Здавалка
Главная | Обратная связь

Кризисы в развитии семьи: нормативные, ненормативные.



Вспомним этапы развития семьи:

Монада (партнер ищет себе пару – в стадии поиска) – Диада (супружеская пара)– Триада (появляется ребенок) – Диада (взрослые дети уходят из родительской семьи, сепарируются) – Монада (умирает один из супругов).

С. А. Игумнов описывает следующие «нормативные стрессы», по поводу которых клиенты обращаются к семейному консультанту.

1. Вступление в брак. Проза повседневной семейной жизни за­ставляет молодоженов снять «розовые очки», через которые они ви­дели друг друга в фазе привлечения. Как правило, вступление в брак приводит к изменению образа жизни, к смене социального статуса. Для женщин немалое значение имеет перемена фамилии, нередко приводящая к «кризису идентичности» (Э. Эриксон).

2. Рождение первого ребенка. С рождением первого ребенка во многих молодых семьях возникает ситуация «напряженного треу­гольника»: мужья нередко воспринимают ситуацию так, как будто ребенок отнял у них внимание и заботу жены.

3. Появление двух и более детей. На данном этапе развития се­мьи появляется новая проблема: сиблинговое соперничество, когда каждый из детей бессознательно или осознанно тянет на себя «одеяло» родительской заботы и внимания. Сиблинговое соперничество у детей наиболее ярко проявляется в раннем возрасте.

4. Помещение ребенка в детский сад и школу. Возникает проблема распределения обязанностей родителей по отношению к ребенку. Если стирка пеленок и уход за младенцем традиционно считаются женским делом, то по мере роста ребенка возрастает воспитательная роль отца, к чему, однако, не все отцы оказываются морально готовыми.

5. Вступление детей в «бунтарский» подростковый возраст. Группа сверстников как бы оспаривает родительский авторитет и власть. При этом изменение ценностных ориентаций детей приходится на возраст «переоценки ценностей» самих родителей (кризис 40-летних). В ходе семейного консультирования С. А. Игумнов в подобных ситуациях не­редко приводит выдержку из полушутливых воспоминаний М. Твена: «Когда мне было 15 лет, — писал М. Твен, — мне казалось, что нет никого на свете глупее моего отца. По возвращении же в отчий дом спустя несколько лет я поразился: насколько же мой отец поумнел за это время!». Однако подобная трансформация отношений родителей с возмужалыми подростками происходит лишь в тех случаях, когда ро­дители способны изменить патронажный стиль воспитания на отно­шения равноправного партнерства со своими взрослеющими детьми.

6. Профессиональная ориентация подростков. Родители зачастую представляют будущее своих детей, исходя из собственных желаний, опасений и несбывшихся надежд.

7. Уход детей из семьи. Взросление детей — это фактор появ­ления новых проблем в семье: проблема предоставления самостоя­тельности и независимости взрослым детям, а также проблема при­нятия в семью нового члена. Чаще всего это невестка. Она входит в новую семью на правах ребенка и должна научиться подчиняться тем правилам, которые приняты в семье.

8. Выход супругов на пенсию. Особенно тяжел он для людей стеничных, с лидерскими наклонностями, привыкших отождествлять себя со своей профессиональной ролью. Основная проблема: по­жилые люди в связи с выходом на пенсию чувствуют свою незначимость, ненужность, резко снижается их социальная активность, обостряются болезни.

Описанные С. А. Игумновым нормативные стрессы являются отражением нормативных кризисов, которые возникают всякий раз, когда семья переходит с одного этапа развития на другой.

Многие семейные конс-ты (системный подход) говорят о семейном кризисе. Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии далънейшего развития семьи:

1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.

Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000). Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.

• Первый кризис — зачатие, беременность и рождение ребенка.

• Второй кризис — начало освоения ребенком человеческой речи.

• Третий кризис — ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).

• Четвертый кризис — ребенок вступает в подростковый возраст.

• Пятый кризис — ребенок становится взрослым и покидает дом.

• Шестой кризис — молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

• Седьмой кризис — наступление климакса в жизни женщины.

• Восьмой кризис — уменьшение сексуальной активности мужчин.

• Девятый кризис — родители становятся бабушками и дедушками.

• Десятый кризис — умирает один из супругов.

Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.

 

Можно провести параллель с возрастными кризисами личности – их называют нормативными кризисами (см. Малкина-Пых). И также следовать этой периодизации для семейных нормативных стрессов:

- кризис рождения

- кризис 1 года

- кризис 3 лет

- кризис 7 лет

- подростковый кризис

- самоопределение (юношеский возраст)

- и т.д.

 

Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными. Это - наиболее тяжелая ситуация, когда семья переживает ненормативные кризисы: измена, развод, тяжелая болезнь, инцест, смерть члена семьи (Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента). Хотя в этих случаях клиенты нуждаются в психотерапевтической помощи, возможна и краткосрочная консультативная работа как со всей семьей, так и с отдельными ее членами.

 

 

Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская в семейном консультировании выделяют следующие этапы:

1) установление контакта;

2) сбор информации и осознание желаемого результата;

3) формулирование и проверка гипотез;

4) коррекционное воздействие;

5) завершение беседы.

Более подробно об этапах – на следующей лекции.

 

3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО И СУПРУЖЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ самостоятельно составить примеры жалоб клиентов, по каждой из 8 приведенных ниже проблем

Приведем перечень проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию, который основан как на анализе литературы, так и на собственном опыте работы Румянцевой Т.С.:

1) конфликты, взаимное недовольство, неоправдавшиеся ожидания, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;

2) конфликты, проблемы, недовольство супругов, связан­ные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;

3) разочарование, недовольство супруга, связанные с личностными качествами и характеристиками внешности своего партнера;

4) сексуальные проблемы, измены, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;

5) сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов, с другими людьми (друзьями, соседями, знакомыми);

6) болезнь (психическая или физическая) одного из супругов или ребенка, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи;

7) проблемы власти и зависимости в супружеских взаимоотношениях;

8) отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.

Очень близко к семейному и супружескому консультированию примыкает консультирование, ориентированное на проблемы личности или индивидуальное консультирование. Ключевые проблемы данных видов консультирования отображены в таблице:

Вид консультирования Ключевые проблемы
Семейное консультирование Проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими родственниками. Психолого-педагогические проблемы. Проблемы взаимоотношений родителей с детьми
Супружеское консультирование Проблемы выбора партнера. Проблемы взаимоотношений. Сексуальные проблемы. Состояния до или после развода
Консультирование по личностным вопросам (индивидуальное) Проблемы межличностных отношений. Внутренние конфликты. Психологические травмы и страхи. Проблемы личностного роста

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.