Здавалка
Главная | Обратная связь

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА



3.1. ОБЩЕНИЕ

Личность формируется, развивается и проявляется в процессе общения. Общение – процесс взаимодействия с целью обмена информации, чувствами, совместной деятельностью.

Общение – важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности. Выделяют три основных компонента общения – коммуникативный, перцептивный и интерактивный.

Коммуникативный компонент общения заключается в передаче информации от одного участника общения к другому, в воздействии на поведение, в формировании мнения, установок. Коммуникация в человеческом общении обладает спецификой и не сводима к только обмену информацией. Специфика коммуникации в человеческом общении заключается в следующем:

1. Одновременной активности всех участников общения. В общении и тот партнер, который передает информацию, и тот, который ее воспринимает являются активными участниками коммуникативного процесса (субъектами общения). Поэтому коммуникация рассматривается как интерсубъектный процесс. Взаимная активность партнеров по коммуникации объясняет непрерывное развитие информации в процессе общения.

2. Важности правильного понимания передаваемой информации. Для того, чтобы правильно понять собеседника мы должны использовать слова, смысл которых мы понимаем одинаково, "говорить на одном языке".

3. Значимости ситуации коммуникации. Правильное понимание партнера по общению зависит от одинакового понимания партнерами ситуации общения.

4. Партнеры по общению обладают психологическими особенностями, влияющими на восприятие и переработку информации (например, робость, застенчивость или, напротив, агрессивность).

Передача информации невозможна без использования знаковой системы. Коммуникация в человеческом общении основывается на использовании нескольких видов знаковых систем. В зависимости от используемой знаковой системы, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация основывается на использовании речи как знаковой системы. Устная речь как знаковая система характеризуется экономностью (за счет изменения порядка слов, пропуска отдельных частей предложения). Недостатки устной речи – неоднозначность, наличие слов-"паразитов", речевые ошибки.

Письменная речь как знаковая система характеризуется точностью и однозначностью передаваемой информации; ее недостатки – громоздкость и наличие штампов.

Невербальная коммуникация основывается на использовании неречевых знаковых систем. Функции невербальной коммуникации: дополнение вербальной коммуникации, замещение вербальной коммуникации и выражение эмоциональных состояний партнеров по общению. В невербальной коммуникации используются следующие знаковые системы:

1. Оптико-кинетическая знаковая система, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику (позы тела).

2. Паралингвистическая знаковая система (тон и диапазон голоса, интонационные особенности) и экстралингвистическая знаковая система (паузы в речи, смех, плач и другие неречевые включения, а также темп речи)

3. Организация пространства и времени общения (например, допустимая величина опоздания, длительность общения, особенности взаимного расположения партнеров по общению друг относительно друга и т. д.).

4. Визуальный контакт (особенности «смотрения» партнеров по общению друг на друга: частота взглядов в глаза партнеру, преимущественное направление взгляда и т. п.).

Общая схема эффективности коммуникативного процесса. Особенности коммуникатора, сообщения, аудитории и канала коммуникации на эффективность коммуникативного процесса.

Перцептивный компонент общения.Понятие "социальная перцепция" описывает процессы восприятия социальных объектов (больших и малых групп и отдельных личностей). Особенностью социальной перцепции является многообразие входящих в нее процессов. В процессе общении мы не просто воспринимаем особенности поведения и внешности партнера, на основе этой информации мы пытаемся сделать выводы об особенностях его личности и причинах тех или иных поступков.

Механизмами понимания в процессе общения являются идентификация, стререотипизация, атрибуция, эмпатия и рефлексия. Идентификация представляет собой отождествление себя с партнером по общению. Эмпатия представляет собой эмоциональный отклик на состояние партнера по общению. Рефлексия – это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.

Содержание процесса социальной перцепции включает восприятие и анализ особенностей внешности, речи и поведения партнера по общению и последующее построение представлений о его личности. При этом человек склонен избирательно подходить к информации, получаемой о партнере по общению: информация, соответствующая уже сложившемуся о нем впечатлению, принимается; информация, противоречащая этому впечатлению, не принимается в расчет. Это явление получило название эффекта ореола (гало-эффекта).

Формирование впечатления о партнере по общению в значительной степени основывается на первом впечатлении, сложившемся об этом человеке. Как правило, первое впечатление оказывает длительное влияние на восприятие данного человека. Это явление получило название эффекта первичности.

Со временем последующая информация о партнере по общению может привести к изменению сложившихся о нем представлений. В подобной ситуации существенное влияние на восприятие партнера по общению начинает оказывать не первое, а последнее по времени впечатление. Это явление носит название эффект новизны (новая информация определяет восприятие человека).

Зачастую познание партнера по общению строится на основе сложившихся у личности стереотипов. (Стереотип – устойчивая схема какого-либо явления или социального объекта.) Это явление получило название эффекта стереотипизации. Стереотипизация упрощает процесс познания, однако, она может искажать восприятие и понимание другого человека.

Дальнейший процесс социальной перцепции направлен на объяснение причин поведения партнера по общению. Поскольку в реальной жизни мы редко точно знаем причины поведения другого человека, мы вынуждены приписывать их. Явление приписывания причин поведения получило название каузальной атрибуции. Личностная каузальность – это приписывание причин поведения личностным особенностям человека (он так поступил, потому что он такой человек). Внеличностная каузальность – это приписывание причин поведения влиянию на человека ситуации (он так поступил, потому что ситуация этого требовала). Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что человек, наблюдающий за событием, преувеличивает влияние личностных черт на поведение; человек, сам участвующий в событии, будет объяснять свое поведение скорее влиянием ситуации.

Интерактивный компонент общения.Общение невозможно без воздействия партнеров друг на друга. Этот факт отражается в соответствующих терминах, описывающих общение ("нажим", "пристройка", "борьба", "топтание на месте" и т. п.). Основное содержание взаимодействия в процессе общения – урегулирование совместной деятельности партнеров. Для понимания содержания общения в каждый конкретный момент времени необходимо понимание смысла действий партнера по общению. Понять смысл действий нам помогает знание позиций партнеров по общению и ситуации взаимодействия.

