Здавалка
Главная | Обратная связь

Новые типы исторических произведений второй половины XVI в.



Во второй половине XVI в. появляются новые типы исторических сочинений, что было связано с постепенной утратой прежнего значения летописной формы изложения исторического материала. Новые сочинения отличались от летописей тем, что были посвящены крупным историческим событиям или выдающимся деятеля. Это уже не летописные своды, ставящие задачу дать историю всей Русской земли за длительный промежуток времени, а историческое сочинение специального назначения, описывающее событие определенного царствования или част царствования. Такие произведения отличаются и от исторических повестей по объему, по замыслу показать описываемое явление в широких исторических рамках, использовать большое количество источников. В этом отношении они приближаются к летописям, тем более определенная хронологическая канва в них сохраняется. В то же время летописная сетка в этих произведениях носит подсобный характер, наблюдается большее единство темы, большая целеустремленность изложения, сконцентрированность вокруг определенного события или лица.

 

«Летописец начала царствацаря и великого князя Ивана Васильевича» - произведение официального характера, составленное в 50-е гг. XVI в.и включенное в Никоновскую летопись и в Лицевой летописный свод. Основной текст освещает события с 1533 до покорения Казани. Отличается обилием подробностей о деятельности царя, придворной жизни, дипломатических сношениях, событиях военной истории. Составлен в значительной части на основании архивных документов, в редактировании участвовали Макарий, А. Ф. Адашев, И. М. Висковатый. «Летописец начала царства» — ценный памятник официальной политической идеологии середины XVI в. В нем последовательно проводятся положения о необходимости утверждения самодержавной царской власти и об исторической обусловленности победы России над Казанским ханством. Присоединение Казани рассматривается автором как освобождение русского православного народа от иноземного басурманского засилья. В рассказе о взятии Казани ярко проявляются идеи о роли в истории божественного промысла. Результаты похода на Казань объясняются божьей помощью.

К сочинениям нового типа относится и Царственная книга, составленная в третьей четверти XVI в. по инициативе Ивана Грозного и являющейся частью лицевого летописного свода Ивана Грозного. Свое название Ц. к. получила согласно помете, читающейся на полях рукописи. Замысел и начало исполнения Лицевого свода приходятся на бурное время опричнины. Поэтому изложение обширного исторического материала в своде подчинено идее прославления царской династии, утверждения самодержавной власти царя. По указанию Грозного текст Царственной книги подвергся значительным исправлениям со стороны неизвестного редактора, на полях появились знаменитые приписки, обличающие боярские заговоры и измены, например, во время болезни царя в 1553 г.

Книга Степенная царского родословия) — одно из выдающихся произведений русской средневековой историографии — была создана в 1560—1563 гг. под руководством митрополита всея Руси Макария и его преемника Афанасия. Она содержит изложение событий отечественной истории от призвания варягов по 1563 г. Своеобразие памятника заключается в том, что его повествование строится не по годам, как в летописях, а расчленено на 17 разделов — “степеней”, соответствующих семнадцати поколениям русских великих князей: от Владимира Святославича до Ивана Грозного. В символическом же понимании “степени” — это ступени, ведущие к Богу. В центре каждой степени находится биография великого князя, рядом с которой помещены жизнеописания митрополитов и святых, живших в это время. Тем самым “русская история становится генеалогически единой цепью святых московских государей и их предков” (Н. Н. Покровский). В качестве источников Степенной книги был использован широкий круг летописных памятников и житий святых. Главным летописным источником послужила Летопись Никоновская и ее продолжения. Привлекаемые житийные сочинения подвергались редактированию: сокращался риторический элемент и вносился конкретно-исторический материал. Основу политической концепции Степенной книги составила многообразно утвержденная апология московского самодержавия в сочетании с идеей о необходимости согласной деятельности великого князя и главы церкви. В неё была включена версия о происхождении москоских государей от Августа, кесаря Римского, а также рассказ о передаче царских регалий Владимиру Мономаху.

В Степенной книге представлен новый вид композиции исторического материала, отходящий от манеры летописных сводов и приближающийся к биографиям и жизнеописаниям отдельных правителей. Это произведение более всего свидетельствовало о разложении летописного жанра.

Степенная книга пользовалась высоким авторитетом в русском обществе XVI—XVIII вв., образовала обширную рукописную традицию. В настоящее время известно свыше 80 списков памятника, самый поздний из которых был создан в 1790-е гг. В XVII в. русским правительством дважды предпринимались попытки создать на основе Степенной книги официальную историю России, дополнив ее материалами о последующих царствованиях.

