Здавалка
Главная | Обратная связь

Социометрический тест



метод измерения межличностных предпочтений в рамках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми; по форме представляет собой ответы на вопросы о том, с кем человек хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие или, напротив, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле.

 

По своей форме социометрический тест очень прост: человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле. Например:

  • Кому бы вы доверили представлять интересы вашей группы на ответственном мероприятии?
  • С кем вам было бы интереснее всего обсуждать научную проблему?
  • Кого из своей группы вы пригласили бы к себе на день рождения? и т. д.

Очевидно, что с изменением ситуации меняются имена выбранных людей.

К достоинствам социометрического теста можно отнести то, что 1) его легко адаптировать для изучения предпочтений в самых разных группах – от детских до взрослых; 2) его легко комментировать; 3) его результаты для наглядности могут быть сведены в таблицы, диаграммы, статистические матрицы. На рисунках 11.5 и 11.6 изображены примеры социограмм.

На этих двух диаграммах («социограммах») хорошо видно, как с изменением критерия выбора меняются результаты. Власть и популярность часто требуют различных качеств. Хотя Петя и Иван чаще других были выбраны в качестве лидеров, ни тот ни другой не являются «душой компании», уступая это место Сергею. На социограммах легко увидеть непопулярных людей в группе, среди которых, в свою очередь, выделяют так называемых «изолированных», то есть не имеющих ни выборов, ни отклонений, и «отверженных», то есть не имеющих выборов или имеющих незначительное их число, но при этом получивших большое число отклонений.

 

 

Рис. 11.5. Кого бы вы предпочли в роли лидера?

 

Рис. 11.6. С кем бы вы предпочли вместе отдыхать?

 

Также на социограммах видны подгруппы; например, на рис. 11.6 Иван – Борис – Сергей, Коля – Петя – Даня. Таким образом, социограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов данной группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними.

Наряду с перечисленными тестами используют и другие графические приемы для измерения психологической близости в общении.

Например, испытуемому предлагается отрезок прямой, в одну из крайних точек которого условно помещается его Я. Он должен указать на отрезке точку, символически отмеряющую субъективное расстояние от Я до другого человека. Это задание выполняется заново для каждого из значимых лиц, в результате чего появляется возможность сравнивать между собой психологические дистанции и судить о большей или меньшей близости каждого. Отрезки прямых могут располагаться на плоскости по-разному.

Модель, в которой Я выступает организующим и определяющим центром некоторого поля симпатий и антипатий к другим людям, получила название эгоцентрической модели (см. рис. 11.7).

 

Рис. 11.7Кто из Других Мне ближе?

 

Иной способ измерения психологической близости состоит в том, что значимые другие во всех возможных сочетаниях по два условно помещаются в конечные точки отрезков прямых, а испытуемому следует найти и обозначить точкой свое место между ними. Затем подсчитывается среднее значение от Я до Д1, от Я до Д2, от Я до ДЗ. В результате все интересующие нас лица могут быть проранжированы но степени психологической близости. Этот прием соответствует социоцентрической модели и по существу является методом парных сравнений (рис. 11.8).

 

Рис. 11.8Кому из Других Я ближе?

 

Работа над новыми способами измерения межличностной аттракции продолжается.

 

Выводы

 

1. Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция». Особенность аттракции в сравнении с другими чувствами и эмоциями состоит в том, что ее предметом является другой человек (а не социальная группа или социальный институт), тем самым она всегда включена в межличностный контекст и, таким образом, выступает одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений.

2. Среди причин, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние, то есть непосредственно не связанные с процессом межличностного взаимодействия (иногда их называют экологическими), и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

3. К внешним факторам аттракции можно отнести: 1) степень выраженности у человека потребности в аффилиации; 2) эмоциональное состояние партнеров по общению; 3) пространственную близость.

4. К внутренним факторам, или собственно межличностным детерминантам аттракции можно отнести: 1) физическую привлекательность партнера по общению; 2) демонстрируемый стиль общения; 3) фактор сходства между партнерами по общению; 4) выражение личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка или отказ в поддержке).

5. Для измерения психологической близости в общении предлагаются различные способы, в частности такие, как шкала социальной дистанции; социометрический тест; эгоцентрическая и социоцентрическая модели.

 

Основные понятия

Отношения

Межличностная аттракция

Межличностные отношения

Потребность в аффилиации

Фактор пространственной близости

Фактор поддержки

Фактор сходства

Социометрический тест

Шкала социальной дистанции

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Почему межличностная аттракция выступает одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений?

2. По какому основанию разделяются внешние и внутренние факторы аттракции?

3. Согласны ли вы с тем, что на наше отношение к другим и на то, как, на наш взгляд, они относятся к нам, влияют политические и экономические новости, характер погоды, звучащая музыка?

4. Как объясняется связь между внешней красотой и аттракцией?

5. Какие личностные качества способствуют, а какие затрудняют аттракцию?

6. Почему сходство между людьми может вызывать межличностную аттракцию?

7. При каких условиях сходство усиливает аттракцию?

8. Чем похвала отличается от лести?

9. Перечислите виды вербального и невербального поведения, вызывающие чувство отказа в поддержке.

10. Как построен социометрический тест?

 

Учебные задания

Задание 1. Прочтите отрывок из повести И. С. Тургенева «Ася». Выделите факторы (внешние и внутренние), вызвавшие взаимную привлекательность героев.

«... Чем больше я узнавал его, тем сильнее я к нему привязывался. Я скоро его понял. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает. Быть художником... Без горького, постоянного труда не бывает художников... а трудиться, думал я, глядя на его мягкие черты, слушая его неспешную речь, – нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь. Но не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему. Часа четыре провели мы вдвоем, то сидя на диване, то медленно расхаживая перед домом; и в эти четыре часа сошлись окончательно...».

Задание 2. Вспомните своих самых близких друзей. Что вам больше всего нравится в них? Чем эти люди отличаются от других ваших знакомых?

Задание 3. Сергей обожает мотоциклы, сам – рокер. Лена, подруга Сергея, ненавидит мотоциклы, считая их опасными.

а) Используя теорию баланса, нарисуйте диаграмму, изображающие эти отношения.

б) Укажите варианты, доступные для Лены, с помощью которых она может сбалансировать ситуацию, и составьте диаграмму для каждого варианта.

 

Дополнительная литература

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. – М., 1999.

Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях – вы, мы, он, ты, я... – М.: Мысль, 1989.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Лыбидь, 1990.

ПанасюкА. Ю. Управленческая коммуникация. – М., 1994.

Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера. – М.; Новосибирск, 1997.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.