Крикуны и «вопилки» ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
(Детская крикливость)
«Аленка — добрая, хорошая девочка. Но если что-нибудь не по ней, сразу начинает кричать. Эта вредная привычка появилась у нее недавно. Что с ней делать, ума не приложу?» «Три летних месяца девочка провела у бабушки с дедушкой в деревне. Вернулась — и началось. Кричит по поводу и без повода. С утра и до вечера только и слышим ее вопли и причитания. Зачем третью ложку сахара положили, когда она просила две ? Она и так знает, что надо убрать свои книжки. И все криком, криком. Люди со стороны послушают, бог знает что подумают!»
Привычка кричать, доказывая свою правоту, вырабатывается у детей постепенно. Изо дня в день, из месяца в месяц у них складывается убеждение, что если они будут просто просить, спокойно излагать свои требования и пожелания, то это не приведет к желаемому результату. Возможно, это убеждение возникло потому, что взрослые слишком долго навязывали ребенку свою волю. Возможно, кто-то из них сам довольно успешно пользуется этим приемом, то есть разговаривает на повышенных тонах, не слишком сдержан в выражении эмоций. Ребенок же, как искривленное зеркало, отражает происходящее в преувеличенном виде. Он лишь подражает нам, а кажется, что он переходит всякие границы. Может статься, что растущий человечек натыкается на эту форму поведения случайно, но, раз попробовав, находит ее вполне эффективной. Ведь оказывается, взрослые гораздо быстрее реагируют на вопли, нежели на слова. Просьба или требование будут выполнены не потому, что они разумны и своевременны, а лишь для того, чтобы поскорее отвязаться, прекратить, не слушать больше крик. Какой бы ни была причина возникновения детской крикливости, появившись, она причиняет много беспокойства окружающим. Родители всячески стараются успокоить ребенка. Они начинают волноваться, что с его психикой не все в порядке. Их заботит и общественное мнение: кому хочется встречать осуждающие взгляды соседей, слышать их шепоток у себя за спиной? Чем выше степень обеспокоенности родителей, тем чаще и охотнее дети будут прибегать к такому средству социального воздействия, как крики и вопли. Они без всяких логических умозаключений приходят в выводу о высокой эффективности и надежности крика. Раз таким путем можно быстро добиться желаемого, то следует прибегать к нему снова и снова. Родительская покорность, исполнительность и озабоченность служат лишь подкреплением негативному поведению детей. Уяснив это для себя, следует выбирать линию поведения, которая могла бы противостоять укоренению этой привычки, превращению крикливости в одну из ведущих черт характера. Легче, конечно, просто не связываться с такими «вопилками», закрыть глаза на этот недостаток детей и постараться не провоцировать их лишний раз. Но такая тактика может привести лишь к тому, что дети не станут дожидаться удобного, подходящего случая, а начнут использовать свои провокации в любых ситуациях. А уж в чем, в чем, а в изобретательности им отказать нельзя. Если же вы тверды в своем намерении раз и навсегда покончить с такой формой проявления детских капризов, то прежде всего проследите за собой. Не поддаваться на ребячьи провокации трудно, но стоит лишь раз выйти из себя, и все можно начинать сначала. Поэтому излагайте свои требования спокойно и твердо, не забывайте об аргументации и обосновании. Беспрекословное подчинение существует лишь в уставных отношениях, в семейных делах оно недолговечно и даже опасно. Предложите мальчикам и девочкам изложить свои просьбы и требования в другой форме, без выкриков и эмоций. Не перебивайте и не возмущайтесь, если с первого раза это у них не получится. Даже взрослые не всегда владеют собой, а детям только предстоит научиться этому. Пусть пробуют еще раз, а потом еще и еще. Возможно, сдержанная манера общаться наконец начнет доставлять им удовольствие. В разговорах с детьми откажитесь от угроз и запугивания, иначе эти приемы быстро войдут в репертуар действий ваших детей, но теперь уже будут направлены против вас самих. Будьте тверды в своих намерениях, но не путайте твердость с жестокостью и непреклонностью. Ребенок не закричит без причины. Крик — это сигнал эмоционального неблагополучия и собственной беспомощности маленького человека. Поэтому постарайтесь выяснить причину возмущения и оказать своевременную помощь.
№ 11 Манипуляторы (Детская манипуляция) «Николку даже в саду зовут артистом. Притворенный парень растет. Когда ему надо, изобразит что хочешь...» «Я, конечно, понимаю, что так дочь добивается того, чтобы не ходить в школу. Но всякий раз попадаюсь на ее удочку. Ну а как быть, если она жалуется то на живот, то на сильную головную боль ?» «Дети, что один, что другой, из бабушек веревки вьют. Где попросят, где поканючат, где лестью возьмут или угрозами. А еще повадились перед одной хаять другую. Это уж никуда не годится. Настоящие стервецы растут, а моя мать и теща все им спускают».
Притворство есть не что иное, как своеобразная форма манипуляции. Дети осваивают лицедейство в игре и через подражание нам, взрослым. Но требуется еще один шаг, чтобы малыш стал манипулятором. Надо, чтобы он осознал личную выгоду притворства и стремился к нему ради собственного удовольствия. Мы сами подаем детям пример того, как можно использовать посулы, обещания, уговоры или страхи, чтобы добиться желаемого. Бабушка, например, просит съесть не все, а только ложечку за папу, ложечку за маму, ложечку... А мама обещает посидеть и почитать сказку, если захворавший малыш позволит поставить ему горчичники. Отец грозит не взять в следующий раз сына на рыбалку, если в дневнике у него появится еще хоть одна двойка. Все это обычные, на первый взгляд вполне безобидные вещи. Ложь во спасение, ложь во благо была, есть и будет существовать в этом мире. Да и потом, как управлять ребенком, если он ничего не боится, ни на что не покупается? Все это так. И приемы манипуляции достаточно безопасны, когда используются наряду с другими, такими как объяснение, убеждение, личный пример, поощрение или наказание. Но все меняется, когда человек не заботится о благе другого, а стремится удовлетворить лишь свои эгоистические желания, причем за счет ближнего своего и с минимальными личными затратами. Таким образом, прежде, чем стать манипулятором, ребенок уже должен быть эгоистом. Сознание младенца центрировано на нем самом, на собственных телодвижениях, собственных потребностях. Именно за счет этих процессов происходит формирование «я» человека. Если окружающие взрослые заботливо ухаживают за малышом, своевременно