Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретические модели супружеского консультирования – см. таблицу, которую мы составляем к экзамену на ЛР



Стратегия консультирования супругов определяется теоретическими представлениями психолога-консультанта о причинах нарушения функционирования супружеской субсистемы.

Психодинамическая модель. При объяснении причин трудностей в супружеском взаимодействии с позиций психодинамического подхода психолог анализирует роль родительской семьи. При этом он исходит из представления о том, что каждый супруг, взаимодействуя с представителями противоположного пола, в том числе в своей семейной жизни, стремится реализовать те паттерны взаимодействия, которые были усвоены в детстве в семье родителей. Причем стремление к реализации «родительских» паттернов взаимодействия чаще всего носит компенсаторный характер, то есть человек стремится получить от своего партнера любовь и признание в той области, в которой в детстве он ощущал дефицит подобного отношения, чаще всего от родителя противоположного пола. Таким образом, многие конфликтные ситуации между супругами представляют собой способы компенсации трудностей и проблем детства.

В рамках психодинамического подхода при решении супруже­ских проблем семейные консультанты часто обращаются к индивидуальной психологии А. Адлера. Он считает, что большинство про­блем человека связано с преобладающей у него «частной логикой», которая формируется в раннем детстве. Примеры частной логики: «Я всегда и всех должен контролировать»; «Я — невинная жертва»; «Окружающим доверять нельзя», «Я всегда прав, никогда не ошибаюсь». Супруги, живущие с такими деструктивными частными логиками, очень часто имеют проблемы во взаимоотношениях с другими людьми и, в частности, друг с другом. Психолог, практикующий в рамках консультирования по А. Адлеру, помогает супругам осознать деструктивность частной логики, увидеть, какую цену они за нее платят, а затем либо сформулировать новую, либо внести конструктивные элементы в старую частную логику.

Одна из задач супружеского консультирования в психодинамическом подходе — помочь клиентам разобраться в том, как в их взрослой семейной жизни проявляются паттерны и модели взаимо­действия, усвоенные ими в детстве и теперь осложняющие и затруд­няющие построение зрелых, взрослых отношений как с супругом, так и со своими детьми.

Структурная модель. В рамках структурной модели консультант фокусируется на анализе иерархической структуры семьи, на том, какие роли выполняет каждый из супругов в семейной системе. При этом имеются в виду как генетические семьи супругов, так и семейные правила, которые обусловливают отношения внутри супружеской субсистемы и между субсистемами семьи. В первую очередь необходимо выяснить, на какую иерархическую модель семьи ориентируют­ся супруги. Как показало исследование Г. Навайтис, 17,6% будущих молодоженов ориентируются на псевдотрадиционную модель семьи.

В нее из традиционной модели взято главенство мужа, ограни­чение профессиональной карьеры жены и приписывание жене боль­шинства бытовых работ, присмотр за детьми. Но такая псевдотра- диционная модель не предполагает свойственной для традиционной модели ответственности мужа за материальное обеспечение семьи. 28,4% невест придерживаются псевдоэгалитарной модели семьи. Они высказывались за полное равенство мужа и жены в решении важных для семьи вопросов, за одинаковую их загруженность бы­товыми заботами, то есть как бы за современную модель равных партнеров, и в то же время приписывали мужу традиционную обя­занность материально обеспечить семью. Приведенные цифры по­казывают, что часть будущих молодоженов ориентируется на модели семьи, которые трудно совместимы с ее стабильностью.

Основная задача супружеского консультирования в структурной модели — ориентировать супругов на модель семьи, в которой гла­венствующая роль принадлежит мужу, дети подчиняются родителям. Именно такая модель обеспечивает стабильность семьи.

Коммуникативная модель. В рамках коммуникативной модели семейный консультант обращает внимание, в какой мере общение между супругами соответствует правилам эффективной коммуника­ции. В качестве критериев оценки супружеской коммуникации могут выступать принципы взаимоотношений в паре, которые выделила основательница коммуникативного подхода В. Сатир.

• Я хочу любить тебя, но не держать тебя.

• Я хочу ценить тебя без рассуждений.

• Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя.

• Я хочу пригласить тебя, но не требовать тебя.

• Я хочу покинуть тебя, но не упрекая.

• Я хочу критиковать тебя, но не обвинять.

• Я хочу помогать тебе, но не попрекать в неумении.

• И если я могу получить от тебя то же самое — мы сможем встре­титься и по-настоящему обогатить друг друга.

Процесс консультирования, по мнению Г. В. Старшенбаума, должен быть направлен на анализ следующих факторов супруже­ской коммуникации:

• способность открыто обсуждать эмоциональные проблемы в паре:

• способность слушать и понимать друг друга;

• умение говорить о своих желаниях и потребностях партнеру;

• количество часов в неделю, проводимых совместно;

• частота сексуальных контактов и удовлетворенность ими;

• любимые совместные занятия супругов, досуг, приятные со­вместные воспоминания;

• понимание конфликта и взаимодействия в браке;

• влияние родителей на супругов;

• наличие внебрачных связей;

• дополнительные участники в семейных проблемах. Коммуникация супругов анализируется на когнитивном, эмо­циональном и поведенческом уровнях. В результате консультант и сами супруги должны понять, как строится весь цикл взаимодей­ствия в паре, и затем перейти к формированию эффективных спо­собов коммуникации.

Поведенческая модель.Поведенческий подход (Дж. Браун, Д. Кристенсен) фокусируется на следующих причинах супружеского конфликта:

• слишком слабое подкрепление от брака;

• слишком мало потребностей подкрепляется супружеством;

• супружеское подкрепление больше не приносит удовлетворе­ния;

• новые виды поведения не подкрепляются;

• один супруг дает больше подкрепления, чем получает взамен;

• супружество препятствует внебрачным источникам удовлетво­рения;

• общение по поводу возможных источников удовлетворения не приносит результата;

• аверсивный контроль преобладает над позитивным подкрепле­нием.

Основное внимание, как считает Г. В. Старшенбаум, в рамках поведенческой модели следует уделить тренингу коммуникативных навыков у супругов. Супругов следует обучать:

• выражению своих претензий с помощью ясных поведенческих терминов, а не в виде неструктурированных жалоб;

• новым способам общения, подчеркивая необходимость позитив­ного контроля вместо аверсивного;

• ясным и эффективным способам распределения власти и обя­занностей;

• стратегиям решения будущих проблем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.