Историческая наука и власть: начало нового этапа в развитии советской историографии
Ситуация резко изменилась в 1931 г. после публикации известного письма И.В. Сталина в журнал «Пролетарская революция» - «О некоторых вопросах истории большевизма». Сталин выступил против статьи Слуцкого, в которой историк упрекал Ленина за недооценку центризма в германской социал-демократии в предвоенный период. Сталин решил, что этот упрек равносилен упреку в недооценке оппортунизма, в отказе от непримиримой борьбы с ним. А далее он формулирует вывод, сыгравший важную роль в дальнейших судьбах исторической науки: «Вопрос о большевизме Ленина вы вновь (курсив мой. — А. С.) думаете превратить из аксиомы в проблему, нуждавшуюся в "дальнейшей разработке"». Сталин считал это «гнилым либерализмом». «Клевету нужно заклеймить, а не превращать в предмет дискуссии», нельзя вести дискуссии с фальсификаторами истории, утверждал он в заключение. Сталин связывал этот вопрос с борьбой партии против оппортунизма всех мастей, против троцкизма, против мировой контрреволюции, против всех, кто поддерживал тезис о «невозможности построения социализма в СССР»4'. Письмо партийного лидера, захватившего к тому времени безоговорочно власть в стране, стало моделью для последующих дискуссий. Надлежало обсуждать лишь то, что было действительно дискуссионным, что не являлось аксиомой. Но как это определить? Как выявить разницу между «клеветой», «гнилым либерализмом», «фальсификацией истории» и действительной научной проблемой? Историческая наука вступила в безбрежное море субъективизма, злейшей конъюнктуры, которой она не знала до той поры. К тому же Сталин призвал к усилению «классовой бдительности», обострению борьбы с буржуазной идеологией, замене «старых спецов» «красными специалистами»; указал на «вредительство» как одну из главных опасностей для строительства социализма43. Письмо Сталина широко обсуждалось. Состоялись специальные заседания в Обществе историков-марксистов, в исторических журналах. Наркомпрос РСФСР принял постановление «О пересмотре программ по истории классовой борьбы в связи с письмом т. Сталина в редакцию журнала "Пролетарская революция"»44. В исторической науке началась волна погромов, коснувшаяся в основном представителей старой школы. С.Ф. Платонов и Е.В. Тарле были заклеймены как «вредители» и «контрреволюционеры», дискуссии стали отличаться невиданной ранее идеологической разнузданностью, нагнетанием политических страстей, навешиванием жестких ярлыков. Историки-марксисты пожинали плоды своей нетерпимости первых революционных лет. Сталинская программа реорганизации исторической науки легла на уже достаточно подготовленную для этого почву, хотя и Покровского, и Ярославского, и некоторых молодых историков, и видных деятелей партии заботило больше состояние исторических исследований, нежели поиски «врагов» в науке45. Все зловещие черты времени выявились уже в ходе очередной дискуссии по истории революции 1905 г. Поводом для нее стал выход в свет в 1936 г. книги П.О. Горина «Очерки по истории Советов рабочих депутатов в 1905 г.» и второго тома «Истории ВКП(б)» под редакцией Ем. Ярославского. В журналах, Комакадемии, ИМЭЛ при ЦК ВКП(б) прошли обсуждения. По существу, речь вновь зашла о закономерности Октябрьской революции, ее предпосылках, перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. Дискуссия носила ярко выраженный антименьшевистский и антитроцкистский характер. Коллеги упрекали П.О. Горина в том, что его выступление против врагов ленинизма находилось не на уровне времени. Горин в свою очередь направил в журнал «Историк-марксист» рецензию на второй том «Истории ВКП(б)» с рядом критических замечаний, что вызвало острое недовольство Ярославского. Однако редакция журнала отказалась публиковать его ответ. Дело дошло до Сталина, который предписал редакции напечатать ответную статью Ярославского46. Это было первое прямое вмешательство Сталина в ход исторической дискуссии. Конец 1931 — начало 1932 г. прошли в нервной обстановке проработок, покаяний, самокритики, на которую вынужден был пойти даже такой верный