Здавалка
Главная | Обратная связь

Модели коллективообразования



Стратометрическая концепция А.В. Петровского. Два критерия построения гипотетической типологии групп: степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности; общественная значимость последней, т.е. уровень позитивности-негативности с точки зрения общественного прогресса. Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого является коллектив (высокие показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий по первому и низкий по второму). В центральной точке располагается диффузная группа (общность в которой практически отсутствует совместная деятельность), промежуточное положение между данной группой и положительными и отрицательными полюсами занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. т.е. группы с низкой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью.

Параметрический подход к исследованию группы, разработанный Л.И. Уманским.

Социально-психологические параметры группы: содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; организационное единство группы; групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности; психологическое единство.

Средняя точка – группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюса – коллектив и антиколлектив.

Двухмерная модель развития группы, предложенная Б. Такменем

Он описывает динамику группового процесса, исходя из наличия двух измерений групповой активности: деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры).

В сфере межличностной активности следующие стадии:

1 стадия «проверки и зависимости», предполагает ориентировку членов группы в характер действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2 стадия «внутреннего конфликта», ее основная особенность – нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3 стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения конфликтов;

4 стадия «функционально-ролевой соотнесенности», она связана с образованием ролевой структуры группы, являющейся своеобразным резонатором, посредством которого проигрывается групповая задача.

В сфере деловой активности Такмен выделяет:

1 стадия «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

2 стадия «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

3 стадия «открытого обмена релевантными интерпретациями», на данном этапе происходит максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже понять намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

4 стадия «принятия решений» – этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Стадии командообразования на базе данной модели: формирование; возмущение (конфликт); упорядочение (или нормирование); выполнение (решение задачи); прекращение деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.