Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие психологии за рубежом.



1 этап.

Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля.

Однако параллельно в медицине шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биологии. При этом все более выявлялось противоречие философского знания о душе и естественно-научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состояния ответить на вопрос, как снять это противоречие.

Эта объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной и социальной жизни. Разрешение кризисной ситуация имело важнейшим следствием выделение психология в отдельную науку со своим арсеналом методов и средств.

2 этап.

Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло создание В.Вундтом в 1879 г. в Германии в Лейпцигском университете, первой в мире лаборатории экспериментальной психология. В. Вундт получил медицинское образование, сначала работал в области физиологии, а затем в области философии. Может быть, поиск путей разрешения противоречий своего собственного знания сыграл не последнюю роль в том, что психология была определена как наука о сознания человека, которое должно изучаться экспериментально. В качестве основного исследовательского метода был выбран метод интроспекции, т.е. организованного по специальным правилам самонаблюдения. Цель исследования — получение данных о структуре сознания. В короткое время была создана экспериментальная база, организован выпуск психологического журнала, положено начало периодическим форумам психологов мира, образована международная школа подготовки профессиональных психологов. Научное направление школы В. Вундта получило название структурализма. Оно интенсивно развивалось еще почти полвека, особенно в США (Э.Титченер).

Становление психологии активизирует научный поиск не только в направления структурализма. Почти в тот же временной период в США развивается направление, получившее название функционализма. Начало ему было положено В. Джемсом. Основные позиции функционализма отражают движение психологической мысли не только в направления расширения описательно-объяснительных возможностей, но и возможностей решения практических задач. В качестве исследовательских методов использовалась не только интроспекция, но также и наблюдение, и анализ результатов деятельности. Психология определялась как наука о деятельности сознания. Сознание представляет собой неделимое динамическое целое (поток), оно связано с телесными условиями. Процессы сознания обеспечивают адаптацию человека к новому, психические операции и телесная активность обеспечивают связь с внешней средой в качестве инструмента удовлетворения потребностей, сохранение жизненного опыта и его оценка необходимы для саморегулирования поведения.

3 этап.

Активизация психологической мысли, особенно в связи с запросами сферы труда, имела результатом то, что в конце ХIХ в. в США возникло новое научное направление в психологии — бихевиоризм. Оно сыграло исключительную роль в развития психологической науки, ее экспериментальных методов и связей с практикой. Возникновение этого направления связано с именами Э.Торндайка и Д.Уотсона. Основная концепция этого направления базировалась на том, что предметом психологии является не сознание и не деятельно сознания, а поведение. Поведение выражается в тех или иных поступках, действиях, реакциях и зависит от внешнего воздействия (стимула). Таким образом, можно сопоставлять характеристики стимула и характеристики поведения. Задавая определенные характеристики стимула, можно получить планируемый эффект и, если необходимо, закрепить эту связь. Выявление внутренних, собственно функциональных психологических механизмов не требуется для установления зависимостей “стимул — реакция”. Концепция бихевиоризма продолжает развиваться и в наши дни. Она получила подтверждение и признание в практике организации трудовой деятельности, обучения и психотерапии.

4 этап.

Движение психологической мысли, исходя из логики познания, должно было осуществляться и в направлении познания глубинных функциональных механизмов психики. И на рубеже 19-20 вв. возникло новое научное направление, получившее название психоанализа. Оно утвердило понимание психологии как науки не только о сознании, но и о бессознательном.

История мировой, психология насыщена концепциями, также сыгравшими существенную роль в ее становлении и развитии. Однако структураллизм, функционализм, бихевиоризм и фрейдизм создали фундамент научной самостоятельности психологии. В них прослеживается общая динамика познания: от структуры к функции; от внешних проявлений к внутренним причинам.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.