сталинист, как Ярославский, не говоря уже об «исторических сошках» более мелкого масштаба. Психоз разоблачений сопровождался усилением в исторической науке культа личности Сталина. В тяжелом положении оказались журналы «Пролетарская революция» и «Каторга и ссылка», которые прямо обвинялись в «гнилом либерализме. Составы редакций и редколлегий этих журналов стали быстро меняться. Вскоре журнал «Каторга и ссылка» был закрыт, а Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев в 1935 г. распущено. Начался сокрушительный разгром научного наследия М. Н. Покровского. Чем это было вызвано? В советской историографии бытует мнение, что критика взглядов Покровского была необходима, что в ходе ее историки овладевали марксистско-ленинскими принципами исторического исследования, преодолевали ошибки самого Покровского'. Критика велась примерно в том же стиле и тоне, что и критика самим Покровским его учителя В.О. Ключевского и соученика П.Н. Милюкова. Тем_не менее были ли у этой критики действительно «научные» причины? Непосредственно она разворачивается после публикации в центральных газетах 27 января 1936 г. сообщения «В Совнаркоме Союза ССР и ЦК ВКП(б)». В нем излагались решение от 16 мая 1934 г. и краткое содержание замечаний Сталина, Жданова и Кирова по поводу конспектов учебников по истории СССР и новой истории, подчеркивалась неудовлетворенность представленными текстами. Здесь был употреблен термин «историческая школа» Покровского, со взглядами которой и предстояло бороться. Столь ответственные негативные оценки давались без всяких доказательств, причем облекались в форму партийного документа. Все это, разумеется, предопределило и направленность, и содержание критики. Она велась в уже отработанных формах. Соответственно в 1939 и 1940 гг. вышли сборники «Против исторической концепции М.Н. Покровского» и «Против антимарксистской концепции М.Н. Покровского». Знаменательно, что в них приняли участие и ученики Покровского, стремившиеся продемонстрировать отказ от взглядов учителя, и многие из его коллег, испытавшие на себе перегибы в критике их работ как самим Покровским, так и его учениками. В первом сборнике в хронологической последовательности выделялись стержневые проблемы истории русского средневековья. Среди его авторов были крупнейшие ученые того времени -Б.Д. Греков, СВ. Бахрушин, К.В. Базилевич10. Они вели критику взглядов Покровского в сдержанных тонах, упрекая его главным образом в незнании ряда общеизвестных источников, что привело к ошибочным представлениям и концепции «торгового капитализма», слабость которой сознавалась давно. Кроме вышеназванных историков, в сборнике выступили А Панкратова, А. Савич, М. Нечкина, В. Пичета, Н. Дружинин, Е. Мороховец, Д. Баевский, А. Сидоров, А Ерусалимский. Но в их статьях уже не было систематического представления об исторических взглядах Покровского. Они были избирательны по своей тематике, принцип подбора которой ясен: учитывалась либо особая актуальность для предвоенных лет некоторых проблем в освещении Покровского, где проявлялся его «национальный нигилизм», либо критика отдельных положений на основе оценок «Краткого курса истории ВКП(б)». На первый сборник появились рецензии. Особенно важно отметить среди них рецензию Н.Л. Рубинштейна (не путать с НЛ. Рубинштейном, автором «Русской историографии». — Н. И.) в журнале «Под знаменем марксизма»". Ее автор в свое время был не только учеником Покровского, но и его апологетом. Теперь тот же Рубинштейн признавал недостаточную критическую направленность исторической концепции Покровского и его «школы» в первом сборнике, а также выражал недовольство статьей А.М. Панкратовой, которая, критикуя антимарксистские взгляды Покровского, допускала большое количество оговорок. А Н.М. Дружинин прямо обвинялся в протаскивании ложной, антимарксистской трактовки Крымской войны. В результате критики название второго сборника получило ярко выраженную политическую окраску - «Против антимарксистской концепции М.