Позиция – это социальный статус партнеров по общению относительно друг друга в данной конкретной ситуации. Варианты позиций в общении, предложенные Ф. Перлзом: "собака сверху" и "собака снизу". "Собака сверху" – это "хозяин положения", задающий правила поведения и следящий за их выполнением; он критикует и угрожает. "Собака снизу" – это "подчиненный", человек, требующий защиты и покровительства; он лишен инициативы и власти, пассивен.

Анализ взаимодействий в рамках традиционного транзактного анализа предполагает выделение позиций/ролей Преследователя, Жертвы и Помощника. Преследователь – это тот, кто устанавливает ограничения в поведении других и контролирует их исполнение. Жертва – это человек, который делает вид, что страдает от данных ограничений. Помощник – тот, кто помогает (пытается помочь) Жертве.

Авторы подчеркивают, что смысл общения с использованием всех вышеописанных позиций заключается в том, чтобы поставить партнера по общению в зависимость от себя. Такое общение называют манипулятивным.

Э. Берн вводит в анализ взаимодействия понятия "состояния эго" и "трансакция". Состояния Эго – относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения, которые как бы дискретны и проявляются в поведении по отдельности. Таких обособленных комплексов Берн насчитывает три: Родитель, Ребенок и Взрослый. Родитель – такое состояние Эго, чувства, установки и схемы поведения которого относятся к роли родителя. Взрослый – состояние Эго, обращенное к реальной действительности. Ребенок – актуализация комплекса установок и поведения, выработанного в детстве. В каждый момент времени человек может быть либо Родителем, либо Ребенком, либо Взрослым; состояние Эго определяет его позицию в общении. Эффективность общения определяется согласованностью позиций партнеров общения.

Понятие трансакция описывается Берном как взаимодействие партнеров по общению, занимающих определенные позиции. Выделяются следующие виды трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые.

Дополнительные трансакции возникают, если партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга, одинаково понимают и направляют свои действия в ожидаемом другим направлении:

Пересекающиеся трансакции возникают, когда партнер отвечает с "другой" позиции. Если партнеры не найдут взаимопонимания, то взаимодействие может принять конфликтный характер.

Скрытые трансакции включают взаимодействие одновременно на двух уровнях – явном и скрытом, когда вслух говорится одно, а подразумевается при этом другое. Предполагают глубокое знание партнера либо большую чувствительность к невербальным средствам общения.

Существует несколько подходов к построению классификации ситуаций взаимодействия. В зарубежной социальной психологии широко известна классификация М. Аргайла и А. Грэма. Исследователи выделяют основные черты взаимодействия: цели взаимодействия, правила взаимодействия, система ролей, языковые средства взаимодействия и т. д. Эти черты определяют тип ситуации взаимодействия: официальные события, межличностное взаимодействие с друзьями и родственниками, встречи со знакомыми, формальные контакты, ассиметричные контакты (например, между преподавателем и студентами) и т. д.

В классификации А.А. Леонтьева в основу выделения различных типов ситуаций взаимодействия положен принцип целей общения. На этом основании описываются социальноориентированные, предметноориентированные и личностноориентированные ситуации. Взаимодействие в социальноориентированных ситуациях направлено на изменение психологических характеристик групп людей в сторону их унификации либо рассогласования (между людьми как представителями социальных групп). Взаимодействие в предметно-ориентированных ситуациях направлено на урегулирование совместной деятельности людей. Взаимодействие в личностно-ориентированных ситуациях направлено на изменение психологических характеристик отдельной личности.

Э. Берн выделяет шесть типов совместного проведения времени:

1. Отсутствие – "психологическое" отсутствие партнера, когда он "мыслями и чувствами далеко".

2. Ритуалы – привычные, не несущие никакой смысловой нагрузки, кроме собственного повторения, действия.

3. Развлечения – полуритуальные разговоры на всем известные темы с целью приятного времяпровождения.

4. Совместная активность – целенаправленное взаимодействие.

5. Игры – такое взаимодействие, при котором каждая сторона неосознанно пытается достичь превосходства над другой. Игры носят скрытый характер.

6. Интимность – свободное от игр общение, предполагающее теплое, заинтересованное отношение к партнеру по общению.

Неадекватное понимание партнеров, потребностей в общении, несогласованность позиций, неумение слушать, нежелание понять часто приводят к нарушению общения, к конфликтам.

3.2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ.

Конфликт (лат. conflictus столкновение) – столкновение противоположных интересов, целей, идей, убеждений и т. д., которое сопровождается острыми отрицательными эмоциями. Конфликтвыступает как биполярное явление, т. е. противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленного на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом или субъектами.

Конфликты чреваты негативными, деструктивными последствиями. Они мешают установлению взаимопонимания между людьми, затрудняют принятие решений, ведут к нестабильности и беспорядкам, сопровождаются неприятными переживаниями, могут привести к разрыву отношений. Именно поэтому в сознании большинства людей конфликт приобретает негативную оценку. Между тем, в современных концепциях конфликт характеризуется как нормальное, закономерное явление в жизни человека, которое не всегда приводит к разрушению, а напротив – выполняет ряд позитивных функций.

Конфликты могут быть источником развития, сигналом к изменениям. Разрешение конфликта переводит взаимоотношения на новый, качественно иной уровень, способствует усилению взаимопонимания, доверия между людьми, повышению сплоченности, сближению, стабильности в отношениях. Конфликтами можно управлять в направлении преодоления их отрицательных последствий и использования их конструктивного потенциала.

Структура конфликта. Конфликтная ситуация – совокупность всех объективных и субъективных условий, при которых возможно возникновение и развитие конфликта. Элементами конфликтной ситуации являются оппоненты и предмет конфликта

Оппоненты (субъекты) конфликта – противоборствующие стороны (индивиды, малые и большие социальные группы, общности, государства и т. д.). Оппоненты в конфликте характеризуются определенным рангом и силой. Ранг определяется статусом участника конфликта, той позицией, которую он занимает по отношению к своему оппоненту. Чем выше ранг, тем большей силой обладает оппонент. Сила характеризует возможность и способность отстоять в конфликте свои интересы.

Предмет конфликта – причина конфликта, его движущая сила, лежащее в его основе противоречие. При наличии оппонентов и предмета конфликта можно говорить о сложившейся конфликтной ситуации.

