Здавалка
Главная | Обратная связь

Профессия, профессионализм



Профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства для его существования и развития. Важно отметить, что профессия для человека не только источник существования, но и средство личностной самореализации.

Для конкретного человека профессия – «это социально зафиксированная обществом область его возможных трудовых действий, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности».

Рассматривая соответствие человека требованиям деятельности, часто используют понятие «профессиональная пригодность» – «это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда; в понятие профессиональная пригодность входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов».

Говоря о восхождении человека к профессионализму, используют такие понятия, как «профессионализация», «профессиональное становление», «профессиональное развитие», «личностно-профессиональное развитие», которые часто употребляются как синонимы. Поэтому обратимся к рассмотрению их сущности и соотношения.

Профессионализация – целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность.

К стадиям профессионализации относят: профориентацию, профотбор, профобразование, профадаптацию, включение человека в профессиональную деятельность, специализацию, повышение профессиональной квалификации, переподготовку на другую специальность, расцвет профессиональной деятельности (акме), завершение и отход от активной профессиональной деятельности.

Эффективность процесса профессионализации отражают объективные (степень соответствия личности человека требованиям профессии) и субъективные (соответствие профессиональной деятельности требованиям личности) показатели.

Рассматривая сущность понятия «профессиональное развитие» можно выделить следующие подходы:

Профессиональное развитие – «сложный и длительный процесс профессионализации, который начинается с профессиональной адаптации и продолжается на протяжении всего профессионального цикла, обычно характеризуется постепенным возрастанием степени соответствия качеств работника предъявляемым к нему требованиям».

А.К. Маркова считает, что психологическое становление и профессиональное развитие характеризуются накоплением «качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму» [40, с.253]. Причем их можно использовать как синонимы.

Психологическое развитие профессионала – это динамичный процесс, обусловленный внешними (изменение профессии) и внутренними условиями (представления человека о профессии, критерии профессионализма и др.).

Э.Ф. Зеер отмечает, что «профессиональное развитие – это изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности.

К основным формам профессионального развития он относит профессиональное становление, профессионализацию и личностно-профессиональное развитие.

При этом он отмечает, «что изменение личности в процессе освоения мира профессий отражается в понятии «профессиональное становление», которое характеризует индивидуально своеобразный путь (траекторию) личности с начала формирования представлений о профессиях и профессиональных намерениях до завершения профессиональной биографии».

При этом профессионализация является важной частью длительного процесса профессионального становления личности и рассматривается им, как «формообразование» субъекта, адекватного содержанию и требованиям профессиональной деятельности».

Профессиональное развитие Э.Ф. Зеер, считает наиболее общим, а профессиональное становление и профессионализацию человека рассматривает как частные проявления.

Результат профессионального развития традиционно связывают с достижением профессионализма. Поэтому обратимся к рассмотрению сущности понятия «профессионализм».

А.К. Маркова отмечает, что оно используется в разных смыслах. «Нормативный профессионализм» – это «совокупность набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда». «Реальный профессионализм» связан с обладанием человеком необходимым нормативным набором психических качеств, профессионализм становится внутренней характеристикой личности.

В процессе развития профессионализма человека характеризуют как специалиста, профессионала. По мнению А.К. Марковой, «профессионал – это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, со­знательно изменяющий и развивающий себя в ходе осущест­вления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулиру­ющий в обществе интерес к результатам своей профессиональ­ной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе».

В акмеологии при рассмотрении проблемы профессионализма употребляются такие базовые понятия, как «профессиона­лизм деятельности», «профессионализм личности».

Профессионализм деятельности – «качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную ква­лификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессио­нальных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осущест­влять деятельность с высокой продуктивностью».

Профессионализм личности – «качественная характеристика субъ­екта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативность, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста».

В акмеологии «профессионал – это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение».

Э.Ф. Зеер отмечает, что профессионализм – это «интегральное качество (новообразование) субъекта труда, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных заданий, обусловленное творческой самодеятельностью и высоким уровнем профессионально самоактуализации».

Наряду с понятием «профессионализм» используется понятие «компетентность» – «сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции». Судить о наличии компетентности предлагается по характеру результата труда человека.

А.К. Маркова выделяет следующие виды профессиональной компетентности:

· специальная компетентность – владение собственно про­фессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональ­ное развитие;

· социальная компетентность – владение совместной (груп­повой, кооперативной) профессиональной деятельностью, со­трудничеством, а также принятыми в данной профессии при­емами профессионального общения; социальная ответствен­ность за результаты своего профессионального труда;

· личностная компетентность – владение приемами лич­ностного самовыражения и саморазвития, средствами проти­востояния профессиональным деформациям личности;

· индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках про­фессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность про­фессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

Названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в про­фессиональном общении, в становлении личности профессио­нала, его индивидуальности.

Компетентность следует отличать от компетенции – «опре­деленной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать».

По мнению А.К. Марковой, компетентность конкретного человека, уже, чем его профессионализм. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов.

Профессионализм означает «эффективность труда, то есть достижение достаточно высокого социально значимого результата, получение продуктов труда (материальных, духовных), соответствующих требованиям общества».

Эффективность труда целесообразно оценивать по объективным, предметно-технологическим показателям эффективности (производительность, качество, качественная и количественная надежность и др.) и субъективным, психологическим, личностным показателям эффективности (вкладываемость человека, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация не только умственных, когнитивных способностей человека, но и отработанность исполнительных операций, действий, а также зрелость мотивационно-волевых компонентов, заинтересованность человека трудом и удовлетворенность его процессом и результатом, успех-неуспех в предыдущей деятельности, а также психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов, степень напряженности психических функций и процессов, необходимых для достижения нужного результата, показатели здоровья и развития личности трудящихся.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.