В гостях и на людяхСтр 1 из 2Следующая ⇒
На прогулке (Уличные капризы)
«Нет никакой возможности увести ребенка с улицы. Сначала "сейчасканье", потом упреки, что другим-то можно, а ему нельзя. Каждый раз дело заканчивается скандалами». «Наташа не ходит в детский сад, сидит дома с бабушкой. Распоряжается ей как хочет: сядь тут, подержи, крути, давай приходи. Но самое печальное, что это повторяется и на прогулке. Дочь тянет бабушку, куда ей только надо. То в детский парк, то кататься на трамвайчике, то на спортивную площадку. Бабушке 62 года, и естественно, что она не выдерживает такой нагрузки. Четыре-пять часов на ногах, тут любая молодая упадет. Пытаюсь урезонить свою барышню, но пользы мало. Все ее обещания только на словах». Уличные капризы — особый вид детского поведения. Спокойный и покладистый во всех отношениях ребенок становится на прогулке несговорчивым тираном. Особенно часто они встречаются среди детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, первенцев, детей младшего школьного возраста, чрезмерно загруженных учебой и работой в школе и учреждениях дополнительного образования. В расписании дня таких детей прогулки не частое удовольствие. Поэтому, вырвавшись во двор, включившись в игру или соревновательную деятельность со сверстниками, они забывают о времени. Зато за ним (временем) часто следят бдительные взрослые. Няня, неработающая мама или бабушка стремятся обеспечить ребенку максимально комфортные условия, стараются во имя здоровья детей следить за режимом их питания и отдыха. Именно поэтому в число их непосредственных обязанностей входят приготовление пищи, стирка, уборка помещений, забота о том, чтобы в доме, в том числе у ребенка, было все необходимое. Кроме того, контакты с медиками, педагогами, тренерами-наставниками и другими узкими специалистами тоже входят в круг их обязанностей. Конечно, с детьми еще нужно играть, читать, заниматься, гулять, просто общаться, наконец. Удовлетворение этих духовных потребностей юных граждан также требует сил и времени, причем немалых. Но... данное «но» предполагает возможность, пусть и частичную, отключения от этих дел, когда ребята подрастают и обретают возможность их самостоятельного выполнения. Действительно, когда пятилетний малыш самозабвенно играет с машинами или солдатиками или занят новой раскраской, то это время можно спокойно потратить на просмотр, сортировку, починку его же одежды и белья или приготовление ужина. Здесь и ребенок под присмотром, и домашние дела оказываются сделанными. Иной случай — прогулка. Двор — не всегда безопасное и подходящее место для нее. Часто возникает необходимость непосредственного присмотра за играющими, резвящимися здесь детьми или же взрослые выступают в качестве сопровождающих лиц, задача которых заключается в доставке, «транспортировке» ребенка к месту назначения. Парки, зоны отдыха, зеленые площадки, пригородные зеленые насаждения не всегда находятся в непосредственной близости от дома. Поэтому именно прогулки с детьми становятся психологически трудным испытанием для многих взрослых, занятием, требующим максимальной выдержки, собранности и ответственности. Далеко не каждый родитель, а тем более человек преклонного возраста решится стать участником подвижных игр детей на воздухе. Бегать, прыгать, лазать, гонять мяч, возиться в песке или снегу под стать не всем. Уже через 20—30 минут от статичной позы (особенно стоя) чувствуется усталость, хочется присесть, что не всегда возможно. В условиях нашего климата, который весьма далек от субтропического, даже поздней весной и ранней осенью бывает довольно прохладно. Активно двигающимся детям все нипочем, а вот пребывающим в вынужденном бездействии взрослым приходится туго. Размашистые движения детей вызывают беспокойство и тревогу. Их хочется поскорее остановить. Первые робкие призывы: «Не пора ли домой?» — обычно остаются без ответа. Вытерпев положенные час-полтора, взрослые выражают уже настойчивое требование. Но ребенок, который, что называется, разыгрался, игнорирует и их. Вот здесь-то и наступает переломный момент. Либо мы предоставляем ребенку возможность удовлетворять свои потребности в активном взаимодействии со сверстниками целиком, а воспитание в нем чувства ответственности и чувства меры откладываем на потом, либо мы будем, руководствуясь благими пожеланиями и опираясь на доступные нам средства, препятствовать этому.
