Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие отечественной психологии.



Психологическая идея духовного начала в человеке и бессмертия души в российском научном знания также развивалась, главным образом в трудах философов и богословов.

Иной взгляд на психику, взгляд физиолога, был предложен И.М.Сеченовым в “Рефлексах головного мозга” (1863). В укреплении позиций рефлексологической идеи и активизации исследований в области психология важную роль сыграла и первая в России лаборатория экспериментальной психофизиологии в Казанском университете. Экспериментальная психология была одной из главных исследовательских программ этой лаборатории. Организовал лабораторию экспериментальной психофизиологии в 1885 г. В.М. Бехтерев вскоре после возвращения из Лейпцига, где имел возможность ознакомиться с деятельностью школы В. Вундта. В лаборатории экспериментальной психофизиологии началась реализация творческих планов В.М.Бехтерева, которые затем нашли с воплощение в организованном им институте по изучению проблем мозга и психической деятельности. В одном из своих фундаментальных трудов “Объективная психология” В.М. Бехтеревым была сформулировала концепция психологии как науки, использующей объективные методы. Была предложена и программа развития психологической науки. В своем понимании психики и психического В.М.Бехтерев исходил из принципиальных сеченовских положений. В это же время всемирное признание получили работы И.П.Павлова по условным рефлексам. В итоге трудами И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова в отечественной психологии был утвержден приоритет рефлексологического подхода. Это имело немаловажное значение для развития всей мировой психология.

В первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой, но позднее происходит абсолютизация физиологической идеи.

К концу 50-х — началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем Мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно- идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов, была сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более того, учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Это С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Д.Н.Узнадзе, П.И.Зинченко и многие другие выдающиеся ученые.

В советский период учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Психику следовало понимать, как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое — свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение — идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Такие исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привела к трудностям самого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как наука о психике — свойстве мозга. Идея психология как наука о человеке, ведь психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги Б.Г.Ананьева “Человек как предмет познавая”. Эта идея получает все большее признание.

Предмет психологии

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика — системное свойство высокоорганизованой материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи планирование и регулирование поведения. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Функциональная организация человеческого мозга по современным взглядам нейропсихологии (А.Р. Лурия) включает три основных блока:

1 - энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола). При повреждении блока отмечается неустойчивость внимания, безразличие, сонливость.

2 – блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры). Нарушение нормальной работы приводит к потере чувствительности – кожной и глубокой, теряется четкость движений.

3 – блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры). Поражение данного блока приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений.

В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

Психика функционирует, обнаруживает себя только при взаимодействии организма с окружающим миром. Она не порождает, а отражает окружающий мир с помощью анализаторов.

Каждый живой организм отражает мир по-своему. Образы являются как бы слепками действительности. Образ — результат работы анализатора и мозга осуществляемый при взаимодействии.

Отражение является всеобщим свойством материи и проявляется на любом уровне.

Особенности психического отражения:

1. Психическое отражение активно. Активность психического отражения проявляется в избирательности организма. Организм отражает то, что для него жизненно важно (сетчатка глаза лягушки). Активность проявляется в использовании прошлого при отражении объектов внешнего мира.

2. Отражение адекватно. Критерием адекватности нашего отражения является практика.

3. Отражение субъективно.

Две функции психики: отражательная, информационная и регулирующая.

Отражательная функция психики проявляет себя в психических процессах и состояниях, а регулирующая функция в психических свойствах личности.

Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах. Выделяют три группы процессов: познавательные, волевые, эмоциональные.

Психические состояния — это относительно устойчивый в течении некоторого времени уровень психической деятельности (интерес, угнетенность, стресс, апатия).

Психические особенности личности — это устойчивые образования, определяющие специфику психической деятельности (темперамент, характер, способности).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.