Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретические подходы к семейному консультированию



К.Г.Юнг: «Врач должен быть знаком с так называемыми «методами». Но он должен избегать односторонних, рутинных подходов. Важнее всего то, что я вступаю в контакт с пациентом как человек с человеком. Анализ – это диалог».

№ п/п Подход к семейному консультиро-ванию Предста-вители Теоретические основы Цель, задачи и стратегия Используемые техники
Системный подход З. Фрейд М.Боуэн А.Адлер В.Сатир С.Минухин представители Миланской школы А.Варга и др. 1. Базовая идея системной семейной психотерапии: семья - это социальная система, т. е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система, так же как любая другая система, функционирует под воздействием двух законов: 1) закона гомеостаза и 2) закона развития. Семейная система - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система - это самоорганизующаяся система, т. е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (там же). Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Поэтому целесообразно работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом. Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы, как таковой. В этом психоконсультативном подходе утверждается, что намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Это - так называемый принцип тотальности системы. 2. 6 параметров семейной системы: 1) стереотипы взаимодействия; 2) семейные правила; 3) семейные мифы; 4) границы; 5) стабилизаторы; 6) семейная история. Цель: консультирование всей семьи ориентировано на оптимизацию семейных взаимоотношений Задачаконсультанта: определить, функционирование какой субсистемы нарушено. В качестве «клиента» для семейного системного консультанта выступает не индивид, имеющий те или иные проблемы, а вся его семья. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.   Методологические принципы системной семейной психотерапии – прописаны для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность своей работы: 1) циркулярность - основной вопрос - зачем? Не почему, а зачем?; 2) гипотетичность; 3) нейтральность.
  Самостоятельные модели семейного консультирования в рамках системного подхода
№ п/п Подход к семейному консультиро-ванию Предста-вители Теоретические основы Цель, задачи и стратегия Используемые техники
Психодинами-ческий подход Мюррэй Боуэн; и др. Теория М. Боуэна включает в себя восемь концепций: 1) дифференциация Я; 2) «треугольник»; 3) ядерная эмоциональная система; 4) процесс семейной проекции; 5) эмоциональный разрыв; 6) межпоколенная связь; 7) сиблинговая позиция; 8) социумная регрессия. Позиция консультанта: поскольку в рамках психодинамического подхода особое внимание уделяется семейной родословной, влиянию семейной истории на то, что происходит с человеком и его семьей в настоящем, к психологу, работающему с семьей, предъявляется ряд требований. Прежде всего, он должен быть хорошо профессионально подготовлен, знать теоретические основы психодинамического подхода. Важно, чтобы он достиг высокого уровня дифференциации и не был бы отягощен нерешенными эмоциональными проблемами своей генетической семьи. Только в этом случае он может оказывать эмоциональное влияние на консультируемую семью, ограждая при этом себя от ее влияния. Методы и психологические технологии не имеют здесь решающего значения. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцироваться в семейном общении, осмысливать имеющиеся у них способы взаимодействия в семье и осваивать более продуктивные. При этом психологу предписывается не подходить к семье с готовыми рекомен­дациями, а вести совместный поиск. Как подчеркивает Е.Г. Силяева, совместный поиск позволяет освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъектности и уверенности в своих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивым переменам в жизни семьи. Цель— повышение уровня дифференцированности членов семьи. Задачи: • формирование у членов семьи способности ориентироваться в большей степени на собственные цели и в меньшей степени — на отношения. • формирование у членов семьи способности к рефлексивному анализу своих чувств, состояний, мыслей и поведения. Стратегия - в оказании помощи членам семьи в дифференцировке собственного Я. При этом клиентам помогают разобраться в том, как в их взрослой семейной жизни проявляются паттерны и модели взаимодействия, усвоенные ими в детстве и теперь осложняющие и затрудняющие построение зрелых отношений в семье. Дифференцировка собственного Я в ходе семейного консультирования ведет к успокоению семьи клиента, что способствует ответственному принятию решений и осла­блению семейной дисфункции. Стандартный формат работы с семьей для М. Боуэна — изменение семейной системы путем работы с одним из ее членов. Согласно теории Боуэна, изменение одного члена семьи приводит к тому, что вся система должна к этому приспособиться. Таким образом, поддерживая изменение положения одного из членов семьи, психолог может способствовать изменению семейной системы в целом. Семейная скульптура, семейная хореография, генограмма, социограмма; Семейное пространство; Соломенная башня; Тет-а-тет и др. Социометрическими эти техники называются потому, что позволя­ют графически или пространственно отобразить структуру взаимоотношений в семье.
               