Субъективный образ конфликта предполагает осознание несовместимости интересов, взглядов, потребностей и т. д.

Инцидент – первоначальное действие, направленное на овладение предметом конфликта или ущемление интересов оппонента и провоцирующее конфликт. Инцидент отличается от предмета конфликта как повод от причины.

Конфликтное взаимодействие характеризуется совершением участниками конфликта действий, направленных на реализацию в конфликте их собственных интересов.

Исход конфликта – это результат конфликта.

Динамика конфликта.В динамике конфликта можно выделить несколько фаз:

1. Возникновение конфликтной ситуации. На этом этапе возникает противоречие, выделяются противоположные стороны – оппоненты, растет напряженность в отношениях между ними, накапливается неудовлетворенность сложившейся ситуацией.

2. Осознание ситуации как конфликтной. На данном этапе участники осознают несовместимость своих целей, взглядов и т. д. Возникает ощущение угрозы их интересам. В качестве конфликтной может восприниматься ситуация, не имеющая в своей основе объективного противоречия. В этом случае речь идет о так называемом ложном конфликте. Возможно и обратное: объективно существующая конфликтная ситуация не рассматривается сторонами как противоречивая. Конфликт в этом случае отсутствует.

3. Переход к конфликтному поведению. В зависимости от того, насколько человек стремится удовлетворить свои интересы и интересы оппонента, выделяют следующие стили поведения в конфликте:

· Стиль уклонения – игнорирование проблемы, стремление избежать взаимодействия с партнером по общению в связи с возникшими разногласиями. Не отстаиваются собственные интересы, не рассматриваются интересы оппонента.

· Стиль приспособления –человек отказывается от собственных интересов в пользу интересов партнера.

· Стиль конкуренции – стремление отстоять свою позицию без учета интересов оппонента.

· Стиль сотрудничества предполагает выработку взаимовыгодного, интегративного решения, полностью удовлетворяющего интересы обеих сторон.

· Стиль компромисса предполагает поиск решения, частично удовлетворяющего обе стороны конфликта на основе взаимных уступок.

Наиболее эффективным традиционно считается стиль сотрудничества. Но, в зависимости от ситуации, адекватным и приемлемым может оказаться любой из перечисленных вариантов поведения в конфликте.

4. Разрешение конфликта. О полном разрешении конфликта можно говорить лишь в случае удовлетворения интересов обеих сторон. В противном случае сохраняется неудовлетворенность исходом конфликта и он может вспыхнуть с новой силой, трансформироваться и перерасти в новый конфликт. При любом исходе конфликта напряженность в отношениях между его участниками сохраняется некоторое время.

Классификация конфликтовПо количеству участников конфликты делятся на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Внутриличностные конфликты –это конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями. Примером является несовпадение желаний и возможностей человека. Межличностныеконфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между отдельными людьми (между матерью и ребенком, между друзьями). В случае конфликта между личностью и группой наблюдается противоречие в отношениях отдельного человека и группы людей (конфликт между преподавателем и студенческой группой, между руководителем и подчиненными). Межгрупповые конфликты – это конфликты между малыми и большими социальными группами (конфликты между семьями, компаниями приятелей, а также межклассовые, межнациональные столкновения).

По исходам конфликты делятся на конструктивные (функциональные), стимулирующие развитие взаимоотношений, и деструктивные (дисфункциональные), тормозящие развитие, несущие разрушения.

По степени эмоциональной окрашенности конфликты делятся на деловые, затрагивающие сферу формальных отношений между людьми, и эмоциональные, охватывающие неформальные отношения.

По лежащему в основе конфликта противоречию выделяют мотивационные и когнитивные конфликты.

Мотивационные конфликты – конфликты интересов, вызванные ситуациями, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.

Три типа мотивационных внутриличностных конфликтов:

1. Человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами.

2. Необходимо сделать выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Мотив "из двух зол меньшее" затруднен равной интенсивностью мотивов избегания.

3. Одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет и плюсы и минусы.

Когнитивные конфликты – конфликты ценностей, обусловленные ситуациями, в которых разногласия между участниками возникают из-за несовместимости представлений, имеющих для них особое значение. Конфликт ценностей возникает тогда, когда различия в системах ценностей оказывают влияние на взаимодействие людей или же когда они начинают «посягать» на ценности друг друга, например, навязывать свои взгляды, вкусы, точки зрения и т. д.

По времени протекания конфликты делятся на кратковременные и затяжные.

Кроме того, в зависимости от сферы проявления выделяют семейные, служебные, бытовые и т. д.

Классификация ролевых конфликтов. Ролевые конфликты связаны с возникновением противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением. Выделяют следующие виды ролевых конфликтов.Конфликт "Я – роль" возникает из-за существующих противоречий между требованиями роли и возможностями личности, то есть из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли. Межролевой конфликт, когда разные ролевые позиции личности (и, соответственно, требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми. Внутриролевой конфликт возникает, когда личность на данной социальной сцене выполняет только одну роль, но отсутствует согласие относительно требований к ее ролевому поведению.

Причины возникновения конфликтов.Причины конфликтов разнообразны: различия в целях или способах достижения целей, интересах, взглядах, неполная или неточная информированность, слухи, взаимное непонимание, стремление к превосходству, проявления агрессивности, нарушение норм общения и т. д.

Все разнообразие причин конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. К объективным факторам относят реально существующие в действительности обстоятельства, при которых возможно возникновение конфликта: ограниченность ресурсов, статусно-ролевые позиции участников конфликта, отношения господства-подчинения и др. Субъективные факторы складываются на основе индивидуальных особенностей участников конфликтного взаимодействия: предубеждения, иллюзии, неадекватное, искаженное восприятие ситуации, партнера по общению, характерологические особенности человека, его психическое состояние и т. д.

Типичным искажением является "черно-белая стилистика" в восприятии конфликтной ситуации, себя и партнера по общению ("Я – хороший, он – плохой"): переоценка собственных достоинств, сознание собственной правоты, преуменьшение своих недостатков, а также построение негативного образа оппонента, которому приписывается нечестность, несправедливость, глупость и т. д. Рассматривая таким образом партнера и видя в нем прежде всего противника, врага, человек стремится победить в конфликте, вступает в противоборство с оппонентом, возможность сотрудничества при этом игнорируется, не принимается в расчет.

