Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема развития психики



Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

1. Возникновение и развитие психики в животном мире.

2. Возникновение и развитие человеческого сознания.

3. Развитие психики в онтогенезе, т.е. начиная от рождения и до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.

Основные этапы развития психики в животном мире:

1 этап. Элементарная чувстивительность.

2 этап. Предметное восприятие.

3 этап. Отражение межпредметных связей.

Развитие форм поведения:

1. Инстинкты (врожденные формы реагирования на определенные условия среды).

2. Навыки (формы поведения приобретаемые в индивидуальном опыте животных).

3. Интеллектуальное поведение (сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков). Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных.

Следует отметить, что развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает психику животных, даже в высших ее проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер.

Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики.

Отличия поведения животных от деятельности человека:

1. Деятельность человека регулируется сознанием как высшим уровнем психического отражения.

2. Деятельность человека может направляться не только биологическими, но и социальными потребностями, более того деятельность человека может идти в разрез с биологическими потребностями.

3. Деятельность человека свободна от наличной ситуации, у человека есть опережающее отражение тех событий, которые только будут. Животные реагируют только на наличную ситуацию

4. Человек создает и сохраняет орудия, за орудиями человек закрепляет функцию и передает следующим поколениям. Орудия являются первой абстракцией. Животные могут создавать орудия, но они их не сохраняют и не передают следующим поколениям.

5. Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно.

6. Поведение животного имеет два источника: наследственную программу, индивидуальный опыт. У человека есть третий источник — это общественный опыт.

7. У животных развитие психики и соответственно поведение подчинено законам биологической эволюции, У человека развитие психики подчинено законам общественно-исторического развития.

8. Язык животных отличается от языка человека, во-первых, тем, что животные передают биологически важную информацию, во-вторых, язык животных передает состояние, которое требует помощи или привлечения другого животного. Язык животных никогда не обозначает объект. У человека язык помогает передавать общественно-исторический опыт и знания, т.е. информацию.

Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Основным фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.

Сознание человека носит всегда целенаправленный характер.

Сознание высшая форма отражения действительности, которая опосредована языком, развивается в процессе активной деятельности и с помощью которой человек ориентируется и преобразует окружающую среду.

В сознании человека можно выделить 4 характеристики:

1. Сознание — совокупность знаний об окружающем мире. В сознании обобщаются те знания, которые получаем благодаря ощущениям, восприятию, мышлению, воображению, т.е. компонентом сознания становятся познавательные процессы.

2. Разделение субъекта и объекта в сознании, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не я». Человек впервые в истории органического мира выделившейся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на познание самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания.

3. Сознание обеспечивает целенаправленность деятельности. До начала деятельности в сознании человека возникает цель деятельности, которая направляет и корректирует деятельность.

4. Отношение к среде. Человек по-разному относится ко всем объектам окружающей среды, какие-то объекты ему приятны, другие не приятны. Одни объекты значимы, другие — нет.

Кроме сознательных явлений в психике человека представлено бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Оставаясь психическим, бессознательное представляет такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль действий, которые совершает человек, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят сновидения, патологические реакции — бред, галлюцинации, автоматизированные действия, навыки и т.п.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.