 

  Самостоятельные модели семейного консультирования в рамках системного подхода
№ п/п Подход к семейному консультиро-ванию Предста-вители Теоретические основы Цель, задачи и стратегия Используемые техники
Адлерианский подход А.Адлер и др. Основным понятием в теории А. Адлера является понятие «чувство неполноценности». Адлер утверждал, что все люди с самого детства испытывают чувство неполноценности. Предмет анализа: 1. Социальный интерес. 2. Жизненный стиль личности. 3. Сиблинговая позиция. Адлерианская, или индивидуальная, психология базируется на философских принципах, лежащих в основе демократической культуры. Ее основные положения содержат идеи, что все люди равны, что все люди должны уважать друг друга, что каждый человек обладает свободой индивидуального выбора, если это не наносит вреда другим. Принципы (составлены Б.Грюнвальд, Г.Макаби): 1. Вся деятельность человека направлена на то, чтобы помочь индивидууму преодолеть базисные чувства неполноценности и достичь чувства превосходства и совершенства. 2. В своем стремлении преодолеть чувство неполноценности человек руководствуется своим представлением об идеальном. Этот идеал задает предельную цель, или Я идеальное, к которому в поисках совершенства будет стремиться человек. В философском смысле об идеале можно лишь грезить, идеал — плод вымысла, он существует только в воображении, в противопоставлении конкретной действительности. 3. Реальные цели индивидуума обычно недоступны его сознанию. В этом суть представления Адлера о бессознательном мышлении. 4. Сознательное, бессознательное, физическое, ментальное, эмоциональное — все эти аспекты индивидуальности являются частью целостной системы, движущейся к одной психологической цели. В этом заключался взгляд Адлера на холистическую природу человекавзгляд, основанный на принципе холизма. 5. Всякий человек воспринимает и интерпретирует все явления субъективно, пропуская их через свой, только ему присущий фильтр, который Адлер назвал апперцептивной схемой. 6. Понять личность человека можно только через его взаимоотношения с другими людьми. Способность к эффективной общественной деятельности зависит от степени развития у индивида качества, называемого социальным интересом. Социальный интерес не является врожденной чертой характера, он должен сформироваться в течение жизни человека. 7. Проблемы одного человека становятся проблемами всей социальной группы. Люди создают ценности и организуют их в системы, и обычно эти ценности начинают разделяться всей социальной группой. Позиция консультанта Согласно принципам адлерианской теории, психолог-консультант в семейном консультировании играет роль друга, помощника, который помогает членам семьи стать исследователями собственно­го поведения. При этом важную роль играет установление правильных отношений с клиентом и его семьей. Это возможно лишь в том случае, если консультант будет проявлять по отношению к клиентам уважительность, веру в возможности и способности человека, активное слушание, искренний интерес к жизни клиента и его проблеме, поддержку, подбадривание.   Цель: развитие у клиента социального интереса - помочь клиенту осознать деструктивное правило взаимодействия и переориентировать его на конструктивное правило взаимодействия. Основная задача: оказание помощи данному человеку и всей семье в понимании бесперспективности их неадекватного поведения, а также в доведении до них значимости социальных ценностей и способов достижения социального интереса. Члены семьи должны понять ценность своего вклада в жизнедеятельность группы. Понять, какое деструктивное правило взаимодействия мешает клиенту эффективно решать жизненные проблемы Центром работы выступает определение правила взаимодействия - небольшой набор очень устойчивых взглядов на жизнь (убеждения, установки, ценностные ориентации, мировоззрение), которые проявляются в определенных паттернах поведения. основное стратегическое направление, которого должен придерживаться психолог в процессе консультирования семьи — работа с правилом взаимодействия клиента. Адлерианское консультирование на сегодняшний день считается мощным направлением в практической психологии. Оно имеет не только четкую теоретическую базу, но и хорошо разработанный методический инструментарий. Этапы семейного консультирования в адлерианской модели. 1.Этап оценки. Цель: определить правило взаимодействия клиента 2.Этап инсайта. Цель: помочь клиенту осознать деструктивность правила взаимодействия 3.Этап переориентации. Цель: переориентировать клиента с деструктивного правила взаимодействия на конструктивное правило взаимодействия. 4. Этап переобучения. Цель: обучать клиента новым способам поведения.   1. Методы на этапе оценки. С целью анализа жизненного стиля и определения правила взаимодействия клиента консультант использует следующие основные техники: • анализ личностной динамики клиента; • трехуровневый анализ поведения; экспресс-интервью. 2. Методы и техники на этапе инсайта На этой стадии консультирования используются техники, предложенные А. Адлером: 1) рассказ об обычном дне; 2) ранние воспоминания: 3) семейная история; 4) любимая сказка. 3. Методы и техники на стадии переориентации и переобучения клиента . Задача стадии переориентации — формирование у клиента конструктивного правила взаимодействия. Для этого используют техники, направленные на изменение прежних целей клиента и принятие новых решений: техника позитивного отслеживания, переклеивание ярлыков, юмор, метафоры, нормализация и др.  

