Здавалка
Главная | Обратная связь

Историки «старой школы» в послеоктябрьский период.



В последнее время неактуально проводить четкую маркирующую черту между дореволюционным и советским периодами развития отечественной исторической науки. События 1917 года не привели к резкому и однозначному разрыву историографической традиции. Несмотря на смену идеологических парадигм, изменения в политической и других общественных сферах, сохраня­лась персональная преемственность — главная, на наш взгляд, связующая нить между дореволюционным и советским периодами развития отечественной исторической науки. Эту преемственность выражали так называемые историки «старой школы», чье профессиональное взросление и возмужание пришлись на начато XX века, а активная творческая деятельность совпала с периодом становления нового Советского государства.

Поколение историков «старой школы», чей продуктивный период творче­ства совпал с кардинальными трансформационными процессами в жизни страны, должно было адаптироваться к новым общественно-политическим условиям, выбрать определенную стратегию вживания в них и следовать ей. Особенности выбора той или иной поведенческой стратегии историками «ста­рой школы», на наш взгляд, определялись многими факторами: внутренними индивидуализированными переживаниями по поводу изменения окружающей действительности, внешними отношениями с властными и официальными на­учными структурами, а также предшествующим опытом, ценностными и миро­воззренческими установками.

В персональном ключе историков «старой школы» традиционно разделя­ют на старшую и младшую ветви. Старшая ветвь представлена М. К. Любав-ским, С. Ф. Платоновым, М. М. Богословским, Ю. В. Готье, С. Б. Веселовским, Д. М. Петрушевским, В. И. Пичетой, С. В. Бахрушиным, Р. Ю. Виппером, Б. Д. Гре­ковым, Б. А. Романовым, М. Н. Тихомировым и др. Младшая ветвь — Е. А. Кос-минский, А. И. Неусыхин, С. Д. Сказкин, А. Д. Удальцова, О. А. Добиаш-Рожде-ственская и др.

Современная исследовательница Л. А. Сидорова наметила следующий со­бирательный образ этого поколения. Большинство его представителей вышли из разночинной среды, среди них практически не было женщин. Все они окон­чили классические гимназии, имели высокий уровень образования и культуры. Историков «старой школы» можно назвать учеными-энциклопедистами, знав­шими по нескольку иностранных языков и интересовавшихся не только узкоспециальными научными вопросами. Кроме того, они придавали большое значение работе с начинающими исследователями и занимались патронирова­нием своих учеников, прививая им любовь к общекультурным и общенаучным ценностям5. Добавим, что культурная компонента была частью их мировоззре­ния и миропонимания и вырабатывалась «не формально и концептуально», а усваивалась «органически как образованность и культурная традиция» 6.

Собирательный образ первой генерации историков XX века можно дополнить и другими чертами. Ученых начала XX века отличала на­правленность на реализацию различных общественных инициатив. «Обще­ственное благо», «польза Отечеству», «желание просвещения», «гражданский долг» лежали в основе творческой деятельности историков «старой школы» и были во многом восприняты ими от учителей8. Историки этого поколения активно включались в процессы политической жизни. Им не чужды были ме­ценатство и связи со средой творческой интеллигенции, что нашло свое про­должение и в годы советской власти.

К примеру, в советское время сохранилась традиция чтения лекций в про­винции, которую можно рассматривать как продолжение деятельности дорево­люционных «Общества распространения технических знаний» и «Комиссии по организации домашнего чтения». В первые послереволюционные годы в числе активистов оставались представители «старой» науки. Ю. В. Готье с ра­достным недоумением отмечал в своем дневнике, что, несмотря на хаос в стра­не и всеобщую разруху, провинциальные лекционные аудитории не пустовали, а слушатели были внимательны и заинтересованны. В «сумерках русской жиз­ни» лекционная традиция, заложенная в лучшие годы «старой науки», станови­лась «профессорской идиллией», поддерживающей иллюзии прошлого .

Предпринимали историки «старой школы» и попытки возрождения науч­ных обществ и кружков, столь популярных на рубеже XIX—XX веков. С. Б. Ве-селовский в своем дневнике зафиксировал начало активизации в 1920-х годах кружковой работы, но при этом отметил с некоторой долей пессимизма: «Об­разуется ли из нашего кружка ядро будущего общества, пока сказать нельзя» 10.

Ученых «старой школы» отличал особый стиль общения. Воспитанные в эпистолярной культуре XIX столетия, они трепетно относились к ведению дневников, написанию писем, предпочитая на бумаге фиксировать свои идеи, мысли и переживания. Для историков первого поколения XX века была харак­терна и особая книжная культура. Даже в тяжелые годы революций и Граждан­ской войны они покупали книги, следили за новинками в издательском деле ".

Продуктивный период творческой деятельности историков «старой шко­лы» в связи с выбором ими той или иной доминирующей поведенческой стра­тегии, на наш взгляд, поддается условному делению на четыре этапа.

