Здавалка
Главная | Обратная связь

Беззастенчивые люди



Исследование проведено В. Н. Куницыной в 1991 г. Из 490 опрошенных 26 человек оказались беззастенчивыми. Вот их психологический портрет.

В отличие от других, беззастенчивые – настоящие экстраверты. Общительность на всех уровнях высокая. У них наблюдаются открытость, эмоциональная возбудимость, уверенность в себе, при этом могут быть аффективные вспышки, связанные с импульсивностью. Отличительная черта – смелость, склонность к риску и авантюризму; это люди дерзкие, расторможенные, активные в отношении к противоположному полу.

Все они агрессивны, фрустрированы и высоко конфликтны, авторитарны, что весьма снижает их совместимость. Конформны, уступают группе, но когда им нужна поддержка группы, становятся прекрасными манипуляторами.

Анализ структуры корреляционных связей этого типа личности помогает понять психологические причины беззастенчивости. Легкость общения в этой структуре не подкрепляется ни доверием, ни партнерством, ни самоуважением и ни одной из положительных личностных черт, измеряемых опросником Р. Кэттелла. Общительность и раскованность базируются только на природной экстраверсии и не предполагают учет интересов партнеров.

Высокая контактность объясняется в большой степени истерическим настырным самораскрытием.

Очевидно, что хорошие коммуникативные навыки увеличивают способность к манипулированию. Высокая положительная связь фрустрации и раскрытия означает, что это – фрустрированное раскрытие, связанное с низкой самодисциплиной и самоконтролем, значительно усиливающееся в ситуации стресса.

Таким образом, главные черты беззастенчивых людей, выявленные в эксперименте, – повышенная эмоциональная возбудимость, аффективные вспышки, агрессивный авантюризм, настырность, манипулирование, низкий самоконтроль.

 

Категория беззастенчивых неоднородна по своему составу. По различным основаниям можно выделить пять групп.

Первая группа – высокотемпераментные люди, у которых слабы процессы торможения. Вот что говорят о таких своих сверстниках студенты, поясняя, за что поместили их в разряд беззастенчивых: «Напор и быстрота действий, неиссякаемая энергия, безудержность, импульсивность, отсутствие контроля над словами; выступает, когда это не нужно; беззастенчивость лишь в смысле «недержания речи».

Вторая группа – плохо воспитанные люди, а также те, кто ориентирован на самоутверждение. «Нет чувства такта и меры, экстравагантность заменяет элементарные правила поведения; отсутствие культуры общения – может прервать разговор, не извинившись; неприятная навязчивость как своих идей, так и в стремлении быть „своим парнем" в любой группе».

 

«Пока наш нрав не искушен и юн, застенчивость наш лучший опекун».

В. Шекспир. «Гамлет»

(в пер. Б. Пастернака).

 

Третья группа – возбудимые психопаты, истероидные личности, эгоцентричные, бесцеремонные и навязчивые. «Говорит, когда хочет, что хочет, как хочет; никогда не теряется, даже выставляя свою личную жизнь и интимные ситуации напоказ, афиширует свои чувства; навязчивая бесцеремонность, беззастенчивость, доходящая до хамства».

Четвертая группа – люди морально ущербные, карьеристы, беззастенчивые в самом худшем смысле этого слова. «Не существует ограничений в моральном плане, высшая степень самовлюбленности и наглости; не стесняется прервать любую беседу, хотя внешне вежлив; держится за свое, чего бы это ему ни стоило». От всех остальных эту группу отличают внешняя вежливость, подхалимство перед старшими и грубость с младшими.

Пятая группа – неадекватно адаптированные застенчивые: те, кто, пытаясь преодолеть застенчивость, впадают в другую крайность. «Преодолевая застенчивость, комплексы, доводит свободу общения до беззастенчивости; застенчивость у него, как и у каждого человека, есть, но она подавлена внешне развязным поведением».

Если ребенок или подросток становится беззастенчивым по совокупности причин, то привести его к нормам человеческого общежития довольно сложно.

Четкая дифференциация групп облегчает выработку рекомендаций и тактики коррекционной работы с застенчивыми людьми. Следует подчеркнуть, что человек, постоянно испытывающий застенчивость, воспринимающий ее как недостаток или даже порок, стремящийся во что бы то ни стало избавиться от нее, должен осознать, что это такое же обычное свойство, как, например, тревожность. Нередко оно воспринимается людьми как скромность, деликатность, то есть как положительная черта.

С застенчивостью надо научиться жить. Застенчивые люди вырабатывают собственные приемы саморегуляции; довольно часто их отличает спасительная пунктуальность и педантичность.

