ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯСтр 1 из 8Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Психология– наука о психике как особой форме жизнедеятельности. Она изучает свойства, механизмы и закономерности развития и существования психики. Год рождения психологии как науки – 1879 г. (немецкий ученыйВундтосновал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии). Этапы развития психологии как науки: 1. Психология как наука о душе 2. Психология как наука о сознании 3. Психология как наука о поведении 4. Психология как наука о психике
Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия с внешним миром и выполняющая функции регуляции поведения. Предметом психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.
В отличие от других наук, основной трудностью для психологии является определение ее предмета. Разные школы в психологии давали разные определения ее предмета. - бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных и опосредующих это поведение стимул-реактивных отношений. Бихевиористы понимают личность как организованную и относительно устойчивую систему навыков (Павлов, Скиннер, Бандура и др.). - психоанализ или глубинная психология акцентирует внимание на изучении глубинных слоев психики, бессознательных психических процессов и мотивации (Фрейд, Эриксон, Адлер, Юнг и др.). - когнитивная психология - предметом изучения являются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов (Келли, Джорж, Пиаже и др.). - гештальтпсихология – изучение психики с точки зрения целостных структур (гештальтов или образов) (Вертгеймер, Келлер, Коффка и др.). - гуманистическая психология – подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности (Маслоу, Роджерс, Фромм и др.). - системно-деятельный подход – биологические особенности индивида развиваются в определенной социокультурной среде, индивид становится личностью в процессе формирования сознания и самосознания, в процессе выполнения определенной деятельности (Выготский, Рубинштейн, Ананьев и др.).
Отрасли психологии Общая психологияизучает закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, психологические характеристики групп. Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных процессов, разрабатывает психологические рекомендации. Возрастная психология изучает онтогенез психических процессов развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов. Медицинская психологияисследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Психология трудаизучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда (инженерная психология, юридическая психология, военная психология, психология управления). Дифференциальная психологияизучает, описывает и объясняет индивидуальные различия людей. Психодиагностика –наука о методах и правилах постановки психологического диагноза.
Методы психологии Основные: 1. Наблюдение –внешнее/внутреннее. Недостаток – низкая достоверность получаемых результатов. 2. Эксперимент– преднамеренное создание условий (естественный/лабораторный). Вспомогательные: Метод опроса, метод тестов, статистические методы обработки, интерпретации и анализа данных, биографические методы.
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|