Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные периоды и этапы в развитии конфликта



Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его временные границы — начало и окончание. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки Целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт.

Начало конфликта. Оно может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшим­ся требуются три совпадающих условия:

1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб друго­му участнику (под действиями понимается как физические дви­жения, так и передача информации);

2) второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

3) в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия про­тив первого участника (А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев, С. В. Куд­рявцев, 1993). Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессив­ные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т. е. совершает мысленные, а не пове­денческие действия.

Окончание конфликта.Оно может иметь различные формы и ис­ходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, на­правленных друг против друга.

Основные периоды и этапы динамики конфликта

1. Латентный период(предконфликт), который включает этапы:

возникновение объективной проблемной ситуации;

осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаи­модействия;

попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт по­рождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой си­туации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. п.). Так как противо­речие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимуще­ственно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные си­туации существуют длительное время, не проявляя себя.

«Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятель­ности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами» (Я. В. Гришина, 1990).

Одно из условий такого перехода — осознание объективной про­блемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реально­сти как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с ис­кажениями. Субъективность восприятия порождается не только при­родой психики, но и социальными различиями участников комму­никации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различи­ями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаи­модействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они или одна из них пытаются решить проблему неконфликт­ными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информиро­ванием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия Уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. р любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои инте­ресы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуа-'йи воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон 33аимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредствен­ная. Именно ощущение непосредственной у грозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

2. Открытый период.Часто его называют конфликтным взаимодей­ствием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент; эскала­цию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конф­ликта.

Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ог­раничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликт­ных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, при­внося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе -борьба накаляет эмоции — эмоции увеличивают ошибки восприятия -это ведет к интенсификации борьбы и т. д. Такой процесс получил на­звание «эскалация конфликта».

Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппо­нентов. Ввиду важности данного этапа он более подробно рассмот­рен в следующем параграфе.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают проти­водействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предприни­маются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конф­ликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

3. Послеконфликтный период,который включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов; полную нормализацию их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап

характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Проис­ходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к парт­неру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Нега­тивные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторо­нами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Это­му способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

Рассмотренные периоды и этапы могут иметь различную длитель­ность: быть спрессованы до нескольких мгновений (например, в конф­ликте-стычке школьников на перемене) или могут длиться десяти­летиями (война за независимость испанских колоний в Америке 1810-1826 гг. или вьетнамская война 1959-1973 гг.). Некоторые эта­пы могут отсутствовать; например, после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характе­ризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходя­щей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продол­жается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стре­миться к соглашению, приемлемому для обеих сторон (Р. Болтон, 1987).

Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматри­вать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрезках времени проте­кания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ресурсов, при которых прямая кон­фронтация отсутствует.

Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руководством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями оппонентов, свидетелями конфликта и др.

Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, оппоненты прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют соот­ветствующие своим интересам и ситуации способы его разрешения Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наиме­нее благоприятное развитие событий; наиболее реальное развитие со­бытий; как разрешится противоречие, если просто прекратить актив­ные действия в конфликте.

Важно определить критерии разрешения конфликта, причем они должны признаваться обеими сторонами. К ним относят: правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитетных лиц; прецеден­ты решения аналогичных проблем в прошлом, традиции.

Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возвращение к об­суждению; выдвижение альтернатив; выдвижение новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).

Контроль эффективности собственных действий предполагает кри­тические ответы самому себе на вопросы: зачем я это делаю? чего хочу добиться? что затрудняет реализацию намеченного плана? справед­ливы ли мои действия? какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? и др.

По завершении конфликта целесообразно: проанализировать ошиб­ки собственного поведения; обобщить полученные знания и опыт ре­шения проблемы; попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом; снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с ок­ружающими; минимизировать отрицательные последствия конфлик­та в собственных состоянии, деятельности и поведении.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.