удовлетворяют все его желания и потребности, то у маленького человека вырабатывается «базовое доверие к миру». Этим термином в психологии обозначается система позитивных установок на других людей, уверенность, что взаимодействие с ними принесет удовлетворение, будет радостным и полезным. Но это чувство доверия не имеет ничего общего с эгоизмом. Эгоизм формируется не раньше чем к 3—3,5 года. Условием его возникновения можно считать полную центрированность семьи на ребенке, готовность пожертвовать всем ради удовлетворения его малейших желаний, любых прихотей. Второе условие — это гиперопека. К указанному возрасту малыши уже способны многое выполнять самостоятельно, обслуживать себя и даже других, пусть лишь частично. Но заботливое, предупредительное, навязчивое внимание взрослых заблаговременно сметает с дороги детишек все препятствия, не позволяет им и на миг остаться без помощи и поддержки. Сочетание этих условий и ведет, как правило, к появлению черт эгоистической личности у подрастающих детей. Итак, возникновению привычки к манипулированию предшествует достаточно длительный процесс развития. К тому же первые попытки манипуляции родными выглядят мило и вполне невинно. Кому же не будет приятна детская ласка, кто не откликнется на трогательный призыв: «Подуй, горячо!» — или не бросится поднимать карапуза, который упал и не встает сам. Но когда милый мальчик начнет падать нарочно, чтобы как будто из-за больной ручки или ножки получить целый ряд поблажек (не мыться, не убирать за собой, вместо супа есть мороженое и т. п.), будет уже поздно ругать его за неловкость. Противостоять манипуляциям — трудно, бороться с ними разумными средствами или встречными манипуляциями — практически невозможно. В борьбе «кто кого» верх обычно одерживает ребенок. Зато можно не позволять вовлекать себя в эту игру, избегать ловких приемов меленьких лицедеев. Если мы только позволим себе включиться в торг: «Ну еще полчасика» — «Нет, пять минут» — «Ну еще чуточку-пречуточку», то мы проиграли. Зато можно сказать: «Я ухожу домой» — и уйти, не оборачиваясь. И ненаглядное чадо в ближайшее время последует за нами. А если нет, то следует объяснить ему, что лишнее затраченное им время будет вычтено из продолжительности следующей прогулки. Главное — выполнить обещанное, не допустить, чтобы наши слова были пустой угрозой. Уход от манипуляций не обязательно предполагает прерывание контакта с ребенком. Важно лишь четко объяснить свои действия: «Я не позволяю тебе остаться утром в постели не потому, что не верю в твою болезнь или не сочувствую, не люблю тебя, а потому, что считаю учебу очень важной. Если же тебе трудно или страшно идти на занятия, то я готов(а) помочь. Скажи: что необходимо сделать?» Перевод общения на рельсы делового, партнерского взаимодействия обычно бывает полезен. Ведь партнеры уважают, доверяют друг другу, рассчитывают на ответную помощь и понимание. Это поднимает детей в собственных глазах, не позволяет слишком уж часто и безнаказанно скатываться до корыстного обмана, лицедейства и манипулирования.
№ 12
Вредины (Детский негативизм)
«Марина все отнимает у младшего брата. Делает она это не столько из ревности, сколько из вредности. На Новый год обоим привезли подарки. Ванечкин она спрятала и не отдавала, пока он не заплакал. Ни уговоры, ни наказания не помогают». «Вредненькая она растет, что и говорить! Стоит ее о чем-нибудь попросить, как обязательно сделает все наоборот. Уж лучше молчать и ничего не говорить».
Вредными можно считать детей, у которых выработалась привычка действовать наперекор другим. Казалось бы, это очень неразумный стиль поведения, но такие ребятишки и действуют не под влиянием доводов разума, а под влиянием сильных эмоций. Их поступками движет злорадство, чувство собственного превосходства, стремление торжествовать победу над другими людьми. Поводом для возникновения подобного сочетания может стать ситуация «свержения с престола», когда всеми любимый и обласканный ребенок переживает временную утрату собственного могущества в связи с приездом в дом гостей, родственников, появлением в семье новых членов (братьев, сестер, отчима или мачехи). Но это лишь повод, истинная причина кроется в чрезмерной избалованности детей, их уверенности в своей безнаказанности. Вредины встречаются как среди мальчиков, так и среди девочек. Правда, между ними есть некоторые отличия. Мальчики предпочитают действовать более скрытно. Их протест принимает форму непреодолимого упрямства. Если они что-то совершают или не совершают, то делают это из принципа и никогда не признаются в совершении своих поступков. Девочки же чаще вредничают публично, совершают плохие поступки напоказ да еще и громко при этом разглагольствуют. На вредин не действуют упреки, их не страшат угрозы. Даже само наказание способно добавить к их поступкам лишь изощренности. Действуя наперекор всему, они вступают в своеобразную силовую борьбу со взрослыми, стремясь доказать, что на них нет и не может быть управы. Чтобы не дать укорениться в детях вредной привычке поступать назло другим, в том числе и вам, следует прежде всего запастись терпением. Просьбу свою нужно не просто многократно повторять. Усиление нажима, повышенные тона, плохо скрываемое раздражение за высказываемыми фразами, а тем более крик раззадоривают вредин. Азарт добавляет им сил для борьбы. Лучше сопроводить разъяснениями, предложить непокорным отпрыскам помощь, предложить им возможность выбора. Вместо безапелляционных требований можно использовать альтернативные предложения. Например, вместо фразы: «Уже девять часов, отправляйся умываться и спать» — следует дипломатично предложить: «После вечерних мультфильмов мне помочь тебе умыться или я могу еще немного почитать?» Или взамен раздраженного упрека: «Почему ты не надела теплые колготки? Я их тебе специально подала!» — можно попросить у девочки совета: «Что бы мне надеть сегодня потеплее? Я не рискую при такой низкой температуре ходить в короткой юбке и тонких колготках!» Не следует отказываться от общения с вредными детками из желания не провоцировать их лишний раз. За что их так называть, ведь они не совершили ничего плохого? Напротив, выражение хорошего к ним отношения очень важно для таких детей. Любой человек должен быть уверен, что он любим, даже если поступает плохо. Мстить детям, пусть и самым вредным, недопустимо. От капризов они лишь перейдут к агрессии. А у взрослых и юных членов вашей семьи появятся дополнительные проблемы. Вредин, как и диких животных, можно перевоспитывать только любовью и терпением: это гарантирует успех лучше любого наказания.
