-политологического факультета

специальности “История”

Аверина С.И.

Научный руководитель

К.и.н., доцент Вершинина Дарья Борисовна

 

 

Пермь, 2011г.


Оглавление

 

Английская историческая наука в Новое и Новейшее время. 2

Французская историческая наука в Новое и Новейшее время. 7

Немецкая историческая наука в Новое и Новейшее время. 13

Американская историческая наука в Новое и Новейшее время. 18

Заклюючение. 22

 


Английская историческая наука в Новое и Новейшее время

Если мы говорим о новом времени в Англии, то в первую очередь это касается Гуманистической науки. Из них самым крупным был знаменитый философ Френсис Бэкон (1561—1626).

Бэкон — в первую очередь историк-политик. Для него те или иные исторические материалы являются поводом для обобщений политического характера. также вошел в историю как основоположник эмпиризма. Суть этого метода изложена в трактате «Новый органон» (1620)[1]. По Бэкону целью науки является установление власти над природой. В основе научного знания должны лежать индукция и эксперимент, потому что истинное знание вытекает только из опыта. Ф. Бэкон в своем историческом труде «История Генриха VII» (1621) возвеличивает абсолютную монархию, воспевает просвещенного монарха.

Понять сущность общественной жизни пытался Томас Гоббс (1588-1679), представитель социальной физики. Томас Гоббс в «Левиафане» делал вывод о том, что принцип общественного устройства схож с принципами механики, а человеческое общество можно разложить на простейшие элементы, подобно атомам в физике.

«Истории Ричарда III» (1514-1518) Т. Мора – историческое произведение, самый обстоятельный путеводитель по политической жизни Англии 1583 г. В развитии гуманистической исторической мысли заметное место занимает и «Утопия» [2] Т. Мора (1516). Он поверг в ней резкой критике общественный и политический строй современной ему Англии и объявил частную собственность причиной социального неравенства.

Особой популярностью в Англии пользовалась книга лорда С.-Дж. Болингброка (1678-1751) «Письма об изучении и пользе истории»[3], в которой он поставил требование, чтобы история от созерцания мертвых перешла к созерцанию живых, осмеял пристрастие и идолопоклонство ученых ко всему, что носит на себе печать ветхости и педантизма, выставляя задачей историка борьбу за свободу, разоблачение лжи и лицемерия, на которых основана всякая иерархия.

Во времена английской буржуазной революции в стране действовало и боролось множество различных общественно-классовых группировок. Одними из самых распространенных и влиятельных были в ту пору идеи индепендентов. Одним из выразителей идеологии индепендентов был Джон Мильтон и Джеймс Гаррингтон.

Дж. Гаррингтон (1611–1677) опубликовал в 1656 г. книгу «Республика Океания»[4]. В нем обосновывается желательность перестройки английской государственности и придания ей облика буржуазно-дворянской республики.

Произведением, благодаря которому Мильтон сразу выдвинулся в первые ряды писателей-индепендентов, была знаменитая «Ареопагитика» (1644). Это – политический трактат, написанный на тему о свободе слова, печати и свободе совести. Его воззрения носили республиканский характер. Важнейшие из его сочинений были связаны с казнью короля.

Также стоит посмотреть и на представителей другого лагеря, роялистов.

Э. Кларендон – видный политический деятель, принадлежал к роялистскому лагерю. В своем труде «История мятежа» приводит большое количество фактографического материала, возникновение мятежа, как он называет революцию, связывает со случайными ошибками в политике Карла I

С вигских позиций оценивал революцию Гилберт Барнет (1643-1715), наиболее известный историк периода Реставрации. Его историческая работа «История моего времени» представляет ценный источник по политическим событиям второй половины XVII в. Основным его трудом была «История реформации английской церкви», где автор проводит ортодоксальные протестантские взгляды.

Историческая мысль эпохи Просвещения в Англии представлена Дэвидом Юмом. Основной исторический труд Д. Юма – «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г.» в восьми томах. Это пересказ политической истории, а также истории религии, культуры.

В «Трактате о человеческой природе", написанном Юмом в 1748 г., натурфилософия использовалась как методология социально-исторического познания. Свою задачу автор видел в том, чтобы показать господство естественного закона в обществе.

родоначальником британского консерватизма был Эдмунд Бёрк (1729-1797). Бёрк негативно отнесся к событиям Французской революции, считая их ужасной демонстрацией власти толпы. Свои убеждения он изложил в книге «Размышления о французской революции» (1790)[5].

 

Со второй половины XIXв. наблюдался прогресс исторической науки. Он прежде всего в расширении ее интересов и совершенствовании методов исследования, в растущей его специализации, в увеличении численности преподавательских и профессорских кадров, а также количества исторических сочинений — книг и статей.

В 70-80-ые гг. XIX в. в Англии сложились две основные школы исторических исследований: Оксфордская и Кембриджская. Основателем Оксфордской школы был Уильям Стеббс (1825-1901). Он написал «Конституционную историю Англии», «Историю Германии в средние века». Во главе Кембриджской исторической школы стоял Джон Эмери Актон (1834-1902). В Оксфорде долгое время основные интересы были обращены в сторону медиевистики, в Кембридже — в сторону новой истории.