Источником конфликта может стать конфликтная личность, характеризующаяся склонностью к конфликтному реагированию. Конфликтность личности связана с такими ее особенностями как нетерпимость к другим, некритичность к себе, несдержанность, импульсивность, агрессивность.

Выделяют следующие конфликтные типы личности. Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется стремлением быть в центре внимания и производить положительное впечатление на окружающих, эмоциональностью. В конфликте такая личность не испытывает дискомфорта, скорее любуется своими страданиями и стойкостью. Конфликтная личность ригидного типа отличается жесткостью установок, негибкостью мышления, консервативностью, прямолинейностью, некритичностью к себе. Такой человек не признает взгляды и убеждения, отличные от его собственных, обидчив и подозрителен. Особенностями конфликтной личности неуправляемого типа являются импульсивность, неуравновешенность, непредсказуемость поведения, агрессивность, некритичность к себе, склонность обвинять в своих неудачах окружающих. Конфликтная личность сверхточного типа требовательна к себе, предъявляет повышенные требования к окружающим, эмоционально сдержанна, скрупулезна, чувствительна к деталям. Конфликтную личность "бесконфликтного" типа отличают внутренняя противоречивость, непоследовательность поведения, чрезмерное стремление к компромиссу, зависимость от мнения окружающих. Такой человек легко меняет свои убеждения, взгляды под давлением окружающих, легко поддается убеждению, внушению.

Конфликтность может быть обусловлена не только характерологическими особенностями человека, но и особенностями ситуации, в которой он оказался. Под влиянием неблагоприятных обстоятельств (неопределенность ситуации, недостаток информации, высокая ответственность и т. д.) конфликтность личности может повышаться. В этом случае речь идет о ситуативно конфликтной личности.

Управление конфликтами.Необходимость управления конфликтом обусловлена возможностью деструктивного исхода, разрушительным потенциалом конфликта. Управлять конфликтом значит контролировать ход его развития, воздействовать на процесс конфликта, направляя его в конструктивное русло и предупреждая возможные негативные последствия.

Управление конфликтом включает в себя:

· прогнозирование хода развития конфликта, анализ конфликта, его причин, условий;

· предупреждение и профилактику деструктивности конфликта через оптимизацию взаимодействия, устранение потенциальных причин конфликта;

· стимулирование развития конструктивного конфликта;

· регулирование и разрешение конфликта.

Разрешение конфликта предполагает достижение согласия между его участниками. Критерием разрешенности конфликта является удовлетворенность участников его исходом.

Модели разрешения конфликтов. Силовая модель предполагает реализацию собственных интересов за счет интересов оппонента, стремление победить любой ценой, даже с использованием силы.

Интегративная модель разрешения конфликтов имеет в своей основе поиск взаимовыгодного решения, полностью удовлетворяющего интересы обеих сторон в конфликте.

Компромиссная модель разрешения конфликтов характеризуется стремлением достичь соглашения на основе взаимных уступок.

Способы разрешения конфликтов.Все многообразие способов разрешения конфликтов можно разделить на силовые (с ориентацией на победу в конфликте) и переговорные.

Использование силы может привести к прекращению конфликта, но не его полному разрешению. В случае победы в конфликте одной из сторон остается неудовлетворенность его исходом у другого участника конфликта. Противоречие, лежащее в основе конфликта, сохраняется. Это ведет к осложнению отношений между оппонентами.

Переговоры направлены на организацию коммуникации, диалога, конструктивного взаимодействия между участниками конфликта. Это создает условия для взаимного обмена мнениями, обсуждения проблемы и выработки взаимоприемлемого решения, а значит и для конструктивного разрешения конфликта. Именно в процессе диалога проясняются интересы, убеждения, точки зрения конфликтующих сторон, достигается лучшее понимание людьми друг друга. Участники конфликта получают возможность проговорить свои разногласия, рассказать о своих переживаниях, опасениях, ожиданиях в отношении партнера по общению, о том, что в сложившейся ситуации, поведении партнера не удовлетворяет, а также узнать и понять интересы другой стороны, ее желания и ожидания, получить обратную связь. Участники конфликта часто не умеют выразить свои интересы, переживания, остаются непонятыми, раздражаются, не достигая желаемого. Это чревато развитием конфликта и нарушением отношений между людьми. Переговоры, организация коммуникативного процесса призваны устранить непонимание и создать условия для достижения согласия, интегративного разрешения конфликта.

При решении конфликта важно различать интересы и позиции участников конфликта.

Интересы – мотивы, движущая сила поведения человека в конфликте.

Позиция – форма выражения интереса. В конфликте необходимо перейти от позиций к интересам. За противоречием позиций оппонентов могут стоять интересы, которые могут быть совместимыми. Хрестоматийным примером является конфликт, в котором один человек хочет открыть окно, а другой выступает против открытия окна. Это позиции участников, которые являются противоречивыми и несовместимыми: нельзя одновременно открыть окно и оставить его закрытым. Твердо отстаивая свои позиции, участники не придут к согласию. Важно определить стоящие за этими позициями интересы: проветрить помещение и избежать сквозняка, возможности простудиться. Перейдя от позиций к интересам, участники могут выработать взаимовыгодные варианты решения, совмещающие интересы обеих сторон в конфликте (обеспечить доступ свежего воздуха в помещение и избежать возможности простудиться, сквозняка можно открыв окно и покинув помещение на время проветривания).

Для поиска вариантов разрешения конфликта можно использовать метод мозгового штурма, при котором участники обсуждения предлагают самые разнообразные, даже невероятные решения. При этом не допускается никаких оценок, критики, комментариев выдвигаемых предложений. Лишь на следующем этапе осуществляется оценка всех альтернативных решений и выбор наиболее приемлемого.

Метод принципиальных переговоров направлен на выработку интегративного решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон в конфликте. Авторы предлагают при разрешении конфликта:

1. Не переходить на личности. Объектом внимания должно быть лежащее в основе конфликта противоречие интересов, идей, взглядов и т. д. Нет необходимости при этом обсуждать личность оппонента, тем более что это вряд ли приведет к ее изменению.