№ 13 Плаксы (Привычка плакать)
«Варвара у нас плакса, настоящая рева-корова. Плачет по поводу и без повода. Чуть что не по ней, сразу в слезы. Жена переживает, волнуется. А я считаю, путь поплачет, от этого вреда не будет. У девчонок, известно, глаза на мокром месте». «Парень растет телом не хлипкий, с шести лет с отцом вместе спортом занимается, а слезу то и дело пускает. Говорю ему: "Пашка, не дрейфь! Чего нюни распустил?" — а он только пуще заливается. Я уж и ребят со двора просила постыдить его, но ничего не помогает, как был плаксой, так плаксой и остался». Большинство детей в возрасте от 3 до 10—11 лет натуры эмоциональные. Но среди них встречаются индивиды с особенно ярко выраженной эмоциональной нестабильностью. Такие не просто переживают сильнее других или не могут сдержать свое волнение — у них возникает привычка реагировать тихим плачем или бурными рыданиями на всякую затруднительную ситуацию, неудачу или простое замечание со стороны. А. Л. Барто метко назвала таких ребят «ревушками-коровушками». Поводов для плача они находят неисчислимое множество. При всем при том их нельзя отнести к трусам или невротикам. Это еще один тип каприза, привычка, ставшая отличительной чертой личности. Малыши плачут, потому что еще не владеют речью, не могут описать словами свою боль или специфическое душевное состояние. Их слезы — это призыв о помощи, сигнал о неспособности ребенка справиться с возникшими проблемами. Трудно пройти мимо плачущего существа, сколько бы лет ему ни было, какова бы ни была его половая принадлежность. Родители при виде слез своих детей не просто стараются их утешить, они спешат на помощь, невзирая на занятость или собственную некомпетентность, их не страшит возможность оказаться в неловком положении. Слезы наследников вызывают у отцов и матерей почти безусловную реакцию поддержки. И только в редких случаях родной, близкий человек ответит на них упреком или злобным окриком: «Кончай это мокрое дело!» Но это практически исключено в случаях с плаксами. Их-то как раз жалеют, и жалеют очень активно. Желание лицезреть сочувствие, прибегать к бескорыстной помощи, пользоваться чужими знаниями и умениями постепенно входит в привычку у таких детей и возникает в любой затруднительной ситуации. Плаксам и ревам мало, чтобы их любили, им хочется постоянно убеждаться в «боевой готовности» своих родных. Вот я пролила воду на рисунок, заплакала, и тут же его за меня переделали другие. Вот допустила ошибку в домашней работе, захлюпала носом, и мама с бабушкой бросились на помощь. Теперь они не только ободрят, исправят все, что надо, но еще и с готовностью сделают за меня оставшееся, ни на минуту не оставят меня одну. А если не ладятся отношения с подругами и одноклассниками, стоит лишь с дрожью в голосе пожаловаться, пустить слезу перед сном, и родители не только пойдут разбираться, но еще и попытаются отвлечь меня чем-то приятным, например подарком или поездкой. Угадать, чего добивается плакса, не трудно. Гораздо сложнее установить, какая неудовлетворенная потребность заставляет ребенка плакать так часто. Возможно, причиной является общая эмоциональная нестабильность. Но чаще это неуверенность в себе. Ребенок не верит в свои силы и потому плачет. Неверие в себя может порождаться как гиперопекой, так и чрезмерной требовательностью. Если от ребенка требовать слишком мало или слишком много, то в обоих случаях в сознании юного индивида происходят некоторые сдвиги. Он начинает считать себя неспособным без посторонней помощи или в принципе неспособным решать задачи, которые перед ним ставит жизнь. В первом случае — потому что никогда не делал это самостоятельно, во втором — потому что натыкался на непреодолимые препятствия. Таким образом, и этот тип детских капризов порожден неадекватными (несоответствующими) воспитательными воздействиями. Цепочка причин и обстоятельств здесь может быть следующей: сначала требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей, принижающие или завышающие их, затем неуверенность ребенка в себе, что наконец порождает потребность в поддержке, непрерывном выражении сочувствия, а слезы являются лишь наиболее простым средством добиться этого от взрослых. Отучить ребенка от привычки плакать по поводу и без повода — задача не из легких, ее нельзя решить «кавалерийским наскоком». Разговоры по душам, успокоительные средства, насмешки и тому подобные приемы могут остановить плачущего в какой-то конкретной ситуации, но не изменят его личности. Справиться с плаксивостью и слезливостью способен лишь сам растущий человек. Эти черты отражают неблагоприятные эмоциональные состояния детей, их душевную неуравновешенность, надлом. Зато взрослые могут помочь детям научиться эффективным приемам саморегуляции поведения, которые подошли бы и стали естественными в действиях конкретного мальчика или девочки. Порой бывает достаточно лишь вспомнить, к чему вы прибегали сами, когда вам было 6, 8, 10, 12 лет. Успокоиться детям помогают приемы отвлечения внимания, детям постарше и подросткам, напротив, показано осмысление своих душевных треволнений. Главное, думать не о том, как все плохо, а о том, как возникает и как меняется то или иное переживание. Когда наши отпрыски научатся регулировать свои эмоциональные состояния, овладеют приемами совладания, то надобность в слезах отпадет. Напомним, что плач — прием, заимствованный из раннего детства. Взрослые люди просят о помощи словами. Попробуйте предложить своим детям потренироваться в этом, пока они пребывают в спокойном, уравновешенном состоянии. Идеально, если ваше предложение будет облечено в форму игры и вы сами включитесь в нее в качестве равноправных участников. Нужно постоянно помнить, что перегнуть палку, то есть чрезмерно воздействовать, давить на детей, склонных к слезам, просто недопустимо. Плачущий ребенок и так чувствует себя не лучшим образом, а наш нажим, требование немедленно успокоиться лишь усугубляет ситуацию, делая ее еще более затруднительной. И второе, не менее важное: привычку к истерикам и слезам нельзя путать с эмоциональной нестабильностью, которая свойственна большинству невротиков. По своей психологической сущности это совершенно разные явления, и только внешне они напоминают друг друга.
№ 14
Упрямцы (Детское упрямство)
«Свет не видывал такого упрямца! Раз сказал, то его уже ничем не свернешь! Отец даже пробовал использовать физические наказания. Результат по-прежнему нулевой».
Упрямство — один из самых распространенных видов детских капризов. Оно используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми. Упрямство — непременный спутник возрастных кризисов. Он же своеобразный способ самоутверждения ребят в глазах взрослых и сверстников. Но люди, чье упрямство стало частью их натуры, встречаются не так уж и часто. Напомним, что привычка — это устойчивый, типичный для данного индивида способ удовлетворения потребности, возможно, целого ряда потребностей самого разного рода. Какой же способ свойственен упрямцам? Тот, который они предложили или апробировали первым. Упрямцы обладают уникальным упорством в его осуществлении и отстаивании, но не потому, что у них сильная воля, а потому, что они не могут перестроиться. Побуждающая же их действия потребность очень сильна и не позволяет думать ни о чем другом. Упрямец хочет быть самым-самым: самым умным, изобретательным, ловким, умелым. Ему кажется, что другие люди, которые предлагают иные варианты поведения, способы выхода из сложившейся ситуации, посягают на его сугубо позитивное представление о себе, не считают его мнение авторитетным и тем самым угрожают его «я». Итак, неотъемлемыми чертами личности детей, чье упрямство стало отличительной особенностью их натуры, являются высокое самомнение, недоверие к окружающим, завышенный уровень притязаний, неспособность замечать свои ошибки, перестраиваться, искать обходные пути к достижению поставленной цели. Природными предпосылками этого можно считать высокую тревожность, а социальными — избалованность как результат слепого обожания, авторитетность родителей, оппозиционность в семейных отношениях. Сочетание описанных природных и социальных условий развития личности ребенка-дошкольника или младшего школьника приводит к появлению упрямства как черты характера. Родителям кажется, что всем, в том числе и самим детям, очевидна нерациональность, ошибочность их действий. Но то, что понятно людям опытным, может быть недоступно детям. Признать ошибку им мешает гордость и самомнение, а критика, замечания наносят болезненные уколы. Поэтому в общении-с упрямцами взрослым нужно прежде всего отказаться от противостояния. Нельзя превращать спор в «перетягивание каната», соревнование, в котором есть только одна победившая сторона, другая же неизбежно становится побежденной. Нельзя признавать свой авторитет и попирать чужой. Если вы действительно хотите помочь своим чересчур упрямым отпрыскам, то позаботьтесь об их эмоциональном благополучии, признайте за ними право на ошибку. Совершение ошибок и их исправление не худший путь личностного взросления. Когда мы пытаемся навязать свое мнение, решение, точку зрения, то невольно указываем ребятам на их место. Мол, твой номер шестой, вот и помалкивай в тряпочку. Но дети уже после 4—5 лет хотят быть взрослыми, а значит, иметь собственный взгляд на мир и происходящее в нем. Родителям предстоит научиться уважать это их право. Возможно, упрямство является реакцией на чрезмерный авторитаризм взрослых. Значит, более демократический стиль детско-родительских отношений может стать благоприятным для постепенного устранения этой негативной особенности. В библейской притче о суде царя Соломона рассказывается о двух женщинах, в равной степени претендовавших на роль матери одного младенца. И тогда мудрый царь предложил им разрешить спор, забрав по половинке разрубленного малыша. Истинная мать сразу отказалась от своих прав. Ее любовь была бескорыстна, она думала лишь о благополучии маленького сына. То же и в нашем случае. Уступить — не значит проявить слабость, напротив, уступающий проявляет дальновидность, он лишь заботится о том, кого любит. Помогать своим детям, конечно, нужно, но помощь стоит лишь предлагать, а не навязывать. Иначе все будет как в поговорке про соринку в чужом глазу: стараясь сломить упрямство, настырность своих отпрысков, мы сами уподобимся им в неуступчивости, мнимой принципиальности. Дети во многом наше отражение и повторение. Прежде чем выносить приговор: «Мой ребенок неисправимый, несносный упрямец», — следует пристально и беспристрастно проанализировать свое поведение. Если же вы решитесь обратиться за консультацией к специалисту-психологу, то помните, что в семейных делах, к которым относится и воспитание детей, нужны совместные усилия. И консультировать нужно не только вас или упрямого ребенка, а всех членов вашей семьи.
