Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности психологии и основные этапы становления психологии как науки.



Тема: Введение в психологию

План:

1.Особенности психологии и основные этапы становления психологии как науки.

2. Предмет психологии.

3. Проблемы развития психики.

4. Структура современной психологии.

5. Методы исследования в психологии

Целью данной лекции является формирование теоретических представлений об особенностях психологии как науки и разъяснении возможностей их использования в профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Задачи:

1. Сформировать у слушателей представление об особенностях психологии и основных этапах ее становления как науки.

2. Познакомить слушателей с предметом психологии

3. Познакомить слушателей с проблемами развития психики

4. Представить слушателям структуру современной психологии

5. Сформировать представления о методах исследования в психологии

6. Разъяснить возможности использования психологических знаний в профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих

Особенности психологии и основные этапы становления психологии как науки.

Пытаясь познать новую науку мы пытаемся, прежде всего, выяснить ее особенности.

Психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это свойство высокоорганизованной материи – мозга.

Спектр явлений, изучаемых психологией огромен. Иногда ее называют наукой о сознании, иногда — наукой о поведении. Она изучает то, как ведут себя организмы и почему они ведут себя именно так: почему волки воют на луну, а дети ссорятся с родителями; почему птицы поют, а мотыльки летят на огонь; почему мы помним, как крутить педали велосипеда, хотя давно не садились на него; почему люди разговаривают, жестикулируют, любят друг друга и воюют друг с другом.

Но психология это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Еще одна из особенностей психологической науки заключается в ее уникальных практических следствиях. Познавая себя, овладевая своими психическими процессами, функциями, способностями, человек может себя изменять

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» в науке используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Оформление психологии как самостоятельной науки произошло в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вунд открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Однако возникновение и накопление элементов психологического знания следует отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире.

Важную роль в становлении психологии как науки сыграло развитие и накопление философского и естественно-научного знания.

А теперь рассмотрим основные этапы становления психологии как науки, отражающие то, как в различные эпохи и периоды менялись взгляды на ее предмет.

1 этап. Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап. Психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап. Психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие по ступки, не учитывались.

4 этап. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Естественно, что развитие психология в разных странах, несмотря на общие закономерности, имело свои специфические особенности. Следует отметить, что психология как наука неоднозначна, существует много различных концепций.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.