Здавалка
Главная | Обратная связь

Немецкая историческая наука в Новое и Новейшее время



В Германии XVII века преобладали сочинения подражавшие гуманистическим работам, и близкие к средневековым хроникам. Переплетение средневековой, мистической традиции с гуманистическим влиянием характерно и для Себастиана Франка. Важнейшие его работы: «Хроники, летописи и исторической библии», «Книга о мироздании» (1534), «Двести восемьдесят парадоксов» (1535), и т.д.

XVIII в. – это век просвящения в Германии. На первых порах немецкие просветители были малосамостоятельны. Они питались идеями, ранее выработанными в Англии, Голландии и Франции. Но, усваивая эти идеи, немецкое Просвещение приспособляло их к условиям общественной жизни Германии. Одной из главных тем было национальное объединение.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) развивал идеи прогрессивного развития человечества, считал, что существует историческая обусловленность тех особенностей, которые характерны для искусства и науки любого народа. Его работы стали основой для развития немецкой классической философии.

Германская историография конца XVIII — первой половины XIX в. связана с именами Бартольда Георга Нибура (1776-1831), Фридриха Карла Савиньи (1779-1861),, Вильгельма Циммермана (1807-1875), Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) и др.

Запоздалое развитие Германии первой половины XIX, раздробленность страны и многие другие факторы отразились на развитии исторической науки. Это влияние отразилось, прежде всего, в неравномерном развитии исторической науки.

Переход от просветительских идей к романтизму в немецкой историографии связан с деятельностью. В главной работе «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) он попытался теоретически осмыслить весь процесс развития человечества и его историю как продолжение истории природы. Главной идеей труда Гердера была идея закономерного и причинно обусловленного развития человечества.

Одним из центров исторической науки в эпоху Просвещения был Гёттингенский университет, где сформировалась историческая школа, целью которой было превратить историю в самостоятельную научную дисциплину. Во главе школы стоял Иоганн Кристоф Гаттернер (1727-1799)

На рубеже XVIII-XIX вв. в немецкой исторической науке все шире начинает распространяться романтизм.

Достижением романтизма было осознание национальной целостности и народности культуры. Идея непрерывной преемственности и традиционализма наиболее полно воплотила историческая школа права. Крупнейшим ее представителем был Фридрих Карл Савиньи (1779-1861).

В связи со школой права возникла школа крупнейшего немецкого историка и консерватора XIX в. Леопольда Ранке (1795-1886).

Главная его заслуга – создание нового вида учебного процесса – семинара. В ряду заслуг менее значимых, монументальный труд по истории Германии «История романских и германских народов с 1494 до 1535 г.» (1824), «Государи и народы Южной Европы в XVI-XVII вв.», «Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII вв. Он начала работу над «Всемирной историей», подготовил 9 томов, доведя изложение до XV в.

Прежде всего, Ранке интересует историческая личность. Его критические выпады против философии истории были направлены против стремления уложить живую и противоречивую историю в прокрустово ложе умозрительных конструкций. В отличие от Гегеля Ранке настаивал на способности исторической науки исполнить собственную функцию создания теории, он не был «апостолом наивного описательства»[19]. При этом Ранке отрицал единство всемирно-исторического процесса и полагал, что каждая историческая эпоха может быть понята лишь сама по себе, вне связи с другими эпохами. Критерием исторического исследования он считал несколько принципов: объективность исторической правды, приоритет фактов относительно идей, равноценную уникальность всех исторических событий и главенствующую роль политики.

В начале XIX в. возрос интерес немецких историков к национальной истории. Специально созданными историческими обществами начался сбор, обработка и публикация источников по истории Германии. Кроме того, появилось большое число работ по разным периодам истории Германии. В противовес позитивизму выступил Иоганн Дройзен (1808-1884), который много занимался методологическими проблемами исторической науки. По Дройзену особенность исторического метода в том, что он есть искусство «понимания», историю невозможно писать беспристрастно, а иначе она просто теряет свои полезные социальные функции.

Против культа фактов выступал также Фридрих Ницше (1844-1900), который остерегал историю от «избыточности фактов»[20].

В первой половине XIX в. сложилась либерально-просветительская школа, которая пропагандировала историческое знание как средство против феодально-сословных порядков. Во главе школы стоял Фридрих Кристоф Шлюссер (1776-1861). В своей «Истории восемнадцатого столетия» (1823) он дал первую немецкую либеральную концепцию Французской революции. Произведения Шлоссера были написаны без критического разбора источников.

Среди самых значимых немцев 19 века числится и Освальд Шпенглер (1880-1936). Он проводит анализ культур и приходит к выводу о том, что все культуры уникальны, между ними нет преемственности, они сменяют друг друга.

Говоря о значимых и великих, мы в первую очередь вспоминаем Макса Вебера (1864-1920). Вебера не только историк, он и социолог, и политик , по количеству своих интересов его фигура может сравниться с гениями эпохи просвящения. Его работа «Протестантская этика и дух капитализма»[21], в ней Вебер пытается объяснить возникновение капитализма, связывая его с определенным этическим кодексом протестантов. В чем связь? Для католиков важна догматика, у протестантов же догматика и ритуал сводятся к минимуму. Это весьма рациональная конфессия, собственно, как и система капитализма. Католицизм не рационален, следовательно, не экономичен.