К новому типу сочинений относится и «История о Казанском царстве», памятник древнерусской литературы, повествующий о завоевании русскими Казанского ханства. Автор — очевидец событий, проведший 20 лет в татарском плену при дворе хана Сафа-Гирея. В качестве письменных источников в истории используются Никоновская, Новгородская пятая, Софийская и др. летописи, Хронограф, разрядные и родословные книги, посольская переписка, некоторые сочинения Ивана Грозного. Оценка событий дается с позиций русского патриота 60-х XVI в., когда и была написана «История», восхваляющая подвиги Ивана Грозного. Наиболее важной для содержания сочинения является идея единства Руси, автор стремится показать, что казанская земля представляет собой часть Руси. Казань не была завоевана при Грозном, а была возвращена как исконно русская территория. Все народы, которые жили на территории Казанского ханства до завоевания Руси монголо-татарскими захватчиками, были подвластны русским князьям: «народы, обитавшие «по обою странам великия реки Волги вниз и до Болгарских рубежей и до Камы реки… дани дающе Русскому царству до Батыя царя». Таким образом, падание Казани рассматривается как акт исторически подготовленный.

Погодное изложение уже не определяет построения этого произведения. Распределение материала по годам заменяется связным историческим рассказом по главам. Автор называет свою повесть «красной», он стремится дать художественное изложение исторического прошлого. «История о Казанском царстве» — выдающийся образец древнерусского литературного стиля, особенно в батальных сценах. В ней своеобразно сочетаются торжественная риторика XVI в., художественная традиция «воинских повестей» и «плачей», образы русских и татарских народных преданий, приемы устной речи.

Новые явления в развитии русской историографии прослеживаются и на примере сочинений Ивана Пересветова. В «Сказании о Магомет-салтане» прослеживается мысль о том, что в падении Византии виновны конкретные люди, чьи поступки привели к ослаблению мощи государства. Гнев божий объясняется не грехами греков, а их качествами. – хитростью, гордостью, ленью, которые не угодны Богу. Такое понимание исторического события связано с общим уровнем развития общественной мысли XIV-XV вв., постепенным развитием в мировоззрении людей элементов рационализма, началом некоторого отхода от чисто церковного, богословского трактования исторических событий в русле провиденциализма. В XVI в. уже начала бытовать идея «самовластья» человека, его более или менее свободной и независимой от бога деятельности. Бог-творец ещё прочно находится на своем пьедестале, но человек уже получает собственные характеристики, в его деятельности появляются мотивы, а значит они появляются и в исторических событиях.

Для развития исторической мысли большой интерес представляют сочинения князя Андрея Курбского, особенного «История о великом князе московском…» Развернутое название его «Истории» определяет характер этого сочинения. С одной стороны, это мемуарное произведение, с другой - автор опирается на свидетельства очевидцев, лиц, заслуживающих доверия. Это произведение, имея политическую направленность, дает тенденциозную характеристику личности и деятельности Ивана Грозного. «История Курбского» не столько историческое произведение и личное воспоминание, сколько исторический памфлет, направленный против Грозного. Сам Курбский определяет цель написания своей работы желанием предать действия царя суду современников и потомков. Он видит в историческом сочинении задачу обличительного характера, морального поучения.

Во всем труде Курбского присутствует мысль о воздействии божественного промысла. В то же время в ряде случаев автор объясняет причины того или иного события естественными свойствами человека, его природными склонностями. Так, злость – природное свойство Грозного, так как он был зачат и рожден во грехе. То есть, для понимания поступков исторических деятелей важны их природные качества. Курбский говорит и о «свободном естестве человеческом». Эта идея используется им для того, чтобы заявить о недопустимости третирования свободных вельмож.

А.Курбский заложил традицию разделения царствования Ивана IV на два периода: период Избранной Рады, когда советниками царя были люди добрые, и период, когда его советниками стали люди «худые».

В исторической мысли XVI в. появляются новые черты. С одной стороны развивается традиционный летописный жанр исторической литературы , с другой – появляются новые типы исторических сочинений, свидетельствующие о движении вперед. Расширяется источниковая база исторических трудов. Появляется интерес к всемирной истории. Для этого времени характерно также появление гуманистических черт, усиление внимания к человеку, к реальным мотивам его деятельности.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.