№ 15 Кривляки (Детское кривляние)
«Я столько лет работаю с детьми, но со случаем, когда меня в глаза передразнивают, сталкиваюсь впервые. Мои же слова публично были повторены с разными ужимками! Такая неблагодарность/ Даже слезы к глазам подступают». «Сережа то и дело кривляется. За ужином рожи сестре корчит. Бабушка что бы ни сказала, он обязательно повторит: "Да, да, да, Миша, обрати внимание на своего сына!", "У-сю-сю, Марусенька, бери еще пирожок ". Смотреть противно, но нормальных слов парень не понимает».
Кривлянье — отнюдь не игра. Хоть Шекспир и сравнивал нашу жизнь с театром, а людей с актерами, но театр и цирк, артист и клоун — не одно и то же. Рыжий кривляется на арене на потеху публике. Может быть, наши дети тоже хотят развеселить нас, внести в наш скучный быт капельку веселья и радости? Или это что-то совсем иное и детьми движут не столь благородные порывы? Увы! Кривляющийся ребенок привлекает к себе внимание окружающих из эгоистического желания быть центром группы, при этом не имеет значения, будет ли группа семейной или не семейной. Кривляка стремится заставить всех смотреть и слушать только его одного, заниматься только его персоной. А значит, это не что иное, как очередной каприз или прихоть растущего индивида. Почему же дети считают, что они обделены вниманием взрослых: родителей, учителей, наставников, воспитателей? Видимо, потому, что, с их точки зрения, кому-то его достается больше или ситуация изменилась не в их пользу в результате того или иного события. Если мы, взрослые, долго не замечаем ревнивых выпадов детей или замечаем, но не придаем значения, то дефицит внимания становится хроническим, а кривля-ние выбирается ребенком в качестве наиболее эффективного средства его восполнения. То же происходит и в случае, когда события в жизни ребенка кажутся нам малозначительными и мы целиком погружены в обыденную суету и текучку взрослых забот и треволнений. Привычка посредством кривляния удовлетворять потребность в любви, внимании и заботе окружающих подкрепляется злорадным чувством превосходства, которое испытывает ребенок, нарушая общественные нормы, причиняя боль близким людям, заставляя экстренно обратить внимание на свою персону. Чтобы помочь детям избавиться от столь вредной привычки, следует опять позаботиться об их эмоциональном благополучии. Пусть ревность и беспокойство ребенка безосновательны, но они являются реальными чувствами. Они существуют в сознании маленького человека, руководят его действиями. Их обязательно нужно устранить. Избрать нужную тактику поведения вам поможет знание особенностей своего ребенка и анализ сложившейся ситуации. Всякие общие рекомендации будут здесь неуместны и даже вредны. Вторым шагом к устранению этой привычки будет установление тесных доверительных отношений. Только когда ребенок убедится, что его слова будут не просто услышаны, а правильно поняты, надобность в кривляний отпадет. К детям-кривлякам бесполезно применять наказание. В сознании ребенка оно служит еще одним дока зательством нашего несправедливого отношения к ним. А значит, протест только усилится, усилится и гадкое обезьянничанье. Не лучшим средством воспитательного воздействия являются и упреки. Если уж прибегать к ним, то только с глазу на глаз, ни в коем случае не публично, иначе мы опять добьемся обратного. Христианская заповедь, что врачевать зло можно только добром, целиком применима к кривлякам. Порой мы помним об этом в отношении чужих детей и забываем, когда речь идет о собственных.
№ 16 Скандалисты (Детская скандальность)
«Анюта — любительница "качать права". На меня давно уже голос повышает, а теперь на всех орет. То мы виноваты, что она свои вещи найти не может, то битый час скандалит, что не может решить уравнение, а мы объяснить не в состоянии так, как ей надо». «Вовик очень любит, когда его хвалят, а вот критику не выносит. Расходится моментально, начинает вещи бросать, рукава своей рубашки грызет, кусает себя, кричит на всех. Все сразу виноватыми становятся. И такие скандалы случаются несколько раз в неделю, а бывает, и по два раза в день».