Второй случай и приводит к появлению уличных капризов. Любой взрослый человек на прогулке в присутствии посторонних людей ведет себя сдержанно. И чем сильнее он сдерживает себя, тем большим становится эмоциональное напряжение, которое грозит обернуться срывом, скандалом. Дети гораздо менее нас, взрослых, обременены социальными условностями. Их публичные ответы и поведение мало чем отличаются от обычных. Но то, что допустимо в стенах дома, становится угрозой нашему авторитету на улице. Повторять в который раз одно и то же — просто неприлично, прибегать к наказанию не позволяют социальные условности. Дети без всяких разъяснений, чисто интуитивно, чувствуют это и стараются воспользоваться своим моральным преимуществом. Избежать появления уличных капризов можно, но для этого требуется существенная подготовительная работа по переделке сложившихся установок. Выше уже упоминалось, что уличные капризы чаще встречаются у «несадиковских» детей и детей, чрезвычайно загруженных различными делами и обязанностями. Если сделать прогулку, а еще лучше прогулки делом ежедневным и обязательным, то острая потребность затянуть их на возможно большее время обычно отпадает. Чтобы добиться этого, нужна кооперация. Один взрослый человек действительно не может разорваться. Выбор тут невелик: заниматься либо домом, либо детьми. А вот если скооперироваться с соседями по дому, приятелями и приятельницами, то проблему можно решить довольно просто. Вы соглашаетесь какое-то время присматривать за своими и чужими детьми, но взамен приобретаете возможность оставлять своего под присмотром других взрослых. Таким образом можно убить сразу нескольких зайцев: справиться с домашними делами, обежать магазины или сходить в парикмахерскую, просмотреть периодику и в то же время быть спокойным за своих отпрысков, которые не предоставлены сами себе, а гуляют под присмотром. Второй шаг — это приучение детей к разумному самоограничению, выработке у них чувства ответственности. Общих рецептов в этом вопросе быть не может. Все дети разные, и воспитывать каждого нужно по-особенному Третий шаг — это наличие предварительной договоренности.
Школьники и старшие дошкольники вполне способны понимать разумные доводы взрослых. Но есть одно маленькое условие: договариваться надо заранее. В состоянии азарта, творческого воодушевления они забывают о своих обещаниях, и задача взрослых — напомнить о них. Дети должны четко усвоить, что, помимо их интересов, есть интересы других людей, а самый любящий родитель — не автомат по удовлетворению их желаний, а живой человек. Ребенок должен научиться понимать слова. Но «тренировать» его в этом умении лучше не во время прогулки. Если все-таки скандал произошел и ребенок устроил очередной спектакль во дворе или другом общественном месте, не упрекайте его в невоспитанности, недостатке любви к вам, лучше еще раз проанализируйте свои действия и постарайтесь найти в них ошибку. А уж исправлять ее или мириться с ее существованием — решать вам.
№ 8 В гостях и на людях
(Детская несдержанность в общественных местах)
«Мы давно уже не берем Толика в гости. Чем краснеть за него, пусть лучше дома остается. Он за 15 минут сметает все закуски. Люди подумают, ребенка дома не кормят». «Первый наш семейный выход в музей закончился крайне неудачно. Светка пыталась залезть в любую щель, все ей надо было потрогать руками. Смотрительнице заявила, что раз у нее есть стульчик, то и ребенку можно посидеть, нужно только убрать веревочки и загородки с музейной мебели. Отец с трудом увел девочку в буфет. Дома состоялся крупный разговор. В общем, с мужем мы поссорились...»
