Здавалка
Главная | Обратная связь

Американская историческая наука в Новое и Новейшее время



Американская историография начинается со времен раннего колониального периода. В основном, это хроники, рассказывающие о взаимоотношениях колонистов с индейцами. Наиболее известными являются записки первых хронистов: Джона Смита, Уильяма Брэдфорда. В идейном отношении превалирует определяющая роль церкви и божественного замысла.

В XVIII в. расширился круг авторов: теперь историю писали не только служители церкви, но и плантаторы, юристы, врачи и др.

Новый этап в развитии американской общественной мысли связан с Просвещением.

В ходе борьбы за независимость и национальное единство была не только достигнута политическая независимость, но были ликвидированы все феодальные пережитки, произошла значительная перегруппировка сил внутри самого американского общества, т. е. решены задачи буржуазной революции. Выдающуюся роль в этих событиях сыграло американское Просвещение. Колонисты всегда уделяли большое внимание просвещению в собственном смысле этого слова. Достаточно сказать, что в колониях существовала не только разветвленная сеть школ, но и ряд колледжей, что делало американцев в области высшего образования независимыми от Старого Света. Идеи Просвещения нашли в Америке XVIII столетия благодатную почву.

Американское Просвещение многим обязано трудам английских философов — Локка, Шефтсбери, великого Ньютона, работам французских материалистов. Интерес к рациональному, научному знанию, идея познания мира опытным путем стимулировали давнее стремление американцев узнать и осмыслить окружающую действительность. Теория общественного договора оправдывала в глазах американцев конфликт с метрополией.

Деятелями американского Просвещения были Бенджамин Франклин (1706-1790), Томас Джефферсон (1743-1826), Томас Пейн (1737-1809), Б. Франклин («исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании»(1759)).

Главной движущей силой исторического процесса Франклин считал совершенствование морали и знаний, негативно относился к рабству.

Еще один выдающийся мыслитель американского Просвещения – Томас Джефферсон (1743-1826), автор Декларации независимости. У Джефферсона общество развивается в результате деятельности законодателей, и если политические институты несовершенны, то несовершенно и общество. Джефферсон не написал историю США, но инициировал билль, по которому предусматривалось преподавание истории в школах.

Самые радикальные взгляды среди американских мыслителей были у Томаса Пейна. Огромную популярность имели памфлеты, написанные Пейном в годы Войны за независимость, — «Здравый смысл» [23] и «Американский кризис». Они были адресованы самой широкой аудитории. Пейн подробно толковал смысл таких абстрактных понятий, как государство, право, демократия и т. д. Все общие рассуждения он связал с американской действительностью, с конкретными событиями. Однако радикализм взглядов Томаса Пейна вызвал возмущение умеренных деятелей Просвещения и в Европе.

Согласно Пейну разрыв между североамериканскими колониями и Англией был неизбежен, поскольку в основе политики Англии лежали экономические интересы, мешавшие развитию колоний.

В первой половине XIX в. в американской историографии, как и в европейской, развивался романтизм, сразу получивший либеральную окраску.

Ведущим историком этого направления был Джордж Бэнкрофт (1800-1891). Его главная работа – «История Соединенных Штатов» [24]. В ней он изобразил отделение колоний от Англии в романтическом ореоле, выступил как новатор в работе с источниками, дав элементарную критику. Бэнкрофт считал, что все важные события истории обусловлены борьбой идей, причем самые важные идеи – религиозные.

Также к романтическому направлению относятся Фрэнсис Паркмен (1823-1893), Джон Линтроп Мотли (1814-1877), Уильям Хиклет Прескотт (1796-1859).

В период перед Гражданской войной обострилась полемика по вопросам о рабстве. Крупным представителем антирабовладельческого направления в историографии был Ричард Хилдрет (1807-1865), его аболиционистская повесть «Раб», опубликованная в 1834 г., переиздавалась как в Америке, так и в Англии.

В конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. на смену романтизму пришло позитивистское понимание истории. И тут нужно сказать о Уильяме Прескотте (1796 – 1859). Прескотт был крупнейшим специалистом по истории Испании XV-XVI вв., а также испанского завоевания Мексики и Перу. Для Прескотта были характерны беспристрастность изложения в сочетании с использованием огромного количества фактов. Именно Прескотт, по сути дела, «открыл» для западного мира погибшие цивилизации майя, ацтеков и инков. Наиболее популярными из его работ были «История завоевания Мексики» и «История завоевания Перу»[25].

В конце XIX в. наступает упадок романтического направления, ведущее место занимает «критическое» учение. В русле этого течения ведущее положение занимала англосаксонская школа. Лидер ее был Герберт Бакстер Адамс (1850-1901).

Широкое признание на рубеже XIX-XX вв. веков получил пенсильванский историк Джон Мак-Мастер (1852-1932), выступавший против исключительного внимания историков к политическим вопросам. Работы М.-М. содержат большой материал по истории быта, нравов и духовной культуры страны.

В конце XIX — начале XX в. возникает так называемое «экономическое направление», наиболее видным представителем которого явился Чарльз Бирд (1874—1948), первый из американских историков, поставивший вопрос о значительной роли социальных конфликтов в истории США.

В американскую историографию проникают марксистские идеи. Большое значение для складывания марксистского направления в американской историографии имел труд ученика К.Маркса Ф.Зорге (1828-1906) «Рабочее движение в Соединённых Штатах».

Пионер марксизма в США Иосиф Вейдемейер издал (и притом впервые) одну из первых работ, написанных Марксом на основе открытого им учения — теории исторического материализма, — «18 брюмера Луи Бонапарта».

В конце 20-х и начале 30-х годов экономическая и социальная история заняла важное место в американской историографии. Появился ряд сводных работ по истории США, в создании которых приняли участие большие группы ученых. Важнейшие из них - "Хроники Америки" (50 т., 1918-1921) и "История американской жизни" (12 т., 1927 -1948), уделившая много места социальной и культурной истории.

Одно из ведущих мест в исторической науке заняло либерально-реформистское направление, за которым закрепилось название "прогрессистской школы". Прогрессистская школа, с момента возникновения на рубеже XIX-XX вв. сосредоточившаяся на изучении экономических факторов и социальных конфликтов в истории США, достигла научной зрелости в 20-40-е гг., когда она стала признанным лидером либерально-демократической историографии. Историки-прогрессисты Ч. О. Бирд, Л. М. Хэкер, А. М. Шлезингер-старший, Дж. Т. Адамс, К. Ван Вудворд создают крупные обобщающие труды по истории США.

В 40-50-е гг. наступает апогей критики классического позитивизма. В центре внимания оказались гносеологические проблемы: о различии методологии гуманитарных и естественных наук, критерии истинности исторического познания, соотношении истории и совре­менности.

В 70-е гг. в США отмечалось перепроизводство кадров историков, власти сокращали финансирование исследований. Тогда же возникает направление неоконсерватизма, охватившее все стороны общественной жизни. Пик движения приходится на 80-90-е гг. Неоконсерваторы выступали ревнителями американских традиций и институтов, они считали, что американский консерватизм основан на принципах классического либерализма.

В 70-е гг. в США заговорили о кризисе исторической мысли, об утрате исторических идеалов. В 80-е годы произошло своеобразное «возрождение нарратива». Профессор Калифорнийского университета Хейден Уайт, руководивший программой изучения «истории сознания», опубликовал фундаментальную «Метаисторию». Книга вызвала большой резонанс, ее сравнивали с коллингвудовской «Идеей истории». По мнению автора, истории присуща «неискоренимая нарративность» или, иначе, повествовательность и описательность.


Заключение

Если подводить итоги по исследованию западной историографии можно сделать следующие выводы:

· Во всех 4 странах (Англии, Франции, Германии и США) историческая наука двигалась по одному и тому же пути. Где-то чуть раньше, где-то чуть позже, но все страны проходили одни те же стадии развития.

· Доминирующая научная парадигма также меняется в каждой стране.

· В каждой стране прослеживается последовательность и преемственность развития идей, и заметно взаимовлияние стран друг на друга, хоть и в разных странах стадии развития исторической науки приобретали более сильно выраженный характер.


[1] Бэкон Ф. Новый органон (электронный ресурс)

/ http://lib.ru/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt

[2] Мор Т. Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия. М., 1953.

[3] Болингброк С. Дж. Письма об изучении и пользе истории. М.: Наука, 1978

[4]Гаррингтон Дж. Республика Океания, М.: Издательство Московского университета, 1985

[5] Бёрк Э. Размышления о Французской революции (электронный ресурс) /http://larevolution.ru/Books/Burke1.html

[6] Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

[7] там же

[8] Коллингвуд Р. Указ. соч. С. 10.

[9]Поппер К. Открытое общество и его враги/http://lib.rus.ec/b/146896/read

[10] Thompson, E. P. The Making of the English Working Class London, 1963

[11]История // Энциклопедия Дидро и Д’Аламбера. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Encycl/index.html

[12] Монтескье Ш. О духе законов (электронный ресурс)

/http://bookz.ru/authors/montesk_e-6arl_-lui/montes01/1-montes01.html

[13] Кондорсе Ж. Эскиз картины прогресса человеческого разума. М., 2010

[14] Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми

(электронный ресурс) / http://lib.rus.ec/b/275011/read

[15] Michelet. J. Histoire de la Rйvolution franзaise. Paris. 1979

[16] Тэн И. Происхождение современной Франции/http://larevolution.ru/Books/Taine.html

[17] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. М. 1986-1992

[18] Бродель Ф. Средиземное море и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II. М., 2003.

[19] Wagner F. Der Historiker und die Weltgeschichte. Freiburg, 1965. S. 85.

[20] [20] Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Минск, 2003

[21] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2003.

[22] Neumann F. Behemoth. New York; Oxford, 1942

[23] Пейн Т. Здравый смысл/http://www.inliberty.ru/library/classic/516/

[24] Bancroft G. History of the United States. Boston.1834—74

[25] Prescott W. History of the conquest of Mexico, сокр. рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1885; History of the conquest of Peru, сокр. рус. пер., СПБ, 1886







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.