Здавалка
Главная | Обратная связь

Эпоха просвещения и историческая наука в России



Просвещение XVIII века стало развитием исторических идей гуманистов XVI в. и рационалистов XVII в. Если в области естествознания передовое место занял в XVIII в. материализм, то в области общественных наук оно остается за рационализмом. Важнейшую роль в историографии XVIII в. сыграла идея примата разума. Идея божественного промысла дискредитируется в глазах передовых людей. Французские просветители подвергли самой беспощадной критике религию, религиозное понимание природы, общества, государственного строя. В основе просветительской философии – вера во всемогущество человеческого разума, в наступление царства разума.

В эпоху Просвещения на историю начинают смотреть как на взаимосвязанный процесс всемирного масштаба. Уже мыслители XVII в. обращаются к историческим концепциям мировой истории. В XVIII в. это становится традицией. Прочно устанавливается новая периодизация всемирно-исторического масштаба (первобытная, древняя, средневековая, новая история). Начинается разработка специфических особенностей главных этапов всемирной истории.

Благодаря Вольтеру и Кондорсе в науку вошло понятие исторического прогресса. Его движущей силой признавался разум, идущий по пути накопления знаний. С просветителями в науку вошло понятие истории народа, хотя народ представлялся инертной массой . Всё, что может дать народу исторический прогресс, народ может получить только сверху от «просвещенного монарха».

Просвещение захватило и Россию. Первоначально оно было воспринято в немецкой интерпретации. Особенно значительным было влияние в петровское время С. Пуфендорфа. Теория естественного права использовалась Ф. Прокоповичем, В. Татищевым. При Екатерине II просвещение стало модой российского дворянства уже во французском обличье.

Во второй половине XVIII в. в России было переведено колоссальное количество зарубежной литературы, в том числе, исторической литературы. Появились переводы классических исторических источников, без которых невозможно было изучение древнейшего периода отечественной истории (например, Геродот). Одним из ярких атрибутов этой эпохи во всех странах было издание энциклопедий, в том числе и в России.

Уже в первой четвертиXVIII в. стало очевидным, что для успешного развития исторической науки требуется источниковая база (мероприятия Петра I 1720, 1722 гг.). Однако до середины XVIII в. эта работа шла очень медленно и продвигалась только отдельными историками, которые собирали источники для своих конкретных трудов (В.Н. Татищев). Огромная заслуга в деле выявления, сбора, подгтовки к печати и издания источников принадлежит Г.Ф. Миллеру. Во второй половине XVIII в. большую работу по отысканию новых источников осуществил М.М. Щербатов. Определенный вклад в дело становления источниковой базы внесли так называемые «любители русской истории» И.Н. Болтин, И.П. Елагин, Н.Н. Бантыш-Каменский и др. К ним относится и Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1741-1817).

Итак, с 1860-х -1870-х гг. началось издание основных источников по русской истории.

1767 – Радзивиловская, Никоновская летописи, «Русская Правда».

1768 – Судебник Ивана Грозного, Царственная Книга и т.д.

Наиболее крупным изданием источников в XVIII в. стало издание 10 книг «Древней Российской Вивлиофики», предпринятое Н.И. Новиковым.

Позднее Новиков расширил это издание до 20 частей. Оно состояло из архивных публикаций и памятников русской письменности. Успех издания был велик, поэтому АН стала выпускать аналогичное издание «Продолжение Российской Вивлиофики» (1786-1801, 11 частей).

Российская историческая наука развивалась во второй половине XVIII в. трудом и профессиональных историков, и самоучек-любителей, превращавщихся порой в настоящих специалистов. История не включалась по уставу АН 1747 г. Ни в один из начных циклов. Но уже в 1748 г. были созданы Исторический департамент и Историческое собрание. Наиболее активность деятельность последнего проявилась при обсуждении диссертации Миллера

С середины 60-х гг. деятельность АН сосредоточилась на издании источников и некоторых исторических трудов. Среди периодических изданий АН следует выделить «Ежемесячные сочинения» (1755-1764, 20 т.). Это было издание пользовавшееся популярностью. Здесь не столько издавались документы, сколько помещались оригинальные исторические сочинения. За 10 лет было издано около 30 работ по истории, в том числе Татищева, Миллера, Рычкова, Фишера, Сумарокова. Этот журнал способствовал распространению исторических знаний в стране, пропагандировал их роль в общественной жизни. С 1768 по 1796 гг. выходил в свет другой научно-популярный журнал АН «Новые ежемесячные сочинения», Он также был энциклопедическим изданием, но его роль меньшая. С середины 80-х гг. Н.Я. Озерецковский издал 10 томов»Собра7ния сочинений, выбранных из «Месяцеслова на разные годы».

Другим научно-историческим центром этого времени было Вольное российское собрание при Московском Университете, организованное в 1771 г. В нем участвовали Десницкий, Чеботарев, Миллер, Рычков. В 1770-е годы оно издавало «Опыты трудов», в которых деятельное участие принимал Миллер.

Историческая тематика находила отражение на страницах других журналов, в том числе частных.

В 60-70-е гг. началось издание исторических трудов, ставших основой русской историографии, сыгравших значительную роль в развитии исторической науки.

1755. «Описание земли Камчатки» Крашенинникова;

1766. «Древняя Российская история» Ломоносова;

1768-1784. «История Российская» Татищева;

1768. «История Российская» Эммина

1768. «Ядро Российской истории» Манкиева;

1770. «Журнал или поденная записка Петра Великого»;

1770. «История Россиская от древнейших времен» Щербатова.

 

 

Консервативное направление в исторической науке:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.