Практически любой родитель старается привить своему чаду общекультурные навыки. Здороваться, вытирать ноги, уметь вести себя в общественном транспорте и других общественных местах — все это и многое другое ребенок должен освоить к определенному возрасту. Если сделать это не удается по той или иной причине, то взрослые начинают испытывать чувство неловкости за своих детей, ибо их воспитательные возможности подвергаются публичной оценке. Формирование общекультурных навыков — дело не одного дня и не одного года. Наставления и объяснения мало способствуют этому процессу. Они предназначены для других задач. Уровень культуры прежде всего проявляется в обыденной жизни людей. Если ребенок привыкает к тому, что ему все позволено дома, то вряд ли инструктаж мамы о правилах поведения в поликлинике или больнице (нельзя бегать, нельзя громко кричать, надо заходить в кабинет по очереди и др.) возымеет силу внушения. Если трехлетнему малышу еще можно простить нарушение общественных правил и приличий, то пяти-шестилетнему ребенку не уметь вести себя грешно, а семи-восьмилетнему — просто недопустимо. Важным условием является личный пример взрослых и их реакция на нарушение кем-либо существующих норм и правил. Воспитывают не столько слова, сколько поступки близких и дорогих ребенку людей. Не случайно в психологии их называют «значимыми другими», ведь именно на их непосредственную реакцию ориентируются дети, их поведение воспроизводят в своих поступках. Можно ли каким-то образом избежать неприятных моментов, добиться, чтобы отпрыски не ставили нас в неловкое положение перед окружающими и, напротив, позволили нам испытывать заслуженное чувство гордости и удовлетворения? Разберем это на наших же примерах. Есть семьи, где задача накормить ребенка превращается в сверхзадачу. Детям там предназначаются лучшие куски. Многие продукты покупаются специально для них, и ограничивать ребенка в еде считается зазорным. Если эти установки сочетаются с чрезмерным аппетитом или моментом ускоренного роста и развития организма ребенка, то вполне понятно, что и в гостях и в кафе или ресторане он будет ориентироваться исключительно на свои запросы. Предупреждения или замечания вызовут с его стороны лишь недоумение: почему дома салат или пирожное предназначаются ему одному, а здесь он должен делиться ими с кем-то? Мало заранее предупредить ребенка, недостаточными будут даже угрозы. Никто не способен гарантировать, что он сможет устоять перед соблазном, если какое-то блюдо придется ему особенно по вкусу. Чтобы не ставить в неловкую ситуацию себя и гостеприимных хозяев, лучше заранее предупредить их о такой особенности вашего сына или дочери. Может, они сочтут необходимым подавать только традиционные блюда или изолировать ребенка, накрыв детский стол. Заведомо же избежать этой ситуации можно, лишь в корне изменив свои установки. Терпеть капризы ребенка за общим столом, выслушивать его замечания по поводу того, что кушанья приготовлены не так, как он любит, доедать за ним то, что он отведал и не одобрил, или делиться тем, что предназначено вам, крайне неприятно. Поэтому лучше постараться избежать подобной ситуации. Лучше заранее принести извинения и пояснить свою просьбу, чем краснеть перед хозяевами и другими гостями или, как в нашем примере, лишать ребенка радости общения с друзьями, родственниками и знакомыми. Ведь ребенок всего лишь жертва наших неадекватных родительских установок, а вовсе не «бомба замедленного действия», готовая сработать в самый неподходящий момент. Второй случай касается неумения детей сдерживать свое природное любопытство. Девочек и мальчиков может заинтересовать конструкция замысловатой прически или содержимое сумки соседки. Их неудержимо влекут чужие вещи и домашние животные. В музеях, на выставках, концертах и спектаклях они не просто безапелляционно высказывают свои суждения, а норовят всюду просунуть свой любопытный нос, изыскивают немыслимые возможности во всем убедиться самим. И опять, как в первом случае, бесполезно их просить не убегать от родителей, не задавать идиотских вопросов, не лезть туда, куда им не положено. Если это позволено детям дома, то никакие преграды их не остановят. Поэтому не стоит обольщаться, что если мама и папа поклонники симфонической музыки, завсегдатаи выставок и вернисажей, то и их отпрыски будут вести себя в соответствующих местах безукоризненно. Одно дело слушать Чайковского во время игры или ужина и совсем другое — высидеть в консерватории двухчасовой концерт. Даже если ребенок выражает искренне желание пойти с вами куда-то, это не гарантирует его безукоризненного поведения. Для первого раза лучше выбирать специальную детскую программу: слишком большая нагрузка может надолго «отвернуть» ребенка от подобных мероприятий. Поэтому не сердитесь, если он захочет уйти раньше. Заранее опишите детям не только положительные стороны, но и недостатки участия в общественных мероприятиях, например, что вы не сможете громко отвечать на вопросы ребенка, брать его на руки, поднимать, если ему будет недостаточно хорошо видно и слышно, что подкрепиться лучше заранее дома. Но и после этого не ждите слишком многого и не выговаривайте ему за допущенные промахи. Только терпеливое постепенное приучение позволит вам избавиться от проявлений детской несдержанности и непосредственности в общественных местах. Зато потом вы сможете показываться с детьми в любом месте и в любом обществе.
№ 9
«Изводины» (Необоснованные претензии)
«Феликс избрал меня в качестве объекта нападок. Ни с отцом, ни с братом такого он себе не позволяет. Требует и тут же начинает скандалить, что я этого не делаю или делаю не так. Только доведя меня до состояния полного бешенства, ребенок успокаивается, просит прощения, начинает целовать, обнимать. Тут никакие нервы не выдержат!» «Стоит появиться в доме свекрови, как Наташа начинает изводничать. Все не по ней, все не так. Устраивать концерты перед бабушкой теперь ее любимое занятие. Естественно, я начинаю нервничать, высказываю претензии свекрови. Улучшению отношений между нами это не способствует. Сюда же подключается и муж. А маленькой провокаторше будто только того и надо».
