Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность функционального состояния и подходы к его исследованию



Физическое и психичес­кое здоровье человека, успешность профессиональной деятельности в значительной мере зависят от его функционального состояния. Поэтому сущность и изменения функционального состояния исследуются в психологии, физиологии, эргоно­мике и др. Психология и психофизиология труда разрабатывает проблему соотношения функционального состояния и эффективности выполняемой деятельности, предлагает рекомендации по управлению, оптимизации, коррекции функциональных состояний.

Чаще функциональное состояние определяют как физиологическое состояние орга­низма и его систем, как фоновую актив­ность центральной нервной системы, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность. Оно отражает уровень функционирования организма в целом или отдель­ных его систем, а также само выполняет функции адаптации к дан­ным условиям существования.

Функциональное состояние в контексте профессиональной деятельности определяют как комплекс харак­теристик функций и качеств, обусловливающих выполнение трудовой дея­тельности (В.И. Медведев, Г.М. Зараковский и др.).

Наиболее широкое распространение получили следующие подходы к исследованию функционального состояния :

1. Исследование сущности, механизмов регуляции функционального состояния как психофизиологическое явление со своими закономерностями, зало­женными в архитектуре особой функциональной систе­мы. «Исследование модулирующих систем мозга: рети­кулярной формации с ее активирующими и инактивирующими отделами, а также лимбической систе­мы, от которой зависит мотивационное возбуждение, дает основание выделять их в особую функциональ­ную систему, которая имеет несколько уровней реа­гирования: физиологический, поведенческий и пси­хологический (субъективный). Выражением актив­ности этой функциональной системы и является функциональное состояние».

2. Функциональное состояние определяется через комплекс вза­имосвязанных физиологических реакций. Исследуются изменения функционального состояния как смена одного комплекса реакций другим. Диаг­ностика и идентификация функциональных состояний связана с различными фи­зиологическими показателями и реакциями.

3. Основывается на признании зависимости эффективности деятельности, работоспособности человека от функционального состояния. При этом функциональное состояние оценивается по результатам трудовой деятель­ности человека, которые рассматриваются как наи­более интегральный показатель функционального состояния. Снижение эф­фективности выполняемой работы расценивается как признак ухудшения функционального состояния. Психодиагностические методы позволяли выявлять наиболее явные изменения в функциональном состоянии.

Можно признать, что внимание исследователей в большей степени сосредоточенно на описании тех поведенческих реакций, в которых проявляются изменения функционального состояния. Между тем «взгляд на функциональное состояние лишь как на фактор, ухудшающий или улучшающий выполнение деятельности, сменился представлением о его более фундаментальной роли в поведении».

Деятельность не существует отдельно от состояния и выступает как единое целое с ним. Б.И. Котляр вводит принцип функциональ­ного полиморфизма мозга, согласно которому состо­яние мозга соответствует виду деятельности и каж­дому состоянию соответствует качественная специ­фичность структуры церебральной нервной сети. Механизм регуляции функционального состояния является базальным механизмом интегративной деятельно­сти мозга. От того, как функционирует модулирую­щая система мозга, зависит и обучение, и осуществ­ление врожденного поведения.

Функциональное состояние может выступать в качестве цели поведения (ре­гуляции цикла бодрствование – сон),средства для успешного осуществления целенаправленного поведения.

Конкретное функциональное состояние человека зави­сит от целого ряда факторов: моти­вации (чем значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния), содержания труда (заложены определен­ные требования к специфике и уровню функционального состояния), уро­вня сенсорной нагрузки (сенсорного пресыщения, сенсорной депривации), исходного уровня активности нервной системы, сохраняющей след от предшеству­ющей деятельности субъекта, индивидуальных особенностей субъекта (ин­дивиды с сильной нервной системой менее устойчи­вы к монотонии и раньше слабых показывают паде­ние уровня активности нервной системы).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.