В исторической науке того времени было сильно влияние позитивизма, главным образом идей английского философа Г.Спенсера (1820-1903).

Крупнейшим историком-позитивистом был Генри Бокль (1821 —1862), автор сочинения «История цивилизации в Англии» (2 тт., 1857—1861). Бокль исходил из уверенности в существовании законов, управляющих обществом.

В начале XX века позитивизм как методологический принцип не утратил своего значения, но в 30-40-е гг. британские историки искали новые способы изучения истории. Нельзя забыть о таких известных ученых как Р. Коллингвуд и А. Тойнби.

Арнольда Тойнби (1889 – 1975) в 1934 году пишет свой главный труд, «Постижение истории[6]». Главную функцию исторической науки Тойнби видел в диагностировании моральных и политических проблем современного общества. Говоря о смене цивилизаций, Тойнби отмечал, что общество, ориентированное только на традиции, обречено на гибель, ориентированное только на сегодняшний день – на застой, и лишь общество, ориентированное на будущее, способно к развитию[7]. Свой путь в науке Тойнби начинал как историк античности, однако уже первая мировая война внесла существенные коррективы в его научные интересы. Осмысление итогов войны привело его к пессимистическим выводам в отношении перспектив западной цивилизации.

Робин Коллингвуд (1889 – 1943) выступал с критикой позитивизма в целом. Собственные методологические воззрения он выразил в книге «Идея истории», где противопоставил историю естествознанию, определив ее как историю мысли[8]. История для Коллингвуда - это попытка ответить на вопрос о человеческих действиях, совершенных в прошлом. История научна, гуманистична, рациональна. Она служит самопознанию человека.

Р. Коллингвуд писал о том, что выявление фактов ради них самих не может удовлетворить историка: оправданием его открытий должно быть нечто иное, лежащее вне самих фактов. Когда историк анализирует большую массу источников, привлекает статистические данные и материалы других наук, результат изучения предполагает определенный уровень обобщения. Иначе говоря, исторические факты выступают и предпосылкой исследования, и его результатом.

В межвоенный период британской истории продолжался процесс профессионализации исторического знания. В академической среде постепенно утверждалась мысль о том, что труд историка требует высокой профессиональной подготовки, специальных навыков исследовательской работы. В 1921 г. при Лондонском университете открылся общенациональный центр по подготовке профессионалов-историков из вузовских преподавателей, выпускников университетов, сотрудников архивов и музеев.

Одновременно с трудами Тойнби и Коллингвуда появились труды таких видных консервативных историков как Л. Нэмир, Г. Дэвис, Дж. Кларк. В них содержалась принципиальная критика викторианской интерпретации исторического прошлого Великобритании.

В противоположность США, где в становлении «новой исторической науки» большую роль сыграло обращение к количественным методам, английская историография в первую очередь испытала влияние методологии социологии, демографии и особенно социальной антро­пологии, что определило облик ведущего направления в междисциплинарной историографии – «новой социальной истории». Мировоззренческое размежевание в «новой исторической науке» рельефно отразилось в избирательности исследовательской тематики: либеральные историки сосредоточились на прослеживании эволюции различного рода социальных структур; радикально-демократические историки и исследователи марксистской ориентации изучали поведение и массовое сознание низших социальных групп английского общества. Получили всемирное признание работы Э. Хобсбаума, Э. Томпсона, Дж. Рюде.

Значительный вклад в развитие британской историографии внес Карл Поппер (1902 – 1994). Поппер различал два подхода к истории – собственно исторический, оцениваемый им как научный, и историцистский, который искажает реальную историческую картину. Словом «историцизм» Поппер обозначал подход, при котором основной целью исследования является историческое предсказание. Поппер не сомневался в существовании тенденций в истории общества, но не соглашался видеть в них законы.

Поппером разработана концепция «открытого» общества в труде «Открытое общество и его враги»[9].

Во второй половине XX в. большой интерес стал проявляться к новой и новейшей истории. В 60-х гг. появился Институт современной истории, который начал издавать «Журнал современной истории». В 60-80-е гг. с одной стороны, было популярным такое направление как славистика, с другой повысилось внимание к Латинской Америке.

Ко второй половине XX в. также наиболее динамичной дисциплиной исторического знания стала "новая социальная история". Она принципиально отличалась от традиционной тем, что главным предметом исследования стали отдельные группы и индивиды. Весомый вклад в ее становление внесли исследования ученых марксистской ориентации и историков, близких к марксизму; и, прежде всего, работы Э. Томпсона (Он посвятил свою книгу становлению рабочего класса[10].), Кр. Хилла, Э. Хобсбоума, Дж. Рюде, Р. Хилтона, А. Л. Мортона.

В сфере новой экономической истории оформились два направления: количественная история и история бизнеса. Здесь также использовались методы других гуманитарных наук: социологии, демографии, психологии. Экономическую проблематику разрабатывали Т. Баркер, П. Матиас, Д. Коулмен, Э. Хобсбаум и др.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.