2. Сосредоточиться на интересах, а не на позициях.

3. Выработать альтернативные варианты взаимовыгодных решений.

4. Использовать объективные критерии оценки принимаемого решения.

Возможно использование и такого метода какмедиаторство (посредничество). В разрешении конфликта может принимать участие третья сторона, выступающая в качестве посредника. Задачей посредника является подготовка и организация процесса обсуждения, стимуляция сотрудничества. Посредник способствует прояснению позиций, интересов, взаимных ожиданий участников. Принципы деятельности посредника: нейтральность и безоценочность по отношению к оппонентам, максимально возможная объективность, независимость от конфликтующих сторон, конфиденциальность, процедурный характер деятельности (организация процесса коммуникации). Посредник несет ответственность не за характер принимаемого решения, а за создание условий для принятия этого решения. В случае необходимости посредник может оказывать содержательную помощь участникам конфликта при условии его компетентности в данной области.

Часто разрешению конфликта препятствуют негативные эмоции, сопровождающие конфликтное взаимодействие, негативное отношение к личности оппонента, напряженность в отношениях, недоверие к партнеру, некритичность к своей позиции и нетерпимость к другим точкам зрения.

Существует большое количество приемов, позволяющих преодолеть подобные препятствия, получившие в литературе также название косвенных методов урегулирования конфликтов.

Метод "выхода чувств" дает возможность беспрепятственного выражения человеком своих отрицательных эмоций, что способствует снижению эмоционального напряжения.

Обмен ролями: участникам конфликта предлагают обменяться ролями и обсудить сложившуюся ситуацию с позиции оппонента, с учетом его интересов. Это позволит лучше понять другую сторону, по-новому взглянуть на существующий конфликт, сделать обсуждение более продуктивным.

Контролируемый диалог: один из участников излагает свое понимание спорного вопроса. Оппонент должен перефразировать, т. е. повторить своими словами его утверждения. В случае искажения говорящий поправляет свое "живое эхо". Затем изложить свое понимание может другой участник конфликта. Это позволяет вовлеченным в конфликт понять позицию и интересы другого, вместо того, чтобы пытаться ее изменить.

Вехи. Этот прием позволяет по-новому взглянуть на оппонента, увидеть в нем человека со своими достоинствами и недостатками. Необходимо рассказать биографию оппонента, важные события из его жизни от первого лица, а затем сформулировать суть конфликта и что необходимо сделать для его разрешения. Отношение к оппоненту, к конфликту в целом при этом может измениться.

Для коррекции поведения в конфликте может быть использован социально-психологический тренинг, позволяющий сформировать навыки управления конфликтом, оптимизирующие выбор способа поведения в конфликте. К ним относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений: приемы и техники слушания, Я-высказываний, ведения диалога, осуществления обратной связи, различения позиций и интересов, саморегулиции и т. д.

Способы и приемы разрешения конфликтов разнообразны. Важно, чтобы участники конфликта проявляли готовность к достижению согласия и сотрудничеству.

3.3. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

Нахождение человека в обществе, среди других людей накладывает существенный отпечаток на особенности проявлений его социальной активности, деятельности, которые описываются такими категориями, как: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль.

Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека или группы людей, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Если же говорить о данном эффекте с позиции качества деятельности, то он может проявляться в снижении ее качества. Результаты деятельности зависят от следующих факторов:

· насколько хорошо индивид владеет данной деятельностью (в случае негативного финала можно сделать вывод о слабом владении и наоборот);

· характера выполняемых человеком задач (повышается результативность выполнения относительно простых видов деятельности и затрудняется результативность трудных действий и решение сложных задач;

· присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и, соответственно, отрицательно на качественные.

Помимо представленного выше, также выявлена зависимость социальной фасилитации от пола (у мужчин проявляется в большей степени), возраста (молодежь более подвержена данному эффекту), психоэмоционального состояния и социального статуса субъекта, а также от его отношения к присутствующим (при положительном отношении наблюдается увеличение скорости или продуктивности, при отрицательном – снижается). Одним из проявлений социальной фасилитации является социальная ингибиция, предполагавшая уменьшение скорости и ухудшение продуктивности деятельности человека в данных условиях. Данная ситуация возникает тогда, когда человек владеет тем или иным видом деятельности на недостаточно высоком уровне.

Социальное научение – приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ним. Объясняется исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление). Экспериментально изучалось на животных, в частности на поведении крыс в лабиринтах, рассматривалось при этом как научение. В дальнейшем данный подход был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде "внутренней модели внешнего мира". Именно благодаря этому даже в тех случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается их имитировать. Приобретение новых реакций является в этих условиях менее длительным процессом, чем при выработке обычных навыков, допуская при этом возможность выбора субъектом ответного действия из определенного варианта поведенческих реакций.

Социальное научение тесно связано с процессом социализации личности – постепенным включением ее в контекст социальных отношений, приобретением жизненного опыта, включением в деятельность различных социальных институтов (школа, работа, семья). В качестве основных факторов, способствующих осуществлению социального научения, можно выделить внутренние (биологические задатки, особенности познавательной и мотивационной сфер индивида, система представлений об окружающем мире, включающая в себя регуляторы поведения в виде социальных норм, традиций) и внешние (особенности социального окружения, т. е. семья, друзья, знакомые, референтные группы, особенности культуры) и другие факторы.

Социальное подкрепление – условия, способствующие усвоению или угасанию поведенческих реакций в рамках определенной ситуации или группы ситуаций. Можно выделить два основных типа подкрепления:

· положительное подкрепление – предоставление после демонстрации определенной, ожидаемой экспериментатором поведенческой реакции какого-либо "приза" (еда, вода, удовлетворение сексуальной потребности);

· отрицательное подкрепление – лишение положительного, либо актуализация "неприятного" стимула, обычно болевого воздействия.

В качестве положительного социального подкрепления можно рассматривать такие явления как одобрение, похвала, предоставление каких-либо социальных благ. В роли "подкрепителя" могут выступать как отдельные люди, социальные группы, так и какой-либо социальный институт или общество в целом. Это один из наиболее существенных регуляторов и организаторов социального научения, особенно в контексте усвоения социальных норм, правил поведения и взаимодействия с другими людьми в социуме.