Кротость — украшение женщин. Подойдет ли оно нашим детям? Наверное, подойдет, вот только не все хотят его «примерять». Не так уж редко встречаются отличные «экземпляры» отъявленных скандалистов. Ушли в прошлое времена, когда в многодетных патриархальных семьях слово отца было законом, а преклонение перед матерью — обязательным атрибутом сыновней и дочерней любви. В современных многодетных «двуглавых» семьях в отношениях родителей и детей царит полная анархия. Под этим термином (анархия) подразумевается отсутствие социальной регламентации семейного уклада. Члены семейных кланов сами устанавливают нормы взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, кровными родственниками, «своими» и «чужими». В этих условиях внутрисемейные отношения становятся ареной борьбы за власть, и дети участвуют в ней наравне со взрослыми. Привычным способом доказательства своей правоты, навязывания другим собственного мнения, отстаивания своей позиции и подавления активности других членов семьи являются крики. Кроме них, дети используют визг, топот и прочие некрасивые замашки. Нередко в ход идут вещи, попавшиеся под руку. Скандалисты швыряют на пол книги, игрушки, подушки, любят разбрасывать верхнюю одежду, хлопать дверями. В эти моменты они действительно становятся неуправляемыми. Поэтому постараться их урезонить в такие периоды — дело достаточно бесперспективное. Скандалист берет своих оппонентов «на испуг». Его действия можно интерпретировать так: «Уступите, а то хуже будет». Если взрослые пасуют, то ребенок одерживает психологическую победу, если ввязываются в борьбу, то перевес опять же на стороне ребенка, ведь он сумел доказать, что мы ничем не лучше его. Единственный продуктивный способ взаимодействия с таким крикуном — это непоколебимое философское спокойствие, но не отстраненность. Спокойно выслушать, без ужаса и паники смотреть на творимые безобразия, говорить не повышая голоса, молчать без угрозы. Главное — не поддаваться на провокации со стороны маленького человека. Но предложенная тактика может помочь в двух-трех ситуациях, то есть это «обезболивающее терапевтическое» средство, а отнюдь не радикальное «хирургическое вмешательство». Взрослым предстоит разобраться, в чем ущемляются права и достоинства детей. Связано ли это с естественным процессом взросления, амбициозными устремлениями или семейными неурядицами? В каждом из этих случаев предстоит действовать по-своему. Демократизация отношений, отказ от ряда родительских привилегий — наилучший выход из одной ситуации, сохранение твердости — из второй, управление конфликтом — из третьей. Но порой установить истинную причину бывает нелегко и сделать это самостоятельно не удается. В психологии разработаны специальные проективные техники диагностики причин. Поэтому в случае затруднительных обстоятельств можно обратиться за помощью к специалистам и действовать совместно, опираясь на их рекомендации. Скандальность — один из самых неприятных типов детских капризов. От скандалистов в первую очередь страдают близкие люди. Видеть, что творится с собственным ребенком, и быть не в состоянии помочь ему — морально тяжело. Но, решившись принимать меры к устранению этой плохой привычки, нужно быть готовым к еще большим испытаниям. Противостояние вызывает обострение негативного поведения. И здесь главное — выдержать характер, не отступить. Если кто-то из членов семьи пойдет на попятную, то именно на него скандалист обрушится с особой силой. Именно ему будут приписываться все мыслимые и немыслимые прегрешения. Он станет причиной всех неприятностей, случившихся с ребенком. Поэтому взрослые обязаны действовать согласованно, вовремя оказывая поддержку друг другу, а еще лучше отвлечь крикуна срочным делом, неожиданным вопросом, рассказом о забавном случае из своей биографии. Это скорее, чем что-либо другое, поможет прекратить неистовство. дети дают волю сдерживаемым, загоняемым внутрь негативным чертам, в том числе и капризам. Таким образом, в школьном возрасте появляются не особые виды детских капризов, а особые ситуации, которые стимулируют их проявление. Просто упрямство, плаксивость, вредность ребят находят для себя новые поводы. Именно родители, а не учителя зачастую обращаются к школьным психологам со специфическими проблемами, возникающими у них при взаимодействии с сыновьями и дочерьми, ставшими школьниками. Ответом на их вопросы и обращения может служить данная глава.
№ 17 «Не буду переделывать!» (Проблема домашних заданий)
«Мы с супругом оба работаем. Владик ходит в продленку. Уроки делает там. Дома я только проверяю, все ли нормально. Часто письменные задания сделаны очень небрежно. Но заставить сына переделать — это целая проблема. Он упорно отказывается, говорит, что лучше все равно не получится. Но я-то знаю, как он может писать, когда постарается». «Сидеть над душой у ребенка, пока он занимается, я считаю лишним. Но домашние задания, естественно, проверяю. Часто дело доходит до крика и скандалов. Я требую, чтобы дочь переписала все без помарок и исправлений. Бывает, в одной домашней работе по нескольку ошибок или начинает без конца черкать. Она же упирается, как бык, и твердит: "Я все сделала, переделывать не буду! Я устала ". Переубедить ее очень трудно. Если в дело вмешивается муж, то просто дает ей чистую тетрадь и заставляет писать заново. Дочь подчиняется, но со слезами и причитаниями. Результат получается не самый лучший, иногда сидим с ней до 9, даже до 11 вечера. Ну а как иначе?» Автором уже затрагивался вопрос об ошибках и исправлениях в домашних работах учащихся*. Навыки самоконтроля вырабатываются у школьников не сразу. В среднем на это уходит 3—5 лет, но процесс может затянуться и на гораздо большее время. Именно по этой причине родители младших школьников проверяют правильность и качество выполнения домашних заданий своих детей. Цель этих проверок не просто найти и исправить возможные ошибки, а проверить работу детей в целом, оценить, насколько они постарались, все ли поняли, нет ли где упущений. Без этого трудно добиться успехов в учебе. Да и учителя обычно приветствуют родительский контроль, даже настаивают на нем. Но далеко не в каждой семье имеется неработающий взрослый. В современных условиях чаще всего трудятся оба родителя. Они могут уделять детям лишь незначительную часть своего свободного времени. Поэтому ученикам часто помогают бабушки, дедушки пенсионного возраста или старшие братья и сестры. Если же младший школьник после занятий предоставлен сам себе, то неизбежна продленка, а вслед за ней — вечерние бдения над тетрадками и учебниками, а порой и неприятные разговоры с папами и мамами, если ученик заигрался и вовремя не вспомнил о своих обязанностях. В этих ситуациях большинство учеников проявляют специфическое упрямство. Они полагают, что раз работа выполнена, то все остальное — лишь придирки со стороны взрослых членов семьи. «Ну и что, что некрасиво написано?! Ну и что, что намельчили?! Ну и что, что вкривь и вкось?! Ну и что, что много исправлений?! Главное, что все сделано. А остальное — ерунда!» Для многих родителей слышать подобные рассуждения и возмущенные выкрики не в новинку. И воспринимаются они как глупый детский каприз, необоснованное упрямство. В родительском сознании звучат другие слова: «Видно же, что ребенок не постарался, что сделал плохо, для отписки, значит, надо переделать. Чего зря упрямиться? Только время тянет да нервы понапрасну треплет». Эта несостыковка установок выступает непосредственной причиной капризов с условным названием «Не буду переделывать!». Итак, ваши дети видят свою задачу только в том, чтобы сделать домашние задания. Это уже неплохо. Но они не принимают на себя ответственности за качество их выполнения, ведь проверяете и оцениваете их все равно вы (родители) или учителя. В этом-то и состоит частичная недоработка и семьи и школы. Осуществление индивидуального подхода к обучению означает одновременную опору на хорошо развитые качества и умения и включение тех, что развиты недостаточно, в сферу совместной деятельности «ребенок — взрослый». В данных же обстоятельствах взрослые, вероятно, не задавались целью повысить ответственность детей, сформировать и развить у них навыки самоконтроля. Для них легче было взять на себя эти функции, а не тратить дополнительное время и усилия на выработку соответствующих умений у самих школьников. Но нехватка времени — не единственная причина. Мы, взрослые, нередко подсознательно противимся процессу взросления, возмужания наших детей из ложного страха оказаться ненужными им. На примере пенсионеров мы знаем, как горько оказаться не у дел. Подспудный страх «отлучения» выражается в стремлении взрослых законсервировать в детско-родительских отношениях ребяческую беспомощность, заставить детей чувствовать нужду в нас. Своеобразной расплатой за это и являются описываемые ситуации. Школьники через капризы и упрямство дают понять нам, что свою часть работы они