Выводы

 

1. Существуют три категории трудностей неформального общения: нарушения, барьеры и собственно трудности. Все они имеют психологический (мотивационно-содержательный) и коммуникативный (процессуальный) аспекты и различаются: а) по степени тяжести протекания и психологическим последствиям, б) по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, в) по возможности и способам их устранения.

2. Нарушения межличностного неформального общения представляют собой наиболее тяжелые по своим психологическим последствиям межличностные осложнения в сфере общения. Они трудно устранимы, корректируются через осознание и изменение системы отношений. Чаще всего они являются следствием распада межличностных отношений в данной паре и не распространяются на другие контакты.

3. Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых чаще всего имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения.

4. Застенчивость – это специфическое личностное свойство, которое проявляется через состояние нервно-психического напряжения и психологического дискомфорта, возникающее только в определенных ситуациях межличностного неформального общения.

5. Застенчивость как болезненно переживаемое свойство, создающее трудности в установлении контактов, поддержании и развитии отношений с другими людьми, отрицательно сказывается на положении человека в малой группе, но не является противопоказанием к руководящей деятельности, социальной активности, лидерству.

6. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.

7. Будучи свойством личности, застенчивость имеет высокую степень обобщенности и характеризуется индивидуальным своеобразием внутренних и внешних проявлений, различными способами компенсации, а также различной степенью выраженности не только у разных людей, но и у одного и того же человека в разные периоды его жизни.

 

Основные понятия

Коммуникативность

Коммуникабельность

Коммуникативный барьер

Застенчивость

Нарушение межличностного общения

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Трудности межличностного неформального общения обязательно влекут за собой нарушение межличностных отношений. Согласны ли вы с этим утверждением?

2. К группе застенчивых относятся (выберите правильный ответ):

  • шизоидные личности, особозастенчивые, аутистичные;
  • не владеющие навыками общения, нерешительные;
  • испытывающие нервно-психическое напряжение с незнакомыми;
  • часто краснеющие люди.

3. Что общего и в чем отличие между:

· застенчивостью и нерешительностью;

· застенчивостью и замкнутостью;

· беззастенчивостью и агрессивностью?

 

Учебные задания

 

Застенчивым людям может помочь книга американского психолога Ф. Зимбардо, которая содержит интересные сведения и полезные советы (Зимбардо, 1987). Автор предлагает с помощью специально сконструированных опросников встать на путь осознания застенчивости и преодоления ее благодаря следующим приемам:

  • улучшение понимания себя;
  • увеличение самоуважения;
  • развитие специфических социальных умений, в том числе усвоение и игра ролей;
  • помощь другим застенчивым.

Ниже приводится несколько заданий, рекомендованных Ф. Зимбардо для постепенного преодоления застенчивости.

Рисуем автопортрет

Это занятие поможет вам лучше понять, как вы воспринимаете самого себя. Возьмите большой лист бумаги, набор цветных карандашей и нарисуйте себя в любой манере. Изображение может претендовать на точность или же быть символическим. Изобразить можно свое лицо или же себя в полный рост, в одежде или без нее. Дайте своему рисунку название. (Проделайте все это, прежде чем двигаться дальше.)

Занимает ли ваш рисунок все пространство листа? Выполнено ли изображение резкими, отрывочными линиями? Не отсутствуют ли какие-то части тела? Какие? Может быть, какие-то замаскированы или изображены непропорционально? Одеты вы на рисунке или обнажены? Можно ли его показать другим?

Какие преобладают цвета?

Выражено ли какое-то чувство? Какое? (Какие?) Не чувствуете ли вы, что что-то скрыли?

На изображении вы находитесь в покое или в действии? Получилась ли у вас одинокая фигура или же она изображена на каком-то фоне?

Глядя в зеркало

Вот еще одно упражнение на самовосприятие. Встаньте перед зеркалом и смотритесь в него не менее 10 минут. Внимательно рассмотрите все части вашего тела. Что вы увидели? Что в вас самое лучшее? Как бы вы описали себя незнакомому человеку, которому предстоит, например, встретить вас на вокзале?

Представьте, что вы себя видите впервые. Каково ваше первое впечатление?

Что нужно для того, чтобы это впечатление было лучше? Какова ваша самая неприятная внешняя особенность? Представьте, что эта черта сильна до безобразия. А теперь рассмейтесь над получившимся образом как над отражением в кривом зеркале.

Если вы не против, рассмотрите себя обнаженным. Сначала – в зеркале, а потом рассмотрите непосредственно свое тело. Какие части тела вас удовлетворяют? Какие нуждаются в усовершенствовании? От каких внешних черт вы бы отказались? Что бы вы хотели взамен?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.