Первый этап длится всю Гражданскую войну и связан с минимизацией или полным отсутствием творческой деятельности. «Я совершенно не могу ра­ботать научно,— писал в своем дневнике С. Б. Веселовский.— Время проходит изо дня в день бессмысленно и бесплодно. Все мысли и силы сосредоточены на том, чтобы быть сытым, не заболеть и поддержать свою семью» |2. Ему вто­рит Ю. В. Готье: «Воздержание от дела остается главным занятием русского человека» |3.

В этот период изменившиеся условия жизни сказались на бытовой по­вседневности академической среды, актуализировав для ее представителей вопросы выживания и борьбы за существование, к решению которых многие оказались не готовы. В дневниках С. Б. Веселовского 1919 года содержатся опи­сания внешнего облика историков, рисующие ужасающую картину нищеты и отчаяния: «Все ходят и держат себя, как приговоренные к медленной, но неми­нуемой смерти. Некоторые поддерживают еще с трудом свой туалет, но другие уже не скрывают своей нужды и полного упадка духа».

Дневник Ю. В. Готье зафиксировал встречи историков, гораздо более частые, чем в доре­волюционную пору, их общение, темами которого были не только политиче­ские реалии, но и судьбы научного мира, а кроме того, попытки сохранить и продолжать традиции, отражающие этос «старой» науки.

----------- Особенно активно в это время историки «старой школы» поддерживали

инициативы, которые шли во благо не только исторической науке, но и всему I обществу (участие в проведении архивной реформы, в разработке проекта по воспитанию бездомных детей, деятельность по сохранению музейных ценно­стей и др.). Архивная реформа была, пожалуй, наиболее значимой сферой при­ложения сил ученых. Историки, занимавшиеся спасением архивных фондов, часто вынуждены были бескорыстно заботиться об их сохранении. М. К. Лю-бавский, активный участник реформы, зафиксировал более чем плачевное со­стояние многих столичных и провинциальных хранилищ. Особенно сильно, по его свидетельству, пострадали Архив старых дел и Дворцовый архив, нахо­дившиеся в Кремле. «Стекла в оконных рамах были разбиты, вследствие чего зимою в архив набился снег; весною этот снег растаял, и много дел было подмочено. Часть документов была уничтожена солдатами, проникавшими в помещение архива с Кремлевской стены и разжигавшими на стене костры для обогревания» |6,— констатировал он. Однако подобные трудности не толь­ко не отпугивали историков, а, наоборот, делали их усилия в собственных гла­зах более значимыми. Тем не менее, вся эта деятельность носила второстепен­ный характер, отвлекая от главного — по сути определения в жизни.

Именно в этот период историки «старой школы» оказались перед мучи­тельным выбором своего дальнейшего пути. Для большинства из них существо­вало три варианта жизненной альтернативы, квинтэссенция которых нашла свое отражение в дневниковых записях С. Б. Веселовского. Первый — эмиграция, которая оценивалась «равносильно осуждению себя на пожизненное одиноче­ство». Второй путь — «остаться в прежней среде, но оставить всякую мысль о научной работе, об аскетизме работника науки и направить все свои силы и образование на материальное обеспечение». Наконец, третий выход состоял «в возможности жизни среди народа и прежней научной работы» 17.

Второй этап начинается приблизительно в 1922 году и условно длится до конца 1920-х годов. Это период постепенной интенсификации научной жизни, возвращения к прежним планам и занятиям. Выделение этого этапа связано также с укреплением советской власти и примирением общества с ней. К 1922 году практически каждый представитель поколения историков «старой школы» определился с выбором своего дальнейшего жизненного пути. Те, что остались в России, продолжили свою общественную и научную ра­боту. У многих этот период был связан с выходом из состояния анабиоза. Боль­шинство историков «старой школы» в начале 1920-х годов были молоды, толь­ко достигали пика своей творческой формы, были полны сил, идей и замыслов. Поэтому после состояния шока, пришедшегося на годы Гражданской войны, они закономерно активизировали свою деятельность на сугубо научном поприще. Кроме того, в 1920-х годах усиливается сотрудничество историков ; с советской властью, которая еще не сформировала собственные научные кадры. Например, у С. В. Бахрушина именно на этот период пришелся рост творческой активности, «в восприятии жизни историком происходила эволю­ция в сторону примирения с властью, признания ряда ее достижений» 18.

Интенсификация творческой деятельности дала свои результаты. Эти годы стали золотым десятилетием в истории краеведения, когда провинциальные краеведческие центры стали настоящими очагами культуры и «способствовали обогащению источниковой базы науки и совершенствованию методики конк­ретного изучения прошлого» п.

