Здавалка
Главная | Обратная связь

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И СЕБЯ



Субъектом исследования психологии является человек как носитель сознания, самосознания, как личность. Для психологического анализа личности следует разграничивать понятия "личность", "индивидуальность", "индивид", "человек".

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функциями, способный создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе деятельности.

Индивид – это отдельный представитель человеческого общества.

Индивидуальность – своеобразное, неповторимое сочетание особенностей индивида.

Личность – субъект активной деятельности, преобразователь внешнего мира и себя самого, носитель сознания и самосознания. Выделение ребенком своего Я из не-Я – есть основной критерий начала формирования и самосознания личности. Сознание при этом понимается не как пассивное созерцание, а как активное качество, дающее человеку возможность преобразовывать мир. Л.С. Рубинштейн отмечал, что изучение психического облика личности, включает три основных вопроса. Первый – чего хочет, что для него привлекательно, к чему человек стремится? Это вопрос о направленности, установках, интересах, идеалах, потребностях. Второй – а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности – это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как индивид их реализует и использует, нужно знать, что он есть…

Согласно концепции динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова, многообразие свойств и особенностей личности можно объединить в четыре подструктуры. Первая (низшая) биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные половые свойства психики, свойства высшей нервной деятельности. Вторая подструктура – психологическая включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные процессы ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, чувств, воли. Третья подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, т. е. социальный опыт личности. Высшим уровнем личности является направленность, синтезирующая все три предыдущих уровня и включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Выделение этих подструктур относительно условно. Следует отметить, что все элементы структуры личности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2.1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Как уже отмечалось, к биологической подструктуре личности относятся половозрастные свойства нервной системы, патология строения организма. Б.Г. Ананьев отмечал, что интеграция биологически обусловленных свойств представлена в темпераменте и задатках, которые также входят в структуру личности.

В обыденном сознании людей господствует представление, что половая принадлежность дана человеку чисто биологически. Безусловно, при отсутствии биологически заданных программ развития половая социализация просто бы не имела предмета, но реализация программ невозможна вне социализации, которая определяет как само развитие, так и психосексуальную дифференциацию. Половозрастные закономерности формирования личности проявляются в интериоризации существующих в культуре полоролевых стереотипов, проявляющихся в поведении людей. В обобщенной форме эти стереотипы представлены категориями "женственность – мужественность", "зависимость – независимость". Мужчина – сильный, независимый, активный, рациональный, агрессивный, ориентированный на индивидуальные достижения. Женщина – слабая, эмоциональная, зависимая, ориентированная на других. Существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Исходя из своих представлений о качествах характера для мужчин и женщин, родители (воспитатели) зачастую, сами того не сознавая, поощряют проявление именно этих специфических черт.

Полоролевое воспитание осложняется тем, что практически все, с кем ребенок больше всего проводит время, – это женщины (воспитатели, врачи, учителя). В итоге мальчики и девочки знают о мужском поведении мало, но испытывают сильное давление со стороны взрослых в направлении формирования полоспецифического поведения. В сочетании с недостатком полоролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчики, например, вынуждены строить свою половую идентичность на негативном основании – не быть похожим на девочек, не участвовать в женских играх. При этом часто ребенок имеет мало возможностей проявить свою мужественность (двигательную активность, самостоятельность, агрессивность и т. д.). Взрослые не поощряют мужские проявления (нельзя драться), но наказывают за женские (нельзя плакать).

Начиная с 1980-х гг. появилось много работ, посвященных изучению гендерных различий не только на поведенческом уровне, но и на уровне ценностных ориентаций, познавательной деятельности и т. д., которые подтверждают влияние половых различий на проявление личности.

Проявления личности во многом зависит от возраста человека. Моментом зарождения личности является осознание ребенком своего "Я", активно противостоящего "не - Я", которое проявляется в использовании местоимений "я сам", "мой". В общении, сотрудничестве со взрослыми происходит развитие самосознания ребенка, быстрое и в то же время неравномерное развитие различных психических функций, появляется интерес к людям, общительность, подражание, начинают формироваться нравственное поведение и самооценка. Адекватность оценочных суждений определяется оценочной деятельностью родителей, воспитателей в различных видах деятельности. Дошкольный возраст является начальным этапом становления личности. Формируются как общие, так и специальные способности к изобразительной, вокальной, хореографической и другим видам деятельности. Развиваются личностные свойства, которые проявляются в общении, познании, деятельности, формируется готовность к школе. Школьный онтогенез охватывает периоды: младший школьный возраст – 6–10 лет, младший подростковый – 11–13 лет, старший подростковый – 14–15 лет, юношеский – 16–18 лет. Каждый из них имеет свои особенности.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, уравновешен, мало заботится о своей внешности. К 11 годам меняется поведение, ребенок становится импульсивным, наблюдается частая смена настроения. Идет развитие волевой сферы. Авторитарность со стороны родителей, взрослых порождает замкнутость, неискренность, агрессивность. В то же время, доверительные отношения между родителями и подростком развивают у него самоуважение, чувства достоинства, эмоционального комфорта.