В качестве отрицательного социального подкрепления могут выступать разнообразные системы санкций, неодобрение, лишение определенных благ или привилегий. Очень часто данные приемы используются при воспитании детей, затем переходя на более высокий уровень, выступая уже как средство организации социального контроля.

Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами.

В качестве задач, для решения которых существует целая система контролирующих институтов, можно выделить следующие:

· достижение и поддержание стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид;

· обеспечение позитивного развития данной системы.

Объектом внимания психологов прежде всего является социальный контроль, осуществляемый социальными группами. Его воздействие в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т. е. не отвечающее групповым нормам. В зависимости от того, каковы интенсивность и "знак" этих отклонений, группа применяет те или иные санкции к своему члену. Характер этих санкций, адекватность их использования в той или иной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально-психологического развития данной конкретной группы.

Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение). При этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отклонений, ни даже их направленность – санкционирующее воздействие осуществляется непосредственно по поступку. Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза ее существованию и приводит к немедленному наказанию. В тоже время социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию в дальнейшем самоконтроля у членов коллектива и позволяет им успешно интегрироваться не только в самой этой группе, но и в обществе в целом. Кроме того, помимо контроля, осуществляющегося в рамках социальной группы, существуют и его другие разновидности.

 

3.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ

Особенности личности и ее поведение особенно ярко проявляются в "групповой" жизни. И, в первую очередь – это ближайшее окружения тех людей, с которыми общается человек в повседневной жизни, семья, коллектив и т. д.

К малым группам относится относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами: семья, трудовой коллектив, учебная группа, компания друзей, спортивная команда и т. д. Человек одновременно может являться членом нескольких малых социальных групп.

Размеры малой группы варьируются от 2–3 человек до 30–40. В качестве оптимального для функционирования группы указывается размер 7±2 человек.

Классификация малых групп. Малые группы делятся на формальные, возникающие на основе официального решения (школьный класс, трудовой коллектив), и неформальные, возникающие стихийно на базе личных интересов (компания приятелей).

Выделяют группы членства и референтные группы. Группа членства – это группа, членом которой считает себя человек. Человек не всегда разделяет нормы поведения той группы, членом которой он является. Референтная группа – группа, нормы и ценности которой разделяет и действует согласно этим нормам рассматриваемый человек. Референтная группа может существовать реально, а может быть условной. Человек ориентируется в своем поведении на референтную группу, использует ее в качестве эталона для сравнения с ней, оценки и регуляции собственного поведения.

По длительности существования малые группы делятся на временные и стационарные.

По уровню развития группы подразделяются на:

Коллектив – добровольное объединение людей, характеризующееся высоким уровнем опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и наличием социально одобряемых целей (например, трудовой коллектив, достигший социально-психологической зрелости).

Корпорация – группа, достигшая высокого уровня социально-психологической зрелости, но преследующая социально не одобряемые цели (высокоорганизованная преступная группа).

Просоциальная ассоциация отличается невысокой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и общественным характером целей (например, только что созданная учебная группа).

Асоциальная ассоциация характеризуется антиобщественным характером деятельности, невысокой степенью опосредования межличностных отношений этой деятельностью.

Диффузная группа – скопление людей, которых объединяет лишь место и время, совместная деятельность практически отсутствует (пассажиры автобуса).

Динамические процессы в малой группе. К ним относятся различные групповые процессы и феномены.

Групповая динамика – вся совокупность процессов, которые имеют место в жизнедеятельности группы и характеризуют движение группы во времени, ее развитие.

Характеристики групповой динамики:

· цели и задачи группы;

· нормы группы;

· структура группы, групповые роли, лидерство;

· сплоченность группы;

· принятие решений в группе;

· этапы и механизмы развития группы.

Цели группы определяются тем, в какую систему практической деятельности включена группа.

Групповыенормы – стандарты поведения, разделяемые членами группы. Соблюдение групповых норм поддерживается позитивными и негативными санкциями. Групповые нормы могут быть зафиксированы в документах и существовать в имплицитном виде, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

Групповые нормы выполняют функции регуляции поведения членов группы, поддержки группового единства и развития группы.

Конформность – добровольное изменение взглядов или поведения в ситуации воображаемого или реального давления. Конформность может быть внешней, когда мнение группы принимается лишь внешне при внутреннем несогласии (мнимая конформность), и внутренней, когда человек действительно принимает мнение группы. Негативизм, то есть действие вопреки мнению и нормам поведения в группе, есть не подлинная независимость, а конформность со знаком "минус".

Конформность есть результат нормативного (человек стремится быть принятым в группе, а значит, и соблюдать групповые нормы, чтобы избежать негативных санкций) и информационного (мнение и поведение других используется как "подсказка") влияния группы.

Процесс нормативного изменения инициирует групповое меньшинство. Это та часть группы, которая обладает меньшими возможностями влияния. Меньшинство в группе может выступать проводником внешних социальных влияний.

Структурагруппы. Каждый член группы занимает в ней определенную позицию и обладает в соответствии с этой позицией определенным статусом. Другие члены группы ожидают от него определенного поведения. Роль есть нормативный образец поведения, обусловленный занимаемой человеком позицией внутри группы. В группе можно обнаружить такие роли, как координатор, генератор идей, энтузиаст, контролер-аналитик, искатель выгоды, исполнитель, работяга, шлифовщик.

Каждая группа имеет свою статусно-ролевую структуру. Элементом социально-психологической структуры группы является лидер.

Лидерство – динамический процесс в малой группе, в основе которого лежит влияние личного авторитета человека на других членов группы.

Существует целый ряд различных теорий лидерства:

Теория черт, с точки зрения которой лидером становится человек, обладающий определенными личностными характеристиками (ответственность, активность, образованность и т. д.).

Ситуативная теория, с точки зрения которой лидер есть продукт ситуации. Каждая ситуация предъявляет к лидеру определенные требования. Лидером становится человек, удовлетворяющий этим требованиям.

Синтетическая теория, с точки зрения которой лидер есть продукт и ситуации и особенностей личности.