 

  Самостоятельные модели семейного консультирования в рамках системного подхода
№ п/п Подход к семейному консультиро-ванию Предста-вители Теоретические основы Цель, задачи и стратегия Используемые техники
Структурный подход С. Минухин, Б.МонтальвоБ. Герни, Б.Розман и др. Основные понятия структурной модели консультирования семьи: структура семьи, субсистемы семьи (холоны), внутрисемейные границы (границы между субсистемами). .В самом термине «структурная» делается акцент на использовании концепции семейной структуры для оказания консультативного вмешательства. С точки зрения С. Минухина, структурная модель дает психологу конкретную концептуальную карту, позволяющую видеть то, что происходит в семье на самом деле. В основе структурного подхода лежат три аксиомы. 1. Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый член семьи должен рассматриваться как ее подсистема. 2. Работа с семьей изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы. 3. Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения. Л. Берталанфи говорил о том, что живыми могут быть только открытые системы, которые поддерживают себя обменом информации с окружающей средой, постоянно достраивая и разрушая свои компоненты. Идеи структурного подхода содержательно близки с теорией поля К. Левина, на которой основан гештальт-подход в консультировании. Основная идея у К. Левина — это идея жизненного пространства. Идеи К. Левина были использованы в практике консультирования Ф. Перлзом, который считается основателем такого мощного направления в оказании психологической помощи, как гештальт-терапия. Теоретическую основу гештальт-терапии составляет представление о процессе саморегуляции организма и способах его контакта со средой. Для сохранения гармонии с самим собой и окружающим миром человеку нужно доверять мудрости своего тела: прислушиваться к потребностям своего организма и не мешать их реализации. Возникновение и удовлетворение потребностей рассматривается как ритм формирования и завершения гештальтов. Гештальт — системное понятие, обозначающее паттерн, структуру, конфигурацию как специфическую организацию частей, составляющих определенное целое, которую нельзя изменить без ее разрушения. Под гештальтом понимают фигуру, которую субъект создает при своем контакте со средой. При удовлетворении потребности гештальт закрывается, и то, что было фигурой, переходит в фон. (Так, например, чувство голода заставляет нас фокусировать внимание на еде, но по мере насыщения мы можем войти в контакт с иными потребностями.) Незавершенные гештальты являются источником невротизации личности. К незавершенным гештальтам можно отнести следующее: неотреагированное чувство, незавершенный разговор, неоконченные отношения. Так, психологически незавершенный развод препятствует контактам бывших супругов с другими мужчинами и женщинами. В гештальт-терапии различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции. 1. Интроекция. Человек усваивает чувства, мнения, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом личности, не ассимилируются ею. Этот неассимилированный опыт — интроект — является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранние интроекты — это родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем ему становится трудно различать интроекты и свои собственные убеждения. 2. Проекция — прямая противоположность интроекции. Человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я-концепции, и проецирует их на других людей. 3. Ретрофлексия («поворот на себя») наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется человеком на самого себя. Так часто происходит с агрессивными чувствами. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между Я и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии выступает использование в речи выражений типа «Я должен заставить себя сделать это». 4. Дефлексия — уклонение от реального контакта с другими людьми. Выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. д. 5. Конфлуенция (слияние) выражается в стирании границ между Я и окружением. Такие люди с трудом отличают свои чувства, мысли, желания от чужих. Они полностью идентифицируют себя с группой. Для них при описании своего поведения характерно использование местоимения «мы» вместо «я». В результате действия этих механизмов личность оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Цель — воссоздание семейной структуры и иерархии. Главная задача - трансформация семейной структуры. Частные задачи. 1.Создание эффективной иерархической структуры в семье, в которой родители являются авторитетом для детей. 2.Создание эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований детям. 3.Расширение субсистемы детей в субсистему сверстников. 4.Создание отвечающих возрасту детей условий для экспериментирования с автономией и независимостью. 5.Обособление супружеской субсистемы от родительской субсистемы. 6.Построение коммуникации в соответствии с иерархической структурой семьи. 7.Поддержание главенствующей роли отца в системе семейных отношений. 8.Формирование чувств, связанных с заботой друг о друге, в противовес доминирующим аффектам, связанных с борьбой за власть. С. Минухин выделяет семь реструктурирующих действий: 1) актуализация семейных моделей взаимодействия; 2) установление или разметка границ; 3) эскалация стресса; 4) поручение заданий; 5) использование симптомов; 6) манипуляция настроением; 7) поддержка, обучение или руководство. Основное стратегическое направление — побуждать развитие структуры семьи. В консультировании семьи с позиций структурного подхода выделяется три фазы. 1. Присоединение психолога к семье (к стилю общения, к иерархии ценностей), включение себя в ее структуру на правах лидера. 2. Исследование семейной структуры. Она выявляется из анализа психологом взаимодействия членов семьи друг с другом (включая вербальный и невербальный компоненты общения). 3. Изменение структуры семьи. С этой целью используются различные структурные техники. Позиция психолога Позиция психолога в системе С. Минухина заключается в следующем: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов. «Терапевтическое воздействие, — пишет С. Минухин, — является необходимой частью семейной диагностики. Консультант не может наблюдать семью и ставить диагноз со стороны». Основная цель гештальттерапии состоит в интеграции фрагментированных частей личности. Присоединение к семье с целью осуществления структурных перестроек предполагает использование консультантом следующих техник: • подражание речи членов семьи; • синхронизация дыхания • синхронизация экспрессивности речи члена семьи, заявляющего проблему; • отзеркаливание поз, мимики и жестов участников беседы; • самораскрытие консультанта; • создание временных альянсов с отдельными субсистемами семьи и др.   Три группы методов и техник, используемых с целью воссоздания семейной структуры и иерархии: • методы и техники преобразования коммуникативной системы в семье; • методы и техники изменения семейных границ и иерархии; • методы и техники работы с доминирующими аффектами. Техники преобразования коммуникативной системы 1.Побуждение членов семьи к инактивному формулированию. 2.Гештальт-терапевтические игры  

