Здавалка
Главная | Обратная связь

Рациональное понимание



накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.

 

В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. На этом этапе познания личности, ситуации, социального объекта выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благодаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявляются противоречия.

Собственные версии и мнения соотносятся с мнениями других людей, вырабатывается критическое отношение к версиям и аргументам других людей, используется повторная интерпретация (реинтерпретация) и делается вывод.

Весь интерпретационный процесс успешен при включении рефлексии, которая должна увязать производимые оценки и мнения в единый конструкт с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией. Она отражает общую направленность личности – либо эгоцентрическую (превалирует собственная точка отсчета и личные ценности), либо альтруистическую (преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других). Интерпретация также зависит от особенностей личности; она может быть жесткой, прямолинейной, однозначной (у догматичных и консервативных людей) либо гибкой, многотональной, пригодной к пересмотру и новым толкованиям (у радикалов и демократически ориентированных людей с гибким познавательным стилем).

Процесс интерпретации развертывается в следующих вербализованных формах:

  • Суждение – существенным дополнением к основной его функции является интеграция всех компонентов анализа в едином времени и пространстве;
  • Рассуждение – для него важна протяженность, последовательность времени привлечения аргументов, оснований для оценки;
  • Диалог – как с самим собой, так и с воображаемым партнером;
  • Наррация (пересказ, рассказ, повествование) – характеризуется своеобразным удвоением времени, т. к. пересказ и оценка не совпадают по времени с оцениваемым явлением, следуют за ним.

Психологический подход к проблеме понимания, в отличие от методологического, когнитивного и аналогичных им, развивается в книге В. В. Знакова «Понимание в познании и общении» (Знаков, 1988).

Конкретное содержание категории «интерпретация» применительно к анализу процесса понимания можно свести к следующим аспектам:

 

Логический компонент Языковой компонент Практический компонент
Способность к умозаключению Понимание естественного языка (лингвистический аспект) Практический компонент Включение новых знаний
Истолкование, объяснение видимых и подразумеваемых связей Понимание смысла высказывания (семантический аспект) Взаимопонимание

 

В. В. Знаков на примере анализа понимания в научном исследовании и коммуникации как необходимого компонента научного мышления выделяет механизмы (стадии) понимания:

1. Простые механизмы – узнавание, вспоминание, уподобление.

2. Гипотеза как путь к пониманию.

3. Понимание как объединение.

4. Понимание как объяснение.

Мы считаем, что, выступая в качестве психологических механизмов понимания на пути от простой констатации обнаруженных взаимосвязей к их объяснению, обозначенные механизмы могут быть расценены как стадии, различающиеся по уровню сложности мыслительных процессов. В этой очередности процессов недостает понимания-предсказания, т. к. любое исследование, анализ завершаются обычно прогнозированием развития событий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.