Третий этап приходится на конец 1920-х — начало 1930-х годов — период активизации репрессивной машины и начало гонений на историков (разгром краеведения; дела С. Ф. Платонова, Е. В. Тарле и др.; изъятие из библиотек тру­дов дореволюционных историков, энциклопедических изданий). Политические гонения привели к тому, что ряды историков «старой школы» значительно по­редели. Умерли С. Ф. Платонов, М. К. Любавский, М. М. Богословский; у многих было подорвано здоровье.

Этот этап, безусловно, связан с началом формирования нового поколения историков-марксистов, которые стали приходить на смену генерации истори­ков «старой школы». Однако смена одного поколения другим происходила не только насильственными или директивными методами. Академик Б. А. Рыбаков, рассуждая о климате, царившем в исторической науке тех лет, констатировал, что «это была эпоха широкого грандиозного поиска», который, к сожалению, все более попадал под идеологический пресс: «Выступления на дискуссиях не публиковались, и единственным источником оказывались воспоминания о слышанном докладе, о бурных прениях и темпераментных репликах»23. Можно даже говорить не о смене одного поколения другим, а о конкуренции и соперничестве их представителей.

В поведенческом аспекте у историков «старой школы», особенно в отно­шениях с официальной властью, зачастую превалировали наивные поступки. Например, известен факт посещения ректором Белорусского государственного университета В. И. Пичетой в 1929 году ОГПУ Белорусской ССР с целью выяс­нения, каким образом вносить корректировку в организацию учебного про­цесса с учетом прокатившихся по университету арестов преподавателей. Вера «в существование законности и справедливости», а также в возможность сотрудничества с властными инстанциями, которую продемонстрировал В. И. Пичета, не может быть оценена иначе как «наивность» 24.

На этом этапе мы выделяем две крайние поведенческие стратегии у исто­риков «старой школы»: они либо подчиняются советским догмам и принима­ют правила игры, навязанные политикой, либо используют уже привычный механизм «внутренней эмиграции», переключаясь на второстепенные виды деятельности и не надеясь на публикации. У историков, выбравших вторую стратегию, .происходило замыкание на научных занятиях, которое можно рас­ценивать как установку щита между ними и действительностью. Эта стратегия оказалась востребованной на протяжении всего существования советской на­уки и воспринята последующими поколениями историков. Для «внутренних эмигрантов» была «характерна узкая специализация, привязанность к привыч­ной теме, может быть, и существенной, занятия источниковедением, разработка сугубо конкретных сюжетов без каких-либо широких обобщений...» 25. Даже историки, продолжавшие, казалось бы, активно творить на научной ниве, в той или иной степени замыкались в себе, включая механизм самоцензуры. Такой уход в микромир продемонстрировал М. М. Богословский, занявшись исклю­чительно составлением научно-популярной биографии Петра I. Его автоном­ная позиция расценивалась многими как несомненная заслуга. А. А. Кизеветтер в статье, написанной на смерть Богословского, отметил, что Михаил Михайло­вич, «попав в подневольное положение раба советской власти... сумел ничем не испортить своего некролога, и его имя ни разу не было присоединено к прояв-< лениям лицемерного рабьего низкопоклонничества, от которых порою не воз­держиваются иные старые и заслуженные ученые в СССР» 26. В то же время в качестве выразителя иной поведенческой стратегии, нацеленной на поиск сотрудничества с официальной властью, А. А. Кизеветтер называет А. С. Пресня­кова, наделяя его при этом менее презентативными характеристиками27 и фактически обвиняя в нахождении под идеологическим прессом.

Наконец, четвертый период в продуктивной деятельности историков «ста­рой школы» начинается с середины 1930-х годов, а точнее, его можно связать I с появлением в 1934 году постановления ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров «О преподавании гражданской истории в школе». Государство вновь ощутило потребность в исторических факультетах и кадрах профессио­нальных историков. Для представителей поколения историков «старой школы», выживших в жерновах репрессивной машины, это означало возвращение из ссылок (В. И. Пичета, С. В. Бахрушин и др.), возобновление научной и препода­вательской работы.

Это этап так называемого «спокойного» развития науки, без резких пере­падов и стрессов. В плане поведенческих стратегий историки использовали все те приемы, которые применялись ими ранее. Но нельзя не отметить тенденции перехода части историков к изучению событий далекого прошлого, так как зачастую только изучая эпохи, удаленные от современности, «можно было оставаться самим собой»28.

Итак, продуктивный этап творчества историков «старой школы», начало которого довольно четко определяется политическими событиями 1917 года, был наиболее интенсивен в течение 1920—1930-х годов, хотя у представителей младшей ветви этого поколения продолжался вплоть до 1950-х годов. Творче­ская деятельность историков «старой школы» во многом была скорректирована под воздействием общественно-политической трансформации, переживаемой страной в целом. Во многом в зависимости от степени давления идеологиче­ского пресса и накала политических событий историки выбирали доминирую­щие поведенческие стратегии, которые по-разному влияли на развитие самой исторической науки.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.