В возрасте от 5 до 10 лет некоторые дети начинают изводить близких. Для своих упражнений и экспериментов они чаще всего выбирают того члена семьи, кто выказывает им наибольшую любовь, склонен к всепрощению. Чем сильнее различаются стили родительского поведения, тем скорее эта черта проявится в ребенке. Говорят, что противоположности сходятся. Властного требовательного отца дополняет мягкая, заботливая мать. Женщина суровая, деспотичная скорее выберет себе в супруги рохлю и подкаблучника. Если один из родителей сдержан в проявлении своих чувств, то второй нередко отличается повышенной эмоциональностью. Статистика показывает, что браки между такими людьми прочны и стабильны. Дети, растущие в таких семьях, находятся как бы между двух полюсов. В равной степени испытывая любовь и привязанность к обоим родителям, они испытывают специфические трудности в идентификации (отождествлении) себя с тем или иным лицом, примеривают к себе роль того и другого. Подобная ситуация может сложиться и в случае, если мать-одиночка растит сына или отец один занимается воспитанием дочери. Во всех этих случаях родитель пытается восполнить ребенку дефицит любви и внимания, который обусловлен сложившейся ситуацией. Дефицит этот может существовать лишь в воображении взрослого человека. Но подобное представление («Муж любит сына недостаточно сильно», «Ребенку не хватает материнского тепла и заботы», «Бабушкины потачки приведут лишь к избалованности детей» и т. д.) ведет к формированию у ребенка гипертрофированной потребности в любви. Такие дети стремятся получить подтверждение того, что они обожаемы, в любых, самых неподходящих ситуациях и самыми разными способами. Изводить других, капризничать, выражать необоснованные претензии — плохо. Это понимают и трех-четырехлетние малыши. Ребенок в своем сознании решает следующую задачу: если меня будут продолжать любить, когда я плохой, значит, меня действительно любят, а чтобы проверить это, нужно сделать что-то плохое, продемонстрировать худшие черты своей натуры. Этот жестокий эксперимент и ставят на своих близких дети-«изводины». Маленькие дети рассуждают примерно следующим образом: отец кричит на мать, а она говорит, что любит его, — если я буду кричать на нее, не станет ли она любить меня еще сильнее? Бабушка называет меня своей «сладенькой, ненаглядненькой», а что она будет говорить, если я стану гадко вести себя с ней и с мамой? Терпимость, о которой мы говорили много хорошего, в данной ситуации играет негативную роль. Чем дольше взрослые будут терпеть издевательство над собой, чем старательнее станут искать оправдание действиям своих детей, тем скорее это приведет к формированию привычки добиваться любви, причиняя боль и страдания близким, дорогим людям. Задача «изводин» — доказать нам, что мы лжем и лукавим, когда говорим им о своей любви, о том, что они бесконечно дороги нам. В первом из приведенных примеров мальчик Феликс действует до тех пор, пока мать не начинает кричать на него, не выходит из себя окончательно, тогда он начинает ластиться к ней, старается загладить свою вину. Так же и девочка Наташа привередничает лишь в присутствии бабушки. Сигналом к завершению ее выступлений служат разборки между взрослыми. Как только дети показали нам подлинную, по их мнению, сущность наших чувств (кричим, ругаемся, руки распускаем, — а говорили, что...), они становятся прежними милыми и покладистыми существами. Чтобы хоть как-то противодействовать укоренению подобной привычки, следует переосмыслить собственное поведение, перевести взаимоотношения с ребенком на более рациональную основу. Выравнивание педагогических стилей, даже в ущерб собственной индивидуальности, разумная сдержанность в выражении отеческой и материнской любви — это всего лишь общие рекомендации. Реализовать их в конкретных условиях, дополнить специфическими приемами вам помогут консультации у специалистов-психологов. Но следует помнить, что только согласованные действия всех участников воспитательного процесса могут принести положительный результат. Поэтому прежде всего заручитесь пониманием и поддержкой других членов семьи. Без этого ваши усилия останутся бесплодными. Трудно признаться даже себе, что наши милые Ма-руси, Настеньки и Валерики — настоящие «изводины». Еще труднее заставить себя изменить свой стиль взаимоотношений с детьми. Но это единственный путь из создавшегося тупика. И только в наших силах выбраться из него и помочь выбраться своим сыновьям и дочерям.
№ 10
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|