Получить рыбку в рот – или научиться ловить?
Примерно две трети отвечают: «Конечно, научиться ловить. Конечно, владеть собой и… перестать бояться!.. Но только… А это действительно возможно?.. А долго учиться?.. А сколько это стоит?..» Как правило, человек противоречив: ему и хочется, и не хочется перестать бояться. Хочется быть уверенным и раскованным, смелым, успешным – а за страх держится, а расстаться со страхом страшно. Психоаналитики называют это «сопротивлением». Так дает о себе знать наша природа с ее гигантским опытом недоверия миру. Лишиться страха – отказаться от защиты, довериться. А на каком основании?.. – Сознание верит, а подсознание – нет?.. – Именно так!.. Чувство страха подобно боли: множество поводоввозбудителей – вне нас или внутри, а причина подлинная, коренная – всегда только внутри: это мы сами, наш мозг и нервы. Можно убрать повод. Можно взять под контроль «исполнителя» – уменьшить и совсем устранить чувство страха с помощью химии, начиная с валерьянки и кончая алкоголем и хуже. А можно с помощью собственных действий, с помощью САМОвлияния. Вся медитативная практика, все методы релаксации, вся моя тонопластика – все это арсенал обесстрашивания, инструментарий снятия страха. Если дыхание свободно, если мышцы расслаблены и сосуды разжаты – вы уже просто не можете чувствовать страх, вы свободны… – Да, но чтобы расслабиться, нужно ведь успокоиться. А как успокоиться, если страшно?.. – Замкнутый круг, да. Но вы посмотрите, как умно смелеют дети. Ребенок, не понуждаемый «не бояться», обычно сам умудряется устранить свой страх. Делается это самым природным, самым надежным – ступенчатым, или поступенным методом. Раз за разом ребенок возвращается к тому, кто или что его напугало, старается изучить источник страха подробно и всесторонне. Мальчишки съезжают с крутых горок, упрямо идут в места, где их однажды поколотили. Девочки прыгают с высоких пеньков… Дети ищут риск, чтобы развиваться. А в безрисковой жизни начинают беситься, томятся скукой… – Да, но ведь некоторые области жизни детскими страхами попросту запираются. Я не умею плавать, боюсь воды: мой папа меня учил «классическим методом» – бросил в воду с лодки… Потом таким же макаром пытался учить ездить на велосипеде – до сих пор не умею и не пытаюсь… – А я плавать научился сам в 10 лет, вскоре после того, как едва не утонул в реке, испытав при этом смертельный ужас и шок с потерей сознания. Спасенный, долго не мог и приблизиться к воде… Но потом снова что-то начало тянуть меня к речке; на мелком месте я принялся учиться лежать на воде, и как только это удалось, инстинктивно «включились» движения рук и ног – я поплыл. Отголоски страха конечно же возвращались. Но я не спешил заплывать на глубину и лишь по чуть-чуть проверял себя – ну, каково?.. Оказалось, что очень здорово, почувствовав страх, задержаться в нем – страх может быть колоссальным кайфом! Только обязательно из него нужна дорожка обратно… – Вот почему ребята любят страшилки? – Да! – И вот для чего, вот чему учатся.
Предложение №4
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|