Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗДЕЛ II. Межличностная коммуникация



 

Основные вопросы данного раздела будут связаны с коммуникативной стороной межличностного общения (напомним, что структура любого акта общения включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны).

Межличностную коммуникацию можно определить как:

  • Процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению;
  • Ситуации, в которых один человек делает что-то для другого, а другой делает что-либо в ответ;
  • Взаимодействие, опосредованное символами;
  • Процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или несколькими партнерами;
  • Взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Несмотря на некоторые различия, все эти определения привлекают наше внимание к двум моментам, а именно: 1) к процессу обмена, то есть взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга как отличительному признаку непосредственного взаимодействия между людьми; и 2) к сообщению (информации) как предмету обмена. Иными словами, анализ межличностной коммуникации – это анализ того, как, с помощью каких средств происходит перемещение представлений, идей, знаний, настроений, то есть субъективного опыта, от одного субъекта к другому.

Использование термина «коммуникация» в этом смысле соответствует как исходному латинскому слову «communication (от соттиniсо – делаю общим, связываю, общаюсь), так и пониманию коммуникации в технических (пути сообщения, транспорта, связи) и естественных (сигнальные способы связи у животных) науках. Более того, именно успешное исследование законов получения, хранения, передачи и переработки информации в области кибернетики дало мощный толчок к изучению коммуникативных процессов в гуманитарных науках – сначала в лингвистике, а затем и в социальной психологии.

Рассматривая вопросы вербальной, невербальной коммуникации и умения слышать, мы будем использовать модель коммуникативного процесса, которая первоначально была разработана в теории информации.

Важнейшая характеристика коммуникативной стороны общения – ее знаковый и интерпретативный характер. Информация всегда облекается в форму каких-либо знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию. Особенности истолкования и понимания переданного сообщения (как вербального, так и невербального) в контексте межличностного взаимодействия – еще один интересующий нас ракурс рассмотрения межличностной коммуникации.

 

Глава 3. Речь в межличностном общении

 

Речевая коммуникация

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.