выполнили, остальное не их забота. И то, что мы не довольны результатом, это, как говорят американцы, наши проблемы. Вывод напрашивается сам собой. Либо мы перекладываем ответственность за результаты учения на плечи наших детей, либо вынуждены будем вновь и вновь слышать от них: «Не буду переделывать! И так нормально!» Использование родительской власти приводит к формированию чувства неудовлетворенности у самых выдержанных и уравновешенных пап и мам. Они начинают воспринимать себя не иначе как в роли этаких пугал, страшных бармалеев и злющих бабок-ежек, которые только и делают, что кричат на маленьких детей, пугают их всевозможными наказаниями. Родительские заботы о своих потомках не находят иного выражения, кроме как в скандалах, принуждении и угрозах. Это противоречит представлению взрослых о себе как о хороших, заботливых родителях и порождает массу неприятных переживаний помимо недовольства своими отпрысками. Однако неумолимый закон природы гласит, что всякое действие рождает действие, равное ему по силе, но противоположно направленное (противодействие). Поэтому чем сильнее родительский нажим, тем сильнее сопротивление школьников. Они находят сотни способов оттянуть неприятный момент «расплаты» за содеянное, приводят тысячи смягчающих их вину обстоятельств, и все ради того, чтобы не выполнять требование взрослых, несправедливое с их точки зрения. Теперь их задача — одержать психологическую победу в этом поединке. Некоторые дети нарочно начинают допускать ошибки при переписывании, лишь бы доказать бессмысленность этой родительской затеи. Их манипулятивные действия можно интерпретировать так: посмотрите, все равно лучше не будет, зачем же мучить себя и меня? Чтобы в корне изменить для учеников психологический смысл ситуации, взрослым необходимо отказаться от противоборства и заняться перестройкой взаимоотношений со своими детьми. Необходимо помочь школьникам и школьницам обрести личностную значимость учения. Принуждение дает хорошие результаты лишь на самых первых этапах. Его должны сменить заинтересованность и ответственное отношение к учебной деятельности. Одной лишь заинтересованности или ответственности мало. В первом случае ребенок будет заниматься лишь по отдельным предметам и темам, станет учиться от случая к случаю. Во втором у него разовьется пассивное безразличие, ученик станет «тянуть свою лямку» лишь из покорности и страха. Решить поставленную задачу можно лишь совместными усилиями родителей и педагогов. Согласованность действий, взаимное информирование, отказ отличных амбиций — обязательные условия этого союза. Наградой же за него станет спокойствие и уверенность в завтрашнем дне наших детей. № 18 «Отстаньте от меня!» (Проблемы самостоятельности в учебе)
«Хлебом ребенка не корми, дай потянуть резину. Придет домой — еще часу нет, и к телевизору. Выключишь его, к окну перейдет, там полчаса стоит. Четыре уже, пятый, а он все за уроки не садится. Одно твердит: "Сейчас, отстаньте!"» «Другие дети все успевают, а Юля бы только гуляла. Музыку бросила, в кружок по вязанию ходить больше не хочет. Про уроки уж не вспоминаю. Делать их садится только поздно вечером. А станешь упрекать, напоминать, только кричит в ответ: "Да отстаньте от меня! Я уже не маленькая, без тебя знаю, что надо!"» «Бабушка причитает, мать без конца "зудит ", отец ремнем грозит, точно я сам не знаю, что мне делать. Просишь их, просишь, отстаньте, а они как не понимают!»
Очень немногие методики обучения различным предметам могут обойтись одной лишь классной работой. Домашние задания являются обязательными для подавляющего большинства школьников, поскольку служат целям закрепления материала, пройденного учащимися в школе, развитию навыков письма, счета, чтения и т. п., а также формированию умений работать самостоятельно. Если на первых этапах обучения в школе мальчики и девочки привыкают пользоваться постоянной поддержкой взрослых, например делают уроки только вместе с ними, не дают себе труда подумать лишний раз, то уже во 2—3-м классах им будет трудно отказаться от этой поддержки. Они начинают тянуть время, побуждая старших членов семьи оставить свои дела и вплотную заняться делами своих отпрысков. Многие взрослые отрицательно реагируют на эту ситуацию, начинают сердиться, упрекать детей в лености и нерадивости. Постоянные напоминания выводят из терпения не только взрослых, но и учащихся. В ответ они огрызаются, требуют оставить их в покое. Действительный же мотив их поведения — желание принудить родителей сесть за уроки вместе с ними. Подобные игры и капризы могут тянуться до позднего вечера. Дети к этому времени действительно устают, утрачивают свою былую работоспособность и теперь уже всерьез нуждаются в помощи взрослых. Упрямство и капризы порождаются здесь другой типичной ситуацией — отсутствием желания работать самостоятельно, а позже и утратой желания делать уроки вообще. Временное снижение познавательных интересов — явление закономерное. Потребность в новых впечатлениях и новой информации насыщается за счет того объема материала, который ребенок получает на уроках. Если данную потребность не развивать, то учебная деятельность школьников практически полностью утрачивает познавательный мотив. Осуществление ее становится возможным лишь при наличии социальных, соревновательных мотивов или принуждения. Родители и так выражают недовольство, соревноваться дома ученикам не с кем, остается последнее средство — принуждение. Оно может принимать форму приказа или самоприказа, угрозы или самопоощрения. Именно на этот альтернативный вариант (самоприказ и самопоощрение) следует ориентировать детей, именно эти формы самопринуждения и стремятся выработать у своих детей рачительные дальновидные родители. Нежелание школьников подчиняться приказам взрослых, действовать из одного лишь страха наказания выражается в не слишком вежливом обращении: «Отстаньте!» Протест, каприз, упрямство, даже агрессивность — все сочетается в нем. Стараясь облегчить жизнь юных учеников, родители, другие близкие родственники создают своими действиями проблемы завтрашнего дня. Чем старше становятся дети, тем меньше они нуждаются в помощи взрослых. Но данное положение не всегда верно, когда речь заходит об учебной деятельности школьников. Только индивидуально дозированные трудности и процесс их преодоления позволяют развиться необходимым в учебе умениям и качествам личности школьников. Если ребенок не сталкивается с трудностями и не учится их преодолевать с самого начала, с первых дней пребывания в школе, то в дальнейшем ему будет все труднее сделать это. Девочки и мальчики станут всеми силами стремиться отдалить опасные затруднительные ситуации, избегать всех видов работы, требующих напряжения сил. Им легче тянуть время, чем преодолеть свою робость, страх и лень. Бороться с ними можно лишь путем усиления учебной мотивации. На первых порах заинтересовать ребенка учебой можно при помощи различных видов поощрения. Например, сладости следует подавать на ужин лишь в том случае, если домашнее задание выполнено к этому сроку. Заниматься любимым делом следует позволять ребенку после того, как сделаны все уроки и все приготовлено к завтрашнему дню. Не забудьте при этом подбодрить ребенка, выразить уверенность, что он, если захочет, выполнит все быстро и хорошо. Однако не следует забывать, что умственный труд — а именно таковым является учеба — вызывает утомление даже большее, чем труд физический. Поэтому обязательно включите в распорядок дня вашего сына или дочери перерывы для приема горячей пищи, прогулки на свежем воздухе или просто отдыха. Зато нежелательно после занятий в школе долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Эти виды занятий ведут к еще большей загрузке и утомлению мозга. Будильник или ваш звонок с работы помогут школьникам лучше рассчитать свое время. Однако не переусердствуйте, не превратите напоминания в слежку и преследование. Последнее может привести к формированию лживости и изворотливости детей. Соблюсти золотую середину всегда трудно. Нельзя отказывать учащимся в помощи, но и нельзя выработать у них качества самостоятельности и ответственности, если мы будем ассистировать каждый их шаг. Нельзя учиться только из-под палки, но без принуждения и самопринужцения нельзя обрести усидчивость и терпение. Нельзя превращать учебу в подневольный труд, доводить школьников до переутомления чрезмерной требовательностью и придирчивостью. Полноценный отдых — залог успешности усвоения премудростей школьной науки, но если отдых превращается в бессмысленную трату времени, отъявленную леность, то хорошего ждать не приходится. Поэтому призыв «Отстаньте от меня!» следует понимать как две неразрывно связанные задачи. Первая — оставить ребенка в покое, не пытаться навязать ему свою волю и желание. И вторая — постараться создать для него такие условия, в которых он бы сам вспомнил о школьных обязанностях, выполнил их и получил от этого удовольствие.