Лидер в группе выполняет функции координации индивидуальных действий ее членов, стимуляции и направления активности группы на решение стоящих перед ней задач, поддержания групповой сплоченности. Часто лидерство описывается как идентичная руководству деятельность. Руководитель назначается официально, выполняет функции управления, обладает официальной системой санкций. Лидер и руководитель могут совпадать в одном лице.

Сплоченностьгруппы – совокупность всех сил, действующих в группе, заставляющих человека сохранять свое членство в группе и испытывать положительные эмоции от членства в ней. Сплоченность характеризует степень привлекательности группы для ее членов. Сплоченную группу характеризуют единство целей, ценностей, сотрудничество, дружеская атмосфера, неподдельная заинтересованность членов группы друг в друге и желание помочь. Наличие в группе общей цели, совпадение индивидуальных и групповых целей, межличностная симпатия, наличие внешней по отношению к группе опасности, угрозы и ряд других факторов способствуют росту групповой сплоченности.

Сплоченность есть фактор эффективности деятельности группы.

Феноменология принятиягрупповогорешения включает такие проявления, как социальная фасилитация, социальная ингибиция, сдвиг группового риска, групповая поляризация, огруппление мышления, социальная леность, групповая дискуссия и т. д.

Социальная фасилитация – улучшение выполнения задания в присутствии других людей. Социальная ингибиция – ухудшение выполнения задания в присутствии других людей. Зайонц показал, что фасилитация наблюдается при выполнении легких, а ингибиция при выполнении сложных заданий, что является доминантной реакцией на свойственное человеку возбуждение в присутствии других людей.

Сдвиг группового риска – принятие членами группы в ходе группового обсуждения более рискованного решения, чем в одиночку. Сдвиг группового риска есть частный случай групповой поляризации – возрастания экстремальности мнений в процессе принятия решений в группе.

Огруппление мышления (group-think) – единодушие группы, при котором члены группы не могут дать реалистичной оценки альтернативным вариантам действия или решения. Огруппление мышления часто препятствует принятию правильного решения, снижает качество групповых решений.

Социальная леность (social loafing) – уменьшение индивидуальных вкладов отдельных членов группы в ее деятельность по мере увеличения размеров группы. Это наблюдается, если вклад каждого отдельного индивида в деятельность группы не оценивается. Если человек оценивает свой вклад как очень малый и не влияющий на успешность конечного результата деятельности группы, наблюдается сходное по содержанию явление (free riding).

Эффективностьдеятельностигруппы. Слагаемыми эффективности группы являются групповая продуктивность и удовлетворенность от членства в группе. Продуктивность зависит от потенциальной продуктивности группы, ее размеров, структуры коммуникации в группе, типа выполняемой задачи, стиля управления, сплоченности группы и т. д. Согласие с распределением статусов в группе, приближение к поставленной цели, возможность реализовать свой потенциал, симпатии в межличностных отношениях и другие факторы повышают удовлетворенность индивида группой.

Основныеэтапыразвитиягруппы:

1) Этап проверки и зависимости. На этом этапе осуществляется ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения.

2) "Внутренний конфликт". На этом этапе происходит нарушение взаимодействия, наблюдается отсутствие группового единства. Каждый участник взаимодействия стремится навязать группе свое мнение, модель поведения.

3) Развитие групповой сплоченности. Складываются групповые нормы, общность взглядов и т. д.

4) "Функционально-ролевая соотнесенность". Происходит образование статусно-ролевой структуры группы, распределение задач.

Механизмы групповой динамики:

Разрешение внутригрупповых противоречий. В группе постоянно возникают противоречия между возможностями группы и ее актуальной деятельностью, между стремлением членов группы к самоутверждению и тенденциями интеграции личности с группой, между индивидуальными потребностями и групповыми целями и т. д. Обострение этих противоречий является источником внутригрупповых конфликтов, разрешение которых ведет к развитию группы.

Идиосинкразический кредит представляет собой социально-психологический феномен, когда члены группы позволяют лицам с высоким статусом отклоняться от групповых норм, если такое отклонение способствует решению стоящих перед группой задач и соответственно развитию группы.

Психологический обмен, разновидностью которого является ценностный обмен. Он заключается во взаимном предоставлении участниками взаимодействия друг другу и группе в целом ценностей. В качестве ценностей могут выступать значимые для групповой деятельности личностные характеристики человека, знания, умения, навыки и т. д.

Социально-психологический климат является интегральной характеристикой группы. Социально-психологическийклиматгруппы – устойчивое психическое состояние группы, отражающее особенности ее жизнедеятельности. Это совокупность условий, способствующих или препятствующих продуктивной групповой деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Это качественная характеристика межличностных отношений в группе, система отношений членов группы к условиям, характеру, содержанию совместной деятельности, к руководителю и другим членам группы.

Благоприятный социально-психологический климат характеризуют доверие, доброжелательность в отношениях, взаимопонимание, свободное выражение членами группы своего мнения и уважение к мнению других, конструктивность критики, чувство защищенности, оптимизм, уверенность, удовлетворенность от членства в группе. Неблагоприятный социально-психологический климат отличается напряженностью в отношениях между членами группы, конфликтностью, преобладанием подавленного настроения, неудовлетворенностью от членства в группе. Благоприятный психологический климат является условием эффективности деятельности группы.

Факторы, влияющие на социально-психологический климат: характер межличностных отношений, личность руководителя и реализуемый им стиль и методы управления, психологическая совместимость, наличие микрогрупп, характер взаимодействия между ними, влияние внешней социальной среды, а также физический микроклимат и т. д.

Психологическая совместимость – способность членов группы выполнять совместную деятельность. В основе психологической совместимости лежит оптимальное сочетание психологических характеристик участников взаимодействия по принципу их сходства или взаимодополняемости. Выделяют четыре уровня совместимости: физический, психофизиологический, психологический, социально-психологический.

Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы анализаторов и свойств темперамента. Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения. Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентаций, интересов. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Социометрическая структура группы характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Речь идет о неформальной структуре группы, структуре межличностных эмоциональных контактов: симпатиях, антипатиях, предпочтениях в группе. Понятие социометрической структуры группы связано с именем Дж. Морено, автора получившей широкую известность социометрической методики. Методика предназначена для исследования в группе межличностных отношений неформального типа. Она позволяет установить положение индивида в группе, наличие микрогрупп в структуре изучаемой группы, наличие конфликтности, напряженности в отношениях, степень групповой сплоченности, мотивационную структуру отношений. Процедурно социометрическое исследование осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые, участники производят последовательный выбор предпочитаемых в описанной вопросом ситуации членов группы. Социометрический статус личности определяется числом полученных им в группе выборов. Наибольшей популярностью и симпатией пользуются "звезды". Выделяют также категории предпочитаемых, игнорируемых, изолированных и отвергаемых членов группы.


3.5. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

Жизненный путь – индивидуальная история личности. Как отмечает Б.Г. Ананьев "субъективная картина жизненного пути строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах". Специфика жизненного пути состоит в его исторической природе, понимаемой как включенность жизни человека в исторический процесс. По этому поводу

С.Л. Рубинштейн пишет: "Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам пишет историю". И чтобы понять свой жизненный путь, человек должен рассмотреть и ответить на вопросы: "Кем я бы был? Что я сделал? Кем я стал?"

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, чтобы сделать что-либо значительное, нужно иметь внутренние возможности для этого. Однако, эти возможности и потенции глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того, как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, он через них растет и формируется.

Когда мы видим, как много самого себя вложил человек в то, что он сделал, мы чувствуем, что за делом стоит человек, личность которого представляет собой интерес. Таким образом, "в деятельности человека, в его делах практических и теоретических, – отмечает С.Л. Рубинштейн, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершенствуется". В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь.

Первой и наиболее крупной по своему теоретическому потенциалу была постановка проблемы жизненного пути Ш. Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое времена жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:

· исследование объективных условий жизни, основных событий жизни и поведения в этих условиях (биолого-биографический аспект);

· изучение истории становления и изменения ценностей, переживаний, эволюции внутреннего мира человека (историко-психологический аспект);

· исследование истории творчества человека, продуктов и результатов его деятельности (психолого-социальный аспект).

Движущей силой развития личности является, по мнению Ш. Бюлер, врожденное стремление к самоосуществлению, самоисполнению – реализация "самого себя". Понятие самоосуществление близко по смыслу к понятию самореализации. Но самореализация является лишь началом самоосуществления.

Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности – самоопределение.

Первая фаза (от рождения до 16–20 лет) считается периодом предществующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.

Вторая (от 16–20 до 25–30 лет) – период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т. е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.

Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) – период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.

Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) – фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.

Пятая фаза (65–70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец.

Все циклы жизненного пути взаимосвязаны. Факт начала деятельности имеет фундаментальное значение для жизненного пути личности. Как отмечает Б.Г. Ананьев, развитие человека от рождения до зрелости совпадает со сменой воспитания, образования и обучения формирующейся личности и перспективно ориентировано на подготовку человека к самостоятельной жизни. В генетическом отношении эта подготовительная фаза очень важна, так как воспитание есть основная форма социального управления процессом формирования личности, субъекта познания и поведения. "В этот период формируется и готовность человека к самостоятельному труду, самоуправлению".

Наиболее детально разработанная и признанная в психологии периодизация жизненных циклов принадлежит Э. Эриксону, который выделяет в жизненном пути личности восемь стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом, который является поворотным моментом в жизни, возникающим в результате достижения определенного уровня психического развития и изменения отношений с окружающими людьми и миром. Вследствие этого человек приобретает нечто новое, характерное для данного цикла развития личности. Сами эти личностные новообразования возникают не на пустом месте, их появление подготовлено на предшествующих стадиях развития личности.

Формируясь, личность приобретает не только достоинства, но и недостатки. В своей концепции личностного развития Э. Эриксон описывает лишь крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они встречаются редко, но зато вмещают возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

В соответствии с теорией Э. Эриксона, основы личностного развития закладываются на первой стадии (стадии доверия – недоверия), которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период развивается социальное взаимодействие, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие. Степень доверия зависит от проявляемой к ребенку заботы, ласки, внимания к его потребностям и т. д. Отсутствие любовной заботы, должного внимания и ухода вырабатывают недоверие, боязливость и подозрительность. Доверие-недоверие ребенок несет с собой в другие стадии развития, и на последующих стадиях ребенок может преодолевать первоначальную недоверчивость, но может и потерять доверие к другим.

Вторая стадия (автономии стыда) длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период на основе развития моторных и психических способностей развивается самостоятельность ребенка. Он все стремится делать сам, проявляет активность. Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение чувства независимости. Но жизненная активность может быть и небезупречной, в результате чего ребенок сталкивается с неодобрением со стороны окружающих. Слишком строгий или непоследовательный внешний контроль заставляет ребенка усомниться в значимости своей личности, формируют застенчивость, сомнение в своих силах и чувство стыда.

Третья стадия (инициативы – вины) начинается примерно в четыре года (до 6 лет). В этот период у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Интенсивно развивается познавательная активность ребенка, любознательность. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию инициативы. Но если родители показывают ребенку, что его инициатива, любознательность нежелательна и вредна, игры бестолковы, вопросы назойливы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины и покорность в следующие стадии.

Четвертая стадия (трудолюбие или чувство неполноценности) длится примерно с шести до одиннадцати лет. В этот период ребенок включается в систематическую организованную деятельность, которую осуществляет самостоятельно. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание, заслужить одобрение, осуществляя учебную, трудовую деятельность. У него развивается трудолюбие. Но если у ребенка не формируется трудолюбие, то уровень развития навыков учебной, трудовой деятельности ниже, чем у других, низкий статус в ситуациях совместной деятельности способствует появлению чувства неадекватности, некомпетентности и неполноценности.

Пятая стадия (идентификация личности или ролевая неопределенность). При переходе на пятую стадию (12–18 лет) подросток созревает физиологически и психически, у него формируются новые взгляды на мир, новый подход к жизни и себе. Идет активный поиск себя, проигрывание различных ролей. В поисках личной идентичности человек решает, что является для него важным, вырабатывает нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан с осознанием собственной ценности и компетентности, развитием планов на будущее. Если человек успешно справляется с задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Неспособность к идентификации может привести к статусной неопределенности, путанице ролей, неуверенности в себе, проблемам в самоопределении.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.