В 12-13 лет импульсивность у подростков частично сглаживается. Он становится более инициативным, начинает заботиться о своей внешности. Бурно развивается сознание и самосознание, растет интерес к себе, появляется самокритичность, меняется отношение к родителям.

Продолжение полового созревания вызывает колебания настроения. Дисгармония физического и психического облика в этот период проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается как напряженный и конфликтный. Подростковый кризис – один из самых сложных кризисов развития личности. Вообще кризисы определяются изменением системы мотивов – их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии, рождением новых. Для подростка перестройка на системы мотивов проявляется в ориентации на мнение сверстников, а не родителей, на самооценку, склонность сопоставлять себя с другими. Для 15 летнего возраста характерен максимализм самостоятельности. Очень важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Главная особенность юношеского возраста – осознание индивидуальности, неповторимости. Усиливается потребность в общении и одновременно повышается избирательность. Огромную роль в формировании личности в этот период играет дружба. Важным фактором формирования личности является необходимость самоопределения, когда формируется жизненная смелость и независимость, ответственность за себя и других.

Итак, каждый возрастной период играет определенную роль в формировании и проявлении личности. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития.

К биопсихологической подструктуре личности К.К. Платонов относит также свойства нервной системы: скорость, уравновешанность, силу нервных процессов. Сила нервной системы определяется способностью выдерживать большие и сильные нагрузки. Слабая нервная система таких нагрузок не выдерживает. Уравновешенность нервной системы - это баланс нервных процессов возбуждения и торможения. Скорость - временный показатель смены нервных процессов (возбуждения и торможения и наоборот). Сочетание свойств нервной системы дает различные типы высшей нервной деятельности (ВНД). И.П. Павлов выделил около 24 типов, но наиболее часто встречаются четыре типа: сильный – неуравновешенный; сильный – уравновешенный – подвижный; сильный – уравновешенный – инертный; слабый. При этом существует прямая связь между типом ВНД и темпераментом.

Таким образом, биологическая подструктура личности является одним из условий, факторов и механизмов формирования и проявления личности.

 

2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

К психологической подструктуре личности относятся особенности познавательных процессов личности (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания). Следует отметить, что все познавательные процессы неразрывно связаны, взаимообусловлены и отражаются на деятельности, поведении личности.

Познание воздействий окружающего мира происходит посредством сенсорно-перцептивных процессов (ощущение и восприятие), мнемических (процессы памяти), интеллектуальных (мышление и воображение). Все эти процессы относятся к познавательным психическим процессам.

Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими предметами, явлениями, вещами.

Структура приема информации состоит из следующих этапов:

 

Р ®ОЧ ® НИ ® ГМ ® ОЩ ® ЦВ ® (ЭП) ® ОП ® (М) ® (ОС).

Рассмотрим функционирование этой структуры. Раздражитель (Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате, возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который затем сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). Затем при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М), происходит осмысление понимания информации (ОС).

Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и другим.

Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие.

Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако, ощущение – только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение.

Психический образ формируется на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция – это процесс обработки сенсорной информации.

Выделение двух стадий обработки информации – сенсорных и перцептивных процессов – во многом является абстрактным, их часто трудно отделить друг от друга.

 

2.2.1. ОЩУЩЕНИЕ

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью органов чувств в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира, а также внутренних состояний человека, которые воздействуют в данный момент на соответствующие органы чувств.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у человека как обладателя головного мозга. Ощущения могут иметь объективный характер, т. к. в них всегда отражен внешний раздражитель, а также могут быть субъективны, поскольку зависят от состояния организма и индивидуальных особенностей человека.

 
 

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощущений показано на рис.1.

Рис.1. Возникновение ощущений

 

Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей и трансформируют их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

· рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

· проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

· корковых проекционных зон головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействия (свет, звук и т. п.), т. е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа анализатора как единого целого.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.