Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологический портрет отчужденного человека



Исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1991 году. В общей выборке из 490 школьников число получивших высокий балл отчужденности по опроснику СУМО составило 58 человек.

По сравнению с аутистичными и интровертированными, отчужденные менее удовлетворены общением, не доверяют людям; у них выше тревожность и напряженность, а также показатели агрессивности и фрустрированности. Хотя смелость общения у них выше, чем у аутистичных и интровертов, внутренняя недисциплинированность, плохая самоорганизация и то, что они не обеспокоены социальными требованиями, значительно снижают контактность и адаптивность. Отчужденные испытывают глубокое чувство одиночества.

Можно сделать вывод о том, что одиночество при аутистичности неизбежно, при отчужденности – является вынужденным, при интроверсии – добровольным.

При этом одиночество в корреляционной плеяде структуры личности отчужденных отсутствует; это свойство существует в структуре личности отчужденных изолированно и потому неподвластно прямому психологическому корректированию.

Большая степень открытости, свободы и легкости общения, раскованности и спонтанности отличает отчужденных от аутистичных и интровертов. Однако более высокая фрустрированность уменьшает возможности саморегуляции и приводит к конфликтности, что в свою очередь углубляет и усложняет клубок внутренних проблем, снижает адаптивность. Интровертированность мешает и раскрытию, и общительности.

 

В язык социологии термин введен Э. Дюркгеймом в 1887 г. Результаты своих исследований Дюркгейм опубликовал в книге «Самоубийство» (1897), где подразделил самоубийства на три типа:

1. Эгоистическое – вследствие самоизоляции;

2. Анемическое – вследствие убеждения, что мир вокруг распадается;

3. Альтруистическое – из преданности делу.

Итак, можно различать аномию общества, характеризующуюся упадком общественной морали, социально-политической дезорганизацией общества, отсутствием общепринятых норм, и аномию личности, в которой нормативные стандарты поведения и убеждений ослаблены или отсутствуют, что проявляется в тревожности, дезориентации и социальной изоляции.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится «недружелюбным» – жестоким, безразличным, асоциальным.

Аномия

состояние дезорганизации личности, возникающее в результате дезориентации; причиной последней может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт или отсутствие норм.

 

Отчужденный не принадлежит к группе, социальные связи нарушены. Современные высокобюрократизированные системы лишь усиливают чувство отчужденности, которое чаще всего является результатом дефектного процесса социализации. У человека нет возможности и условий для адекватной самооценки и приспособления, и это, в конечном итоге, приводит либо к преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.

Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего по выборке и объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью.

Отчужденность может быть и не слишком тяжелым переживанием, поскольку является (условно) добровольно выбранным одиночеством. Но дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.