Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ



ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Психология– наука о психике как особой форме жизнедеятельности. Она изучает свойства, механизмы и закономерности развития и существования психики. Год рождения психологии как науки – 1879 г. (немецкий ученыйВундтосновал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии).

Этапы развития психологии как науки:

1. Психология как наука о душе

2. Психология как наука о сознании

3. Психология как наука о поведении

4. Психология как наука о психике

 

 

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия с внешним миром и выполняющая функции регуляции поведения.

Предметом психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.

 

В отличие от других наук, основной трудностью для психологии является определение ее предмета. Разные школы в психологии давали разные определения ее предмета.

- бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных и опосредующих это поведение стимул-реактивных отношений. Бихевиористы понимают личность как организованную и относительно устойчивую систему навыков (Павлов, Скиннер, Бандура и др.).

- психоанализ или глубинная психология акцентирует внимание на изучении глубинных слоев психики, бессознательных психических процессов и мотивации (Фрейд, Эриксон, Адлер, Юнг и др.).

- когнитивная психология - предметом изучения являются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов (Келли, Джорж, Пиаже и др.).

- гештальтпсихология – изучение психики с точки зрения целостных структур (гештальтов или образов) (Вертгеймер, Келлер, Коффка и др.).

- гуманистическая психология – подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности (Маслоу, Роджерс, Фромм и др.).

- системно-деятельный подход – биологические особенности индивида развиваются в определенной социокультурной среде, индивид становится личностью в процессе формирования сознания и самосознания, в процессе выполнения определенной деятельности (Выготский, Рубинштейн, Ананьев и др.).

 


 

Отрасли психологии

Общая психологияизучает закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, психологические характеристики групп.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных процессов, разрабатывает психологические рекомендации.

Возрастная психология изучает онтогенез психических процессов развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов.

Медицинская психологияисследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Психология трудаизучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда (инженерная психология, юридическая психология, военная психология, психология управления).

Дифференциальная психологияизучает, описывает и объясняет индивидуальные различия людей.

Психодиагностика –наука о методах и правилах постановки психологического диагноза.

 

Методы психологии

Основные:

1. Наблюдение –внешнее/внутреннее. Недостаток низкая достоверность получаемых результатов.

2. Эксперимент– преднамеренное создание условий (естественный/лабораторный).

Вспомогательные:

Метод опроса, метод тестов, статистические методы обработки, интерпретации и анализа данных, биографические методы.

 

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.