Н. Покровского». Ответственным редактором его стал самый агрессивный автор первого сборника - АЛ. Сидоров, а открывался он зубодробительной статьей Ем. Ярославского - «Антимарксистские извращения и вульгаризаторство так называемой школы Покровского», которая задавала тон всему сборнику. Второй сборник был полностью выдержан в духе тогдашней идеологической ситуации и уже не вызвал нареканий критики. Все вышеизложенное доказывает, что никаких научных причин заниматься критикой взглядов Покровского в конце 30-х гг. не было, ибо уже к середине 30-х гг. советская историческая наука при активном участии того же Покровского была накрепко вбита в прокрустово ложе марксизма-ленинизма. Причины фактического уничтожения исторического наследия Покровского лежали в иной сфере, и в советской историографии этой темы не касался никто. Бессмысленные споры, ведущиеся в течение десятилетий, был ли Покровский историком-марксистом, или историком-большевиком, или ни тем ни другим, ни о чем, кроме политической ангажированности советской исторической науки, не свидетельствуют. Конечно, никто не решался писать о реальных причинах. А дело было в том, что с конца 20-х гг. внутриполитическая ситуация в стране стала в корне меняться. Покровский уловил эти веяния слишком поздно. Он продолжал обличать русских историков-«государственников» тогда, когда в советском государстве стало нормой политическое вмешательство во все сферы жизни страны. Покровский продолжал писать о быстрых темпах экономического роста России перед октябрьским переворотом, в то время как стоящие у руля государства деятели уже стали обращать особое внимание на отсталость Российской империи. Он, наконец, по старинке настаивал на сходстве русского и западноевропейского пути развития, тогда как Сталин уже утвердил догмат о национальном происхождении русской революции и узаконил национальный взгляд на «своеобразие» русского прошлого. И главное - Покровский отрицал роль личности, тогда как обращение к великим деятелям прошлого становилось основой патриотического воспитания. Словом, квазимарксистские исторические построения Покровского перестали отвечать политическим и идеологическим требованиям времени. И его предсмертные покаяния 1930-1931 гг. уже ничего не могли изменить. Сокрушительная, с навешиванием политических ярлыков, критика исторических взглядов Покровского была предрешена. А теперь возникает вопрос: существовала ли вообще «школа» Покровского, о которой говорилось в партийной печати и упоминалось в постановлении? Конечно, Покровский много внимания уделял преподаванию и подготовке кадров молодых историков-марксистов. В 20-х и даже в начале 30-х гг. историческая концепция Покровского доминировала в среде советских историков. Ее поддерживали В.Д. Преображенский, С.А. Пионтковский, А.Л. Сидоров, А.Е. Пресняков, Б.Д. Греков, М.В. Нечки-на. Идеи Покровского как марксистские проникали в литературоведение, историю и теорию искусств. Критика ошибок Покровского поставила его же гонителей в очень сложное положение, ведь это осуждение равносильно, по сути, признанию лучших достижений ниспровергнутой «буржуазной» науки, возвращению все к тем же Соловьеву, Чичерину, Ключевскому, Милюкову и Плеханову. А значит, попытка оформить «марксистскую» концепцию русского исторического процесса завершилась провалом. Нелепо было рассчитывать на совмещение научного инструментария «старой» исторической науки и марксистской идеологии и на этой базе создать идеологически и политически приемлемую для новой власти «научную» версию неизбежности победы в России социалистической революции. Отсюда и пролеткультовские попытки Покровского и его учеников «отряхнуть прах "старой" школы» со своих ног, что ничего не могло дать, кроме объективного признания слабости идеоло гии октябрьского переворота как раз в том, в чем большевики видели его силу: в его внезапности и несоответствии экономическому развитию России. Судьба «школы» Покровского во многом определила будущее советской исторической науки. Могли ли в таких условиях сложиться какие бы то ни было научные школы? Понятие «научная школа», таким образом, приобрело чрезвычайную расплывчатость. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|