Здавалка
Главная | Обратная связь

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВОДА



Основные задачи консультирования в случае развода (О. А. Карабанова):

• консультирование по проблеме установления опекунства, со­гласования условий участия родителя, проживающего отдельно, в воспитании ребенка (частота и продолжительность, террито­рия встреч, участие третьих лиц и т. д.);

• консультирование по проблеме подготовки детей к распаду семьи и сепарации одного из родителей (время и форма информирова­ния ребенка о разводе, выработка стратегии и тактики поведения родителей в период развода и постразводный период);

• формирование нового образа семьи, помощь в планировании разрешения проблем, связанных с изменением ролевой струк­туры семьи и выходом женщины на работу (как правило, после развода мать либо выходит на работу, если она ранее не работа­ла, либо ищет сверхурочную или дополнительную работу);

• оптимизация детско-родительских отношений и типа семейного воспитания как профилактика эмоционально-личностных нару­шений детей, переживших развод;

• сопровождение эмоционального развода, создание сети соци­альной поддержки разведенных супругов;

• сотрудничество в решении задачи реконструкции личностной идентичности разведенного супруга, профилактика депрессии, роста тревожности, развития страхов и фобических реакций;

• работа с ребенком с целью предупреждения эмоционально-личностных нарушений развития и поведенческой дезадаптации;

• оптимизация отношений разведенных супругов для обеспечения выполнения ими родительской функции воспитания детей.

Основными тенденциями психотерапии в ситуации развода, как указывает Е. В. Зырянова, являются, во-первых, работа специалиста с человеком, обратившимся за помощью, и, во-вторых — с расширен­ной семьей, которая может включать не только его родственников, но и знакомых, друзей.

При оказании психотерапевтической поддержки разводящим­ся следует исходить из того, что надежные социальные отношения между членами семьи, родственниками, подругами оказывают по­зитивное влияние на психическое самочувствие и здоровье. В этом случае наиболее подходящим в работе с клиентами является «ме­тод карты сети», направленный на поиск индивидуальных ресурсов клиента и разработку стратегии создания сети социальных контак­тов. Консультирование, ориентированное на сеть социальных отно­шений клиента, включает в себя два этапа.

Первый этап: анализ сети (содержательный анализ, диагностика взаимоотношений клиента с окружающими людьми).

Анализ сети — это метод визуального содержательного пред­ставления социальных отношений человека для поддержки его пси­хической компетентности. С помощью карты сети можно зафикси­ровать переплетение отношений личности, чтобы лучше понять их совокупность, проанализировать структуру долженствований в от­ношениях, провести диалог об их качестве и различных функциях в жизни личности.

Немецкий психолог А. Ленц разработал конкретную схему ана­лиза сети в рамках консультативной работы.

1. В процессе консультирования клиенту предлагают углубленно рассмотреть сеть социальных отношений. Карта сети позволяет сде­лать наглядными отношения и их структуру.

2. Перед клиентом лежит лист бумаги, на котором в изобилии изображены концентрические круги. В центре внутреннего круга стоит слово «Я».

3. Он должен сделать первый шаг: представить себе людей, с ко­торыми чувствует себя особенно тесно связанным, без которых ему трудно. Эти люди группируются в первом круге вокруг «Я».

4. Затем его спрашивают о людях, которые так важны в его жиз­ни, но с ними он менее связан, чем с людьми из первого круга. Эти лица размещаются дальше, в более удаленных кругах.

5. В конце размещают людей, с которыми социальные контакты установлены, существуют, но эмоциональные связи слабее или более дистанцированы. Это могут быть коллеги по работе, соседи, знако­мые из группы досуга, объединения или организации, с которыми был связан клиент.

6. В заключение при составлении карты сети особыми значками отмечаются те, кто связан с поставленными проблемами, с кем от­ношения особенно конфликтны или развивались напряженно.

