Здавалка
Главная | Обратная связь

Хронографы на Руси.



Новым видом исторических сочинений на Руси XV – XVIвв. Стали хронографы, появление которых было связано с усилением интереса к всемирной истории. Буквально «хронограф» в переводе с греческого на русский язык означает то же самое, что и летопись. Хронографы, созданные в России, отличались от обычных летописей тем, что в них русская история излагалась в тесной связи с материалом, касающимся мировой истории. Хронограф – это летопись, в которой освещение событий дается с точки зрения их всемирно-исторического значения.

Греческие хронографы были известны Руси ещё в XI в. Сведения о всемирной истории, которые упоминаются в ПВЛ, летописцы могли подчерпнуть из известных византийских хроник – Георгия Амартола и Иоанна Малалы. Византийские хроники дали возможность древнерусскому читателю ощутить свою страну частью мирового сообщества.

По мере возрастания интереса к всемирной истории потребность в хронографах возрастала. Древнейшим из известных нам хронографических сводов явился хронограф, составленный в XIII в. , объединивший библейские книги, выписки из хроники Малалы, «Александрию» (эллинистический роман об А. Македонском). Но этот хронограф не получил широкого распространения, до нас не дошел (условное название - I редакция «Летописца еллинского и римского»

В середине и во второй половине XV в. была составлена вторая редакция «Летописца еллинского и римского». Именно в середине XV в. интерес к всемирной истории был исключительно велик. В это время внешняя политика Российского государства приобретает большой размах. Расширяются дипломатические связи с Западом и Востоком. Русское правительство обменивается посольствами с рядом государств. В этой связи задача хронографов показать международное значение Руси становится особенно актуальной. Эта редакция отличалась от первой более широкой источниковой базой, внешним оформлением материала (членение текста на главы). В ней присутствуют три фрагмента, извлеченные из русских летописей, посвященных истории Руси. Однако задачу объединения всемирной и отечественной истории этот хронограф не решил.

Эту задачу решил другой памятник русской хронографии – «Русский хронограф». Первая сохранившаяся редакция русского хронографа относится к первой четверти XVI в. В советской литературе назывался 1512 г., но исследователь Б.М. Клосс назвал другую дату – 1516-1522 гг. Исследователи высказали предположение, что в основе этой редакции лежит Хронограф, составленный в начале 40-х гг. XV в. выходцем из Сербии Пахомием Логофетом.

Цель своего труда составитель видел в следующем: поведать об устроенном богом мире и свершившихся в нем событиях, стремясь «избрать из многих летописных и бытийских (библейских и хронографов) книг нужнейшие и важнейшие и собрать воедино, ибо все те книги об одном пишут, а во всех много разночтений». Составитель отказался от прежних приемов компиляции, когда текст монтировался из готовых блоков: в пределах избранных фрагментов текст оставался почти неизменным. Составитель же хронографа прибегает к пересказу источников, это дает ему возможность сократить объем текста при незначительных утратах объема информации.

Первая редакция русского хронографа делится на 208 глав, главы делятся на отдельные статьи с особыми заголовками, но без нумерации. В начале приводятся библейские легенды от сотворения мира, дается история Израиля, излагается история персидских царей, описывается деятельность Александра Македонского, говорится о египетских Птолемеях и Антиохийском царстве. Новым композиционным элементом стал рассказ о «разорении Трои». Далее излагается и римская история, история Византии, причем особое внимание уделяется возникновению и распространению христианства. Материал по истории Западной Европы в первой редакции отсутствует. Заканчивается Хронограф главой о взятии Царьграда турками в 1453 г.

Рассказ о падении Константинополя подводит читателя к к заключительным фразам, где речь идет о том, что Русь осталась единственным оплотом православия и явилась преемницей великой в прошлом Византийской империи.

Хронограф представляет собой историю древних «царств» и «царей». К личностям правителей приковано внимание Хронографа. Ведется специальный счет царствований. Весь мировой ист.процесс представляется составителю как история возвышения и падения ряда «царств». В этом отношении это типичное произведение средневековой историографии. В самом построении Х. отражаются религиозные христианские аспекты повествования. Специальные главы посвящены отдельным церковным соборам, разоблачаются ереси и еретики.

Составители хронографа использовали периодизацию всемирной истории по четырем монархиям: Вавилон, Персия, Греко-Македонское царство и Римская империя. Известная идея «длящегося Рима» была продолжена до «Российской земли», которая «растет, и младеет, и возвышается».

История в трактовке Хронографа проявляется в действиях людей, которые вызваны человеческими свойствами, их пороками и добродетелями. Поэтому в Хронографе нашли место психологические характеристики, Они обычно гиперболичны, неумеренны по обилию эпитетов. Мировая история представляется составителю Хронографа местом игры человеческих страстей и ареной направляемых ими человеческих действий. И все же человек зависит от потусторонних сил.

В начале XVII в. была составлена новая редакция Русского хронографа 1617 г. Она значительно отличается от первой. В ней сокращена библейская часть, добавлено много нового материала, например, статьи географического содержания. Одним из основных источников послужила Хроника Мартина Бельского. Появляются сведения о латинах, Т.Е. странах католического вероисповедания, много сюжетов по античной мифологии. Русская история представлена крайне неравномерно. Уделено внимание событиям Смуты начала XVII в.

Хронограф 1617 г. утрачивает былую композиционную стройность и напоминает собой сборник статей, расположенных в хронологическом порядке. Эта тенденция становится в XVII в. главенствующей в хронографическом жанре. Исследователи выделяют и третью редакцию Русского хронографа ( примерно 1620 г.) , в которой расширены историко-географическое описание Европы, Америки, Азии, Африки.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.