 

 

  Самостоятельные модели семейного консультирования в рамках системного подхода
№ п/п Подход к семейному консультиро-ванию Предста-вители Теоретические основы Цель, задачи и стратегия Используемые техники
Коммуникацион-ная модель   см. книгу Гагай – Семейное консультирование    

 

  Самостоятельные модели семейного консультирования в рамках системного подхода
№ п/п Подход к семейному консультиро-ванию Предста-вители Теоретические основы Цель, задачи и стратегия Используемые техники
Поведенческая модель   Теоретические основы    
      см. книгу Гагай – Семейное консультирование    

 

 


4. Этапы консультирования семьив системном подходе

Этапы консультирования семьив системном подходепо Э.Г. Эйдемиллеру и В.В. Юстицкису.

1. На первом этапе предварительного знакомства отмечают нарушения жизнедеятельности семьи в целом и семейных взаимоотношений, выясняют уровни конфликтности, напряженности, тревожности, степень взаимопонимания и удовлетворенности семейной жизнью.

2. На втором этапе выясняют обстоятельства, которые могли сыграть травмирующую роль в жизни семьи, учитывают различия в представлениях членов семьи о том, что происходит в семье и что должно быть в идеале, уточняют причины искажений в восприятии ситуации и/или ее описании.

3. Третий этап посвящен перебору диагностических гипотез для локализации проблемы, которая действительно является патогенной.

4. На четвертом этапе устанавливается коррекционный семейный диагноз, отвечающий на вопрос, какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению психотравмирующей ситуации, снятию ее травматичности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.