Техника конфронтации
Р. Дрейкурс показал, как можно найти скрытые цели неправильного поведения детей, имея в виду четыре основные цели — привлечение внимания, власть, месть и притворная беспомощность. Если дети чувствуют наше стремление понять их, а не просто навесить ярлык, обвинив их в плохом поведении, то они испытывают прилив воодушевления. Это помогает им увидеть новые возможности там, где до этого они чувствовали себя загнанными в