№ 19 «Почему они такие грубые?» (Детская грубость)
«Дочь, отзываясь об одноклассниках, употребляет такие эпитеты и выражения: мальчики у нее поголовно «козлы вонючие», девочки, даже бывшие подружки, — «дуры « и «крысы «. Слушаю ее и только диву даюсь». «Максим в запальчивости становится ужасно грубым. Если раньше он обижался, даже плакал на наши замеча ния, то теперь огрызается, употребляет бранные выраиния. Почему они все такие несдержанные, настоящие грубияны ?» Капризы школьников не всегда адресованы людям, с которыми они общаются в данный момент. Они могут быть психологической проекцией. И появляются такие капризы в случаях, когда реальное взаимодействие недопустимо по той или иной причине, для него не сложились подходящие условия или человек разумно решает сдержаться и не «нарываться» на неприятности. В относительно спокойной и безопасной семейной атмосфере дети дают волю своим чувствам. Их оскорбительные выражения и брань адресованы не нам или не столько нам, сколько тем воображаемым партнерам, диалог с которыми не состоялся в действительности или разворачивался не по тому сценарию, который желателен для школьника. Девочки уже в 8—11 лет хорошо ориентируются в нормах поло-ролевого взаимодействия. Процесс половой идентификации заставляет их видеть в соседях, одноклассниках возможных поклонников или, напротив, субъектов, пренебрегающих их обществом. Но в этом возрасте публично выражать положительную оценку представителям противоположного пола считается неприличным, даже позорным. А вот оскорбить их словами, продемонстрировав тем самым свое превосходство, — почти что дело чести. Так родители, члены семьи становятся свидетелями грубости, продиктованной дамским кокетством и детским капризом, одновременно присутствующими в поведении барышень школьного возраста. Эпитеты и кличи-прозвища в отношении лиц своего же пола — всего лишь каприз-колкость в адрес возможных соперниц. То же можно сказать и про мальчиков. Но эти процессы происходят у них с задержкой в 1—2 года. Однако капризы школьников могут быть адресованы и непосредственно родителям, когда те неодобрительно отзываются о результатах их учебной деятельности, начинают критиковать ее. В этом случае достается и нам как критикам и учителям, как участникам процесса и виновникам происходящего. Этот вид каприза порожден неуверенностью. Грубость здесь — аналог просьбы о помощи, призыв к нашему состраданию и великодушию. Если во всех предыдущих случаях мы говорили о причинах появления соответствующих видов детских капризов, способах их предотвращения и коррекции, то здесь это сделать трудно. Причины данных капризов — трудности роста и социального взросления школьников. Избежать их практически невозможно, как и негативных проявлений во время нормативных возрастных кризисов. Ученики грубят и капризничают из-за неуверенности в себе, повышенного уровня тревожности во многих ситуациях, встречающихся на их пути. Если мы понимаем это, то не станем нервировать своих детей. Процесс социального взросления и так дается им нелегко. Не стоит возмущаться их грубостью и несдержанностью. Со временем они сойдут на нет. Наши дети научатся употреблять брань и крепкие словечки лишь в определенных ситуациях, откажутся от демонстраций и косвенных действий, адресованных не тому, кому надо. Все это придет со временем. А пока они капризничают в силу собственной слабости, кричат и ругаются от страха и беспомощности. Лучшим средством нормализации их состояния является хороший личный пример. Научить детей нежности, выдержке и уравновешенности в наших силах, если самим обладать этими качествами в должной мере. Если же в ответ на показную развязанность и грубость они получат лишь очередной заряд отрицательной энергии в виде упреков, нравоучений, запретов выражаться подобным образом в нашем присутствии, то проблема будет загоняться внутрь, агрессивность станет отрицательной чертой характера, а неуверенность в себе надолго поселится в сердцах и душах наших детей.
№ 20 «Как можно так про учителей?» (Непризнание авторитета учителя)
«Ира неплохо учится. Бывают, конечно, и двойки и тройки, но в целом вполне сносно. Проблема в другом. Она, оправдывая свои промахи, начинает поносить учителей. Все-то у нее они плохие, все круглые идиоты и садисты. Послушаешь ее, так других педагогов в школе просто не бывает. Надо ли винить дочь? А если нет, то к чему приведет подобное отношение в дальнейшем ?» «Дочь часто звонит своим одноклассникам, и они ей звонят. Невольно становишься свидетелем их разговоров. Между собой они называют учителей в лучшем случае по фамилии или названию предмета. А то могут и самыми нелестными эпитетами наделить, кличку типа собачьей присвоить. Как можно так говорить про своих учителей? Можно ли хоть как-то объяснить детям недопустимость такого поведения ?» Ситуация хронических затруднений в освоении учебных предметов, а также всякий неуспех в учебной деятельности порой приводят к появлению своеобразного капризного переноса ответственности. Чтобы не признавать свою вину в постигшей неудаче, школьники в общении со сверстниками или родными обвиняют в случившемся учителей. «Да-а-а, она задала целую книжку за три дня прочитать…» — далее следует разъяснение, кто она такая после этого. Это классический детский каприз. Падающие малыши винят кочки в своей боли или комки грязи на комбинезонах. Взрослые им в этом подыгрывают. Они даже предлагают наказать «виновных». «Ух эта противная дверь…», «Ох уж та нехорошая палка. Давай мама поругает, чтобы она больше не обижала моего мальчиж» — так мы говорим, стараясь успокоить плачущих карапузов. Школьники, конечно же, понимают, что грязь в тетрадях не из-за ручки, двойки в журнале не из-за вредных педагогов. Но в присутствии взрослых друзей или приятелей у них возникает невольное желание оправдаться, чтобы вызвать привычную жалость и сочувствие. Прошлый детский опыт как бы подсказывает им: поплачь, похнычь, обвини совсем других, и тебя пожалеют. Оскорбительные выражения в адрес педагогов, учителей — это номер как раз из той оперы. Если в ответ учащиеся включают неодобрительный взгляд, слышат упрек, то усиливают нажим, стараются выбрать выражения покрепче, стремятся поярче живописать учительский диктат. Наше возмущение всего лишь запускает цепную реакцию. Что же остается, молчать и слушать? Это, естественно, тоже не выход. Задача родителей — постараться обеспечить детям ситуацию успеха в учебной деятельности. Кому-то поможет дозированная помощь, кому-то на пользу пойдет более жесткий контроль, возможно, потребуется даже ваше вмешательство в урегулирование отношений между вашим ребенком и педагогом-предметником. Другой путь — путь формирования общей культуры. Уже в 6—7 лет у детей должны быть внутренние барьеры, регулирующие их стиль поведения. Важно не только теоретически знать, что можно, а что нельзя, что хорошо и что плохо, но и практически быть способными сдерживать свои отрицательные эмоции. В этом ребятам помогут и личный пример родителей, и разнообразные игровые ситуации. Лучший же способ — это формирование в ребенке ответственности за свои дела и поступки. Сделайте детей полноправными членами семейных советов, предложите им самим определить меру ответственности за совершенные действия. Если в вашей семье все обладают завидным чувством юмора, то это тоже прекрасный пример выхода изданной ситуации. Предложите своим детям найти подходящее слово для себя. Можете даже включиться с ними в соревнование по обзыванию и называнию. Шутки шутками, но думать и нравственно осмысливать поступки при этом приходится. Начало мыслительной деятельности ведет к концу детских капризов.
№ 21 «Иначе убегу!» (Детский шантаж уходом из дома)
«Внук второй год живет у меня. Родители его разойтись, вот и решили, пока суд да размен, пусть лучше поживет у меня. В новой школе не все у него ладится. А начинают ругать — кричит: «Убегу!»» Мы уже раньше говорили о манипуляторах. Воздействие на психику и поведение другого человека с целью подчинить его себе, заставить действовать или бездействовать в нужном направлении — вот психологическая суть всякой манипуляции. Подрастая, ребенок все более осознает, чем можно шантажировать своих близких, оставаясь при этом безнаказанным, и довольно успешно прибегает к таким манипуляциям в «опасных» для себя ситуациях. К таковым школьники относят ситуации критической оценки их личности или результатов деятельности, ситуации принуждения к нежелательным действиям (еде, уборке, выполнению каких-либо заданий, включая домашние и т. п.), ситуации, грозящие изменением социального статуса ребенка. Во всех этих и многих других случаях юные манипуляторы прибегают к шантажу и угрозам. На сроке их относительной самостоятельности и поведенческой автономии угроза убежать является одной из самых действенных. Даже если сами взрослые приговаривают в ответ: «Давай, давай, беги!», то наделе уже готовы пойти на уступки. И это не укрывается от прозорливого взгляда детей, их тонкой интуиции. Итак, когда взрослые недовольны своими чадами и отпрысками, они прибегают к старой как мир тактике нападения и устрашения. Но их дети уже не безропотные дошколята, которые выслушивают упреки и нотации без слов и лишь шмыгают носом или размазывают по щекам слезы. Школьники вступают в борьбу за свои права. Цель этого противоборства — сохранить в неизменном виде положительное представление о себе, своих способностях и возможностях. Критика наносит ему существенный урон. По мнению учащихся, лучшим способом обезопасить себя от критики является физическое избегание ситуации. Они проделывают это натурально, то есть прячутся, подолгу не появляются дома, или в своем воображении. В этом случае дети представляют, что они убежали из дома навсегда, а родители волнуются, плачут, сожалеют о том, что не уберегли свое чадо, не ценили его должным образом. И это приносит детям душевное успокоение, доставляет даже злорадже удовольствие. Так что когда ребенок грозится убежать, он во множе верит в реальность своего минутного каприза. А наши неправильные действия могут подстегнуть школьников к осуществлению сказанного на практике. Хотя ради справедливости надо заметить, что те, кто угрожают, редко бывают способными на реальные поступки. Их воображение заменяет им действительное поведение в неблагоприятных ситуациях. Особую категорию составляют дети, чья жизнь складывается таким образом, что за словами «Убегу!» кроется сильнейшее желание вернуться в прошлое. Их бегство — это бегство от себя сегодняшнего к себе же вчерашнему. Разводы родителей (через них проходят свыше 30% семейных пар), их длительные отлучки или командировки, во время которых ребенок остается на попечении кого-то из родственников, переезды из одного населенного пункта в другой — все это может стимулировать желание бежать туда (в ту конкретную точку пространства или времени), где ребенок чувствовал себя более комфортно и спокойно. Когда школьные трудности, конфликты в общении рождают чувство тревоги, стимулируют развитие эмоциональной нестабильности детей, то лучшим выходом из ситуации детям кажется бегство. Они думают, что подобными угрозами, а по сути дела, капризами можно исправить ситуацию, облегчить свое положение. И поступать с такими школьниками следует как с обычными плаксами и капризулями. Очень важным становится нормализация душевного состояния детей. Пока школьники пребывают в состоянии беспокойства и тревоги, рациональное осмысление своих поступков и действий окружающих людей им недоступно. Их поведение мотивировано страхами и обидами, оно не может быть разумным, пока те не исчезнут. Лучшее, что здесь можно сделать, — это внимательно выслушать сбивчивую речь учеников, не перебивая их и никак не реагируя на угрозы и агрессивные выпады в чей бы то ни было адрес. Об их значении и смысле говорилось в предыдущем параграфе «Как можно так про учителей?», и мы не станем повторяться. Даже если угрозы являются всего лишь манипуляциями, то спокойная, доброжелательная реакция будет оптимальным выходом из этой жестокой игры. Капризный ребенок, что бы ни служило причиной или поводом его капризов, всегда стремится к овладению ситуацией, психологической победе над взрослыми. Чем старше становятся наши дети, тем большую «цену» они готовы заплатить за эту победу. Школьники озабочены поддержанием и сохранением своего авторитета в семье и школе. Эта работа «на два фронта» истощает силы детей, делает их более нервозными, раздражительными, склонными к капризам как способу доказательства своей правоты. А поскольку в школе такой способ практически неприемлем, то его все с большей охотой используют дома, перед родными и близкими людьми. Успех в школе ценится в кругу семьи, но не делает ребенка старше, взрослее. Школьная система ценностей быстро меняется, семейная же консервативна. Это не устраивает юных граждан, быстро растущих в личностном плане. Они стремятся не к успеху, а к личностному самоутверждению. И если членов семьи это не устраивает, то школьники свое стремление к равенству со взрослыми, завоеванию авторитета среди них выражают в детской угрозе «Убегу!».
№ 22 «Вы мне не указ!» (Детская мода)
«Если в школе планируется вечер или дискотека, то дочь доводит нас до истерического состояния. Ей двенадцать лет, скоро будет тринадцать, а как накрасится, сразу точно тридцатилетняя дама. Не хочется девочкой хорошей ходить, так и хочет себя избезобразить своими красками, прической и "вечерними"нарядами». «Оксана ни в чем нас не слушается. Мы для нее "предки". Мы ей не указчики и не советчики». «Львиная доля семейного бюджета идет на Игоря. Давно забыла, когда что-нибудь себе покупала. В последнее время совсем замучил меня своими увлечениями: то ролики, то гитара, то группы какие-то. Соответственно увлечениям постоянно меняет свой "прикид". В прошлый раз брился наголо и ходил в тяжелых армейских ботинках. А под Новый год покрасился. Как уговаривала — надень костюм на вечер. Так и не послушался. Пошел на дискотеку в пятнистых брюках и вытянутой толстовке до колен. Заставил ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|