Теоретические модели супружеского консультирования – см. таблицу, которую мы составляем к экзамену на ЛР
Стратегия консультирования супругов определяется теоретическими представлениями психолога-консультанта о причинах нарушения функционирования супружеской субсистемы. Психодинамическая модель. При объяснении причин трудностей в супружеском взаимодействии с позиций психодинамического подхода психолог анализирует роль родительской семьи. При этом он исходит из представления о том, что каждый супруг, взаимодействуя с представителями противоположного пола, в том числе в своей семейной жизни, стремится реализовать те паттерны взаимодействия, которые были усвоены в детстве в семье родителей. Причем стремление к реализации «родительских» паттернов взаимодействия чаще всего носит компенсаторный характер, то есть человек стремится получить от своего партнера любовь и признание в той области, в которой в детстве он ощущал дефицит подобного отношения, чаще всего от родителя противоположного пола. Таким образом, многие конфликтные ситуации между супругами представляют собой способы компенсации трудностей и проблем детства. В рамках психодинамического подхода при решении супружеских проблем семейные консультанты часто обращаются к индивидуальной психологии А. Адлера. Он считает, что большинство проблем человека связано с преобладающей у него «частной логикой», которая формируется в раннем детстве. Примеры частной логики: «Я всегда и всех должен контролировать»; «Я — невинная жертва»; «Окружающим доверять нельзя», «Я всегда прав, никогда не ошибаюсь». Супруги, живущие с такими деструктивными частными логиками, очень часто имеют проблемы во взаимоотношениях с другими людьми и, в частности, друг с другом. Психолог, практикующий в рамках консультирования по А. Адлеру, помогает супругам осознать деструктивность частной логики, увидеть, какую цену они за нее платят, а затем либо сформулировать новую, либо внести конструктивные элементы в старую частную логику. Одна из задач супружеского консультирования в психодинамическом подходе — помочь клиентам разобраться в том, как в их взрослой семейной жизни проявляются паттерны и модели взаимодействия, усвоенные ими в детстве и теперь осложняющие и затрудняющие построение зрелых, взрослых отношений как с супругом, так и со своими детьми. Структурная модель. В рамках структурной модели консультант фокусируется на анализе иерархической структуры семьи, на том, какие роли выполняет каждый из супругов в семейной системе. При этом имеются в виду как генетические семьи супругов, так и семейные правила, которые обусловливают отношения внутри супружеской субсистемы и между субсистемами семьи. В первую очередь необходимо выяснить, на какую иерархическую модель семьи ориентируются супруги. Как показало исследование Г. Навайтис, 17,6% будущих молодоженов ориентируются на псевдотрадиционную модель семьи. В нее из традиционной модели взято главенство мужа, ограничение профессиональной карьеры жены и приписывание жене большинства бытовых работ, присмотр за детьми. Но такая псевдотра- диционная модель не предполагает свойственной для традиционной модели ответственности мужа за материальное обеспечение семьи. 28,4% невест придерживаются псевдоэгалитарной модели семьи. Они высказывались за полное равенство мужа и жены в решении важных для семьи вопросов, за одинаковую их загруженность бытовыми заботами, то есть как бы за современную модель равных партнеров, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность материально обеспечить семью. Приведенные цифры показывают, что часть будущих молодоженов ориентируется на модели семьи, которые трудно совместимы с ее стабильностью. Основная задача супружеского консультирования в структурной модели — ориентировать супругов на модель семьи, в которой главенствующая роль принадлежит мужу, дети подчиняются родителям. Именно такая модель обеспечивает стабильность семьи. Коммуникативная модель. В рамках коммуникативной модели семейный консультант обращает внимание, в какой мере общение между супругами соответствует правилам эффективной коммуникации. В качестве критериев оценки супружеской коммуникации могут выступать принципы взаимоотношений в паре, которые выделила основательница коммуникативного подхода В. Сатир. • Я хочу любить тебя, но не держать тебя. • Я хочу ценить тебя без рассуждений. • Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя. • Я хочу пригласить тебя, но не требовать тебя. • Я хочу покинуть тебя, но не упрекая. • Я хочу критиковать тебя, но не обвинять. • Я хочу помогать тебе, но не попрекать в неумении. • И если я могу получить от тебя то же самое — мы сможем встретиться и по-настоящему обогатить друг друга. Процесс консультирования, по мнению Г. В. Старшенбаума, должен быть направлен на анализ следующих факторов супружеской коммуникации: • способность открыто обсуждать эмоциональные проблемы в паре: • способность слушать и понимать друг друга; • умение говорить о своих желаниях и потребностях партнеру; • количество часов в неделю, проводимых совместно; • частота сексуальных контактов и удовлетворенность ими; • любимые совместные занятия супругов, досуг, приятные совместные воспоминания; • понимание конфликта и взаимодействия в браке; • влияние родителей на супругов; • наличие внебрачных связей; • дополнительные участники в семейных проблемах. Коммуникация супругов анализируется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. В результате консультант и сами супруги должны понять, как строится весь цикл взаимодействия в паре, и затем перейти к формированию эффективных способов коммуникации. Поведенческая модель.Поведенческий подход (Дж. Браун, Д. Кристенсен) фокусируется на следующих причинах супружеского конфликта: • слишком слабое подкрепление от брака; • слишком мало потребностей подкрепляется супружеством; • супружеское подкрепление больше не приносит удовлетворения; • новые виды поведения не подкрепляются; • один супруг дает больше подкрепления, чем получает взамен; • супружество препятствует внебрачным источникам удовлетворения; • общение по поводу возможных источников удовлетворения не приносит результата; • аверсивный контроль преобладает над позитивным подкреплением. Основное внимание, как считает Г. В. Старшенбаум, в рамках поведенческой модели следует уделить тренингу коммуникативных навыков у супругов. Супругов следует обучать: • выражению своих претензий с помощью ясных поведенческих терминов, а не в виде неструктурированных жалоб; • новым способам общения, подчеркивая необходимость позитивного контроля вместо аверсивного; • ясным и эффективным способам распределения власти и обязанностей; • стратегиям решения будущих проблем. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|