КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВОДА
Основные задачи консультирования в случае развода (О. А. Карабанова): • консультирование по проблеме установления опекунства, согласования условий участия родителя, проживающего отдельно, в воспитании ребенка (частота и продолжительность, территория встреч, участие третьих лиц и т. д.); • консультирование по проблеме подготовки детей к распаду семьи и сепарации одного из родителей (время и форма информирования ребенка о разводе, выработка стратегии и тактики поведения родителей в период развода и постразводный период); • формирование нового образа семьи, помощь в планировании разрешения проблем, связанных с изменением ролевой структуры семьи и выходом женщины на работу (как правило, после развода мать либо выходит на работу, если она ранее не работала, либо ищет сверхурочную или дополнительную работу); • оптимизация детско-родительских отношений и типа семейного воспитания как профилактика эмоционально-личностных нарушений детей, переживших развод; • сопровождение эмоционального развода, создание сети социальной поддержки разведенных супругов; • сотрудничество в решении задачи реконструкции личностной идентичности разведенного супруга, профилактика депрессии, роста тревожности, развития страхов и фобических реакций; • работа с ребенком с целью предупреждения эмоционально-личностных нарушений развития и поведенческой дезадаптации; • оптимизация отношений разведенных супругов для обеспечения выполнения ими родительской функции воспитания детей. Основными тенденциями психотерапии в ситуации развода, как указывает Е. В. Зырянова, являются, во-первых, работа специалиста с человеком, обратившимся за помощью, и, во-вторых — с расширенной семьей, которая может включать не только его родственников, но и знакомых, друзей. При оказании психотерапевтической поддержки разводящимся следует исходить из того, что надежные социальные отношения между членами семьи, родственниками, подругами оказывают позитивное влияние на психическое самочувствие и здоровье. В этом случае наиболее подходящим в работе с клиентами является «метод карты сети», направленный на поиск индивидуальных ресурсов клиента и разработку стратегии создания сети социальных контактов. Консультирование, ориентированное на сеть социальных отношений клиента, включает в себя два этапа. Первый этап: анализ сети (содержательный анализ, диагностика взаимоотношений клиента с окружающими людьми). Анализ сети — это метод визуального содержательного представления социальных отношений человека для поддержки его психической компетентности. С помощью карты сети можно зафиксировать переплетение отношений личности, чтобы лучше понять их совокупность, проанализировать структуру долженствований в отношениях, провести диалог об их качестве и различных функциях в жизни личности. Немецкий психолог А. Ленц разработал конкретную схему анализа сети в рамках консультативной работы. 1. В процессе консультирования клиенту предлагают углубленно рассмотреть сеть социальных отношений. Карта сети позволяет сделать наглядными отношения и их структуру. 2. Перед клиентом лежит лист бумаги, на котором в изобилии изображены концентрические круги. В центре внутреннего круга стоит слово «Я». 3. Он должен сделать первый шаг: представить себе людей, с которыми чувствует себя особенно тесно связанным, без которых ему трудно. Эти люди группируются в первом круге вокруг «Я». 4. Затем его спрашивают о людях, которые так важны в его жизни, но с ними он менее связан, чем с людьми из первого круга. Эти лица размещаются дальше, в более удаленных кругах. 5. В конце размещают людей, с которыми социальные контакты установлены, существуют, но эмоциональные связи слабее или более дистанцированы. Это могут быть коллеги по работе, соседи, знакомые из группы досуга, объединения или организации, с которыми был связан клиент. 6. В заключение при составлении карты сети особыми значками отмечаются те, кто связан с поставленными проблемами, с кем отношения особенно конфликтны или развивались напряженно. 7. Эта визуальная реконструкция служит основой для общего анализа структуры отношений, анализ нередко продолжается на последующих консультациях. В диалоге, который сопровождается интенсивным выражением чувств, могут быть затронуты следующие комплексы тем. • Вид отношений (семья, родственники, подруги, коллеги по работе). • Структура социальной сети (состав и объем, плотность сети отношений, частота, множественность контактов и т. д.). • Качественные изменения отношений в последние годы (одни отношения с появлением проблем становятся интенсивнее, другие ослабевают или полностью разрушаются. От кого вы отдалились? С кем установили новые связи или восстановили старые?). • Желания, стремления (иметь более интенсивные контакты с определенными людьми, иметь взаимные интересы, тесные, доверительные отношения и эмоциональную безопасность). • Опыт отношений (зависимость, контроль, вмешательство, нанесение ущерба, искренность, внимание и интерес). • Степень удовлетворенности отношениями в сети (общая оценка контакта; напряженность, конфликтность), доступность членов сети. 8. Анализ ресурсов поддержки в сети: • возможность располагать социальной поддержкой (Есть ли у клиента люди, к которым можно обратиться с проблемами? К кому? Как часто это происходит?); • формы получаемой помощи (например, эмоциональная и ежедневная практическая помощь); • значимость неформальной поддержки (Соответствовала ли форма помощи потребностям? Каковы различия в оказании поддержки?); • желания и ожидания при оказании поддержки; • степень обоюдности, взаимности в неформальных отношениях помощи (Ищут ли члены сети у клиента совета и помощи?). 9. Ресурсы сети клиента и готовность использовать их (Что представляет собой опыт использования сети? Каких реакций клиент ожидает или боится? Какие чувства он испытывает, обращаясь за помощью?). Понимание и визуализация того окружения, в котором живет человек, стимулирует его к более интенсивному критическому анализу своих социальных отношений, активизирует желание воспользоваться ресурсами поддержки своего социального поля. Задача психолога на первом этапе — научить клиента понимать свои страхи и затруднения, подвести его к осознанному критическому анализу своей биографии. Это облегчает доступ к имеющемуся у него опыту отношений с людьми, и понимание собственных чувств помогает активизировать взаимодействие с окружающими, установить более тесные связи. Часто обиды и разочарования клиента связаны с равнодушием близких или даже с отказом в помощи. Консультирование на первом этапе направлено на постепенное ослабление его защитных реакций, на расширение пространства общения и вовлечение значимых для клиента людей в его личные проблемы. Как правило, человек, пришедший к психологу, убежден, что никто не может оказать ему необходимую услугу, и именно поэтому избегает мобилизации социальных ресурсов. Второй этап: вмешательство в структуру повседневных, обыденных отношений человека, обратившегося за помощью. Задачи консультирования: • усиление существующих социальных отношений клиента; • интенсификация слабых или разрушенных контактов; • образование новых связей и систем поддержки. Консультативная работа на втором этапе строится, как правило, на поддержке межличностной компетенции и усилении уверенности клиента в себе. В первую очередь, его нацеливают на активный поиск потенциала помощи и образование тесных, защищающих отношений. Его побуждают чаще обращаться к другим людям, учат строить действующие контакты с людьми из сети, которые могут рассматриваться как компетентные помощники на всех этапах развода. В работе с психологом клиенты часто обнаруживают стремление возобновить или усилить отношения с людьми, которые в прошлом были им эмоционально близки, но по разным причинам отошли на второй план или полностью исчезли из их повседневной жизни. Если в распоряжении имеется только сокращенная, редуцированная сеть, которая недостаточно соответствует потребностям в поддержке, то вмешательство концентрируется больше на изменениях в структуре отношений. Таким образом, цель консультирования в этом случае — восстановление связей между распадающимися частями сети и образование новых социальных связей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|