7. Эта визуальная реконструкция служит основой для общего анализа структуры отношений, анализ нередко продолжается на по­следующих консультациях. В диалоге, который сопровождается ин­тенсивным выражением чувств, могут быть затронуты следующие комплексы тем.

• Вид отношений (семья, родственники, подруги, коллеги по ра­боте).

• Структура социальной сети (состав и объем, плотность сети от­ношений, частота, множественность контактов и т. д.).

• Качественные изменения отношений в последние годы (одни от­ношения с появлением проблем становятся интенсивнее, другие ослабевают или полностью разрушаются. От кого вы отдалились? С кем установили новые связи или восстановили старые?).

• Желания, стремления (иметь более интенсивные контакты с определенными людьми, иметь взаимные интересы, тесные, до­верительные отношения и эмоциональную безопасность).

• Опыт отношений (зависимость, контроль, вмешательство, нане­сение ущерба, искренность, внимание и интерес).

• Степень удовлетворенности отношениями в сети (общая оценка контакта; напряженность, конфликтность), доступность членов сети.

8. Анализ ресурсов поддержки в сети:

• возможность располагать социальной поддержкой (Есть ли у клиента люди, к которым можно обратиться с проблемами? К кому? Как часто это происходит?);

• формы получаемой помощи (например, эмоциональная и еже­дневная практическая помощь);

• значимость неформальной поддержки (Соответствовала ли фор­ма помощи потребностям? Каковы различия в оказании под­держки?);

• желания и ожидания при оказании поддержки;

• степень обоюдности, взаимности в неформальных отношениях помощи (Ищут ли члены сети у клиента совета и помощи?).

9. Ресурсы сети клиента и готовность использовать их (Что представляет собой опыт использования сети? Каких реакций кли­ент ожидает или боится? Какие чувства он испытывает, обращаясь за помощью?).

Понимание и визуализация того окружения, в котором живет человек, стимулирует его к более интенсивному критическому ана­лизу своих социальных отношений, активизирует желание восполь­зоваться ресурсами поддержки своего социального поля.

Задача психолога на первом этапе — научить клиента понимать свои страхи и затруднения, подвести его к осознанному критическо­му анализу своей биографии. Это облегчает доступ к имеющемуся у него опыту отношений с людьми, и понимание собственных чувств помогает активизировать взаимодействие с окружающими, устано­вить более тесные связи.

Часто обиды и разочарования клиента связаны с равнодушием близких или даже с отказом в помощи. Консультирование на первом этапе направлено на постепенное ослабление его защитных реак­ций, на расширение пространства общения и вовлечение значимых для клиента людей в его личные проблемы. Как правило, человек, пришедший к психологу, убежден, что никто не может оказать ему необходимую услугу, и именно поэтому избегает мобилизации со­циальных ресурсов.

Второй этап: вмешательство в структуру повседневных, обы­денных отношений человека, обратившегося за помощью.

Задачи консультирования:

• усиление существующих социальных отношений клиента;

• интенсификация слабых или разрушенных контактов;

• образование новых связей и систем поддержки.

Консультативная работа на втором этапе строится, как правило, на поддержке межличностной компетенции и усилении уверенности клиента в себе. В первую очередь, его нацеливают на активный поиск потенциала помощи и образование тесных, защищающих отноше­ний. Его побуждают чаще обращаться к другим людям, учат строить действующие контакты с людьми из сети, которые могут рассматри­ваться как компетентные помощники на всех этапах развода.

В работе с психологом клиенты часто обнаруживают стремление возобновить или усилить отношения с людьми, которые в прошлом были им эмоционально близки, но по разным причинам отошли на второй план или полностью исчезли из их повседневной жизни.

Если в распоряжении имеется только сокращенная, редуциро­ванная сеть, которая недостаточно соответствует потребностям в поддержке, то вмешательство концентрируется больше на измене­ниях в структуре отношений. Таким образом, цель консультирова­ния в этом случае — восстановление связей между распадающимися частями сети и образование новых социальных связей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.