Он внёс значительный вклад в методологию политического исследования. Методология Вебера включает в себя теорию идеальных типов, которую он рассматривает главным образом как средство исторического познания.

Главным направлением в немецкой историографии второй половины XIX в. занимали малогерманские историки, которые после 1871 г. стали официозной исторической школой прусско-Германской империи. Лидерами школы были И.Г. Дройзен, Г. фон Зибель, Г. фон Трейчке.

Дройзен (1808-1884) занимался проблемами Античности, опубликовал «Историю Александра Великого» (1836), «Историю эллинизма» (1853), – «История прусской политики»; Генрих фон Зибель (1817-1895) опубликовал свой главный труд«Основание Германской империи Вильгельмом I», в ней идея о творении истории великими людьми.

Малогерманской школе до объединения страны активно противостояли великогерманские католические историки. Лидером школы был Юлиус Фиккер (1826-1902).

Методология либерального направления продолжала традиции гейдельбергской школы, дополнив ее элементами позитивистской методологии. Одним из ярких историков этого направления был Якоб Буркхардт (1818-1897)

Попытку пересмотра теоретико-методологических основ немецкой историографии попытался осуществить Карл Лампрехт (1856-1915). Он заметил ранкеанский идеализм новым культурно-историческим синтезом на позитивисткой базе. Им была написана «Хозяйственная жизнь Германии в средние века» (1885-1886). В своем главном труде «История Германии» (1891-1909) он показал, что объектом изучения должна быть не личность, а коллектив.

Поражение в первой мировой войне, революция, а затем образование Веймарской республики поставили немецких историков перед выбором – поддержать республику или монархию. Среди научного сообщества произошло разделение на сторонников республики и ее противников. Ведущим направлением историографии было консервативное, не поддержавшее республику. Историками-консерваторами можно назвать В. Зомбарта, А. Валя, Г. Риттера. Они считали, что время империи можно сравнить с восходом солнца, в то время как Веймарская республика – это темная долина.

Среди либералов имена Ф. Майнеке, Г. Онкепа, Ф. Шнабеля. Либералы поддерживали республику, считая ее неизбежностью и заслоном против социальных потрясений.

В книге «Возникновение историзма» Мейнеке нарисовал грандиозную картину генезиса историзма как одной из величайших духовных революций в жизни Европы. Идеалистический немецкий историзм выступил в его концепции высшим выражением человеческого духа.

В межвоенный период продолжалась интенсивная деятельность Германа Онкена (1869-1945), издавшего ряд значительных исторических источников. В 1933 г. после многолетней подготовки Онкен опубликовал два тома о дипломатической предыстории мировой войны, созданные на базе практически всех опубликованных к тому времени документов из немецких и британских архивов. Автор стремился проследить взаимосвязи внутреннего развития и внешней политики не только Германии, но и всей Европы.

В области истории социал-демократические ученые занимались в основном двумя проблемами - теоретическими концепциями исторического процесса и историей немецкого рабочего движения. В первой области общепризнанным авторитетом оставался Карл Каутский (1854-1938).

Признанным лидером консервативного направления выступал фрейбургский профессор Герхард Риттер (1888-1967). Риттер необычайно высоко ставил воспитательную роль истории. Центральной проблемой истории для немецких ученых послевоенного времени стал по понятным причинам вопрос о месте и значении нацизма в истории Германии. Консерваторы во главе с Риттером трактовали это явление как разрыв в немецкой истории, не имевший собственно отечественных корней.

В 30-е гг., во время прихода к власти Гитлера, среди историков также не было единого мнения о новом политическом феномене. Однако довольно скоро сфера науки была монополизирована нацистскими авторами, и плюрализм мнений стал невозможен.

С поста редактора «Исторического журнала» в 1935 г. был смещен Ф. Майнеке. Большинство историков сотрудничали с режимом.

В 1942 г. вышла книга Франца Ноймана (1900-1954) «Бегемот»[22]. По Нойману нацизм состоит из 4-х элементов: партии, монополистического капитала, армии и государственного аппарата. Бегемот для Ноймана – символ нацизма, как сильное и тупое животное.

Крах нацизма в 1945 г. вызвал у немецких историков чувства растерянности. Ф. Мейнеке выпустил в 1946 г. крупную работу "Германская катастрофа".

После войны в немецкой историографии сменились идеологические тенденции, на смену консервативному направлению пришло неолиберальное. Ученые нового поколения разделились на сторонников классического историзма, понимавших историю как науку о духе и сторонников социального подхода, исследовавших определенные социальные группы или институты.

В первой половине 70-х гг. внутри неолиберального направления произошли заметные изменения. На левом его фланге оформилась социально-критическая школа, поставившая целью радикальное методологическое обновление исторической науки, усиление теоретического начала, широкое использование социально-научных методов, превращение истории в критическую эмансипаторскую науку. В социально-критической школе представлены историки как либеральной, так и социал-демократической ориентации.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.