Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Психология профессиональной деятельности



1. Методологические подходы к исследованию профессионализма

2. Профессия, профессионализм

3. Динамика развития профессионализма

 

 

1. Методологические подходы к исследованию профессионализма.

Развитие профессионализма исследуется такими направлениями психологической науки, как психофизиология труда, психология труда, психология профессионализма, акмеология, инженерная психология и др. Теоретико-методологические основы профессионального становления и развития заложены в трудах отечественных и зарубежных ученых (Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Т.В. Кудрявцева, Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюка, Э. Гинцберга, Д. Сьюпера, Д. Холлланда и др.).

Системный характер процесса профессионального развития обусловил появление различных направлений его исследования. К настоящему времени уже накоплены достаточно весомые теоретические и эмпирические данные, проясняющие проблему профессионального самоопределения, профориентации, профессионального становления личности, профессионализма, основ его развития, профессиональных деструкций и др. Однако, такое многообразие исследований порождает дискуссионные проблемы, связанные с различными теоретическими основаниями, методологическими подходами, концепциями и моделями развития профессионализма, с одной стороны, а, с другой стороны, обнаруживает недостаточно изученные аспекты, требующие теоретической и эмпирической разработки.

Рассмотрим сущность и особенности профессионального развития, проявление прогрессивных и регрессивных тенденций в данном процессе.

Изучение проблемы профессионального развития в акмеологии позволило выделить и проанализировать различные методологические подходы к исследованию профессионализма.

В рамках узкоаналитического рассмотрения профессионализма осуществлялся атомистический (фрагментарный) подход к отдельным характеристикам работника. Профессиональная деятельность дробилась на отдельные операции. Внимание исследователей было обращено к диагностике отдельных профессионально важных качеств. Профессиональное обучение предполагало формирование и объединение отдельных фрагментов деятельности. Профессиональное развитие связано с расширением числа задач, действий, качеств у человека труда.

Системный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломов и др.) рассматривал психологическую организацию жизнедеятельности человека как системный объект высочайшей степени сложности и пластичности, находящийся в постоянном становлении и преобразовании. Данный подход позволил построить психологическую систему деятельности, включающую мотивы, цели, программы, информационную основу деятельности, принятия решения, подсистему профессионально важных качеств личности. В рамках данного подхода выделились машиноцентрический (анализ человека в системе «человек-машина», человек как придаток машины) и антропоцентрический подходы (при проектировании и организации труда приоритет отдается потребностям и интересам человека).

Профессиогенетический подход сформировался в процессе применения генетического подхода к человеку труда. Он предполагает изучение системных характеристик профессионала не только в их актуальном состоянии, но и в динамике, перспективе (профессиональный потенциал, резервы, профессиональную обучаемость, самообучаемость).

В центре внимания субъектного подхода – человек, осуществляющий конкретную профессиональную деятельность (Е.А. Климов и др.). Субъект труда – это человек, обладающий активным целеполаганием, сознательно строящий и регулирующий свою деятельность.

Основной идеей гуманистического подхода является признание права человека на самостоятельный выбор, на нестандартную стратегию индивидуального поведения. Исследование наличия или отсутствия у человека необходимых для профессии качеств не позволяет делать окончательный вывод о профпригодности. Необходимо включая человека в деятельность, создавать условия для профессионального развития.

Акмеологический подход (Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.) разрабатывается в рамках акмеологии, изучающей условия и закономерности продвижения человека к вершинам профессиональной деятельности и зрелости личности. Он предполагает выявление условий мобилизации у человека труда установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности.

По мнению А.А. Деркача, «наиболее продуктивным при изучении развития профессионала является сочетание системного, генетического, деятельностного, субъектно-личностного, гуманистического и акмеологического подходов».

В психологической науке наибольшее распространение получили следующие альтернативные точки зрения на характер взаимодействия человека и профессиональной деятельности. С одной стороны, признавалось безусловное положительное влияния профессиональной деятельности на проявление и развитие человека, с другой стороны, отмечалось, что характер профессиональной деятельности задает определенные ограничения для развития личности.

Л.И. Анциферова отмечает, что «прогрессивное развитие личности осуществляется не во всякой деятельности – ее условием выступает проблемная, личностно значимая, интересующая человека успешная деятельность».

Р.Х. Шакуров, развивая представление о деятельности как о процессе преодоления барьеров, считает, что развивающий потенциал деятельности связан с барьерами оптимальной трудности, трансформирующихся во внутренний план. Он отмечает, что «если барьер субъективно не переживается как дефицит чего-то, как напряжение, как трудность, деятельность не реализует свою развивающую функцию». А когда барьеры слишком велики, то они выступают, как блокаторы, подавляющие всякую активность, более того – деформирующие и разрушающие личность. Поэтому деятельность в зависимости от характера барьеров может выполнять как созидательную, так и деструктивную функцию по отношению к деятелю.

Э.Ф. Зеер отмечает, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности.

Рассмотрим сущность и соотношение понятий, которые характеризуют процесс взаимодействия человека с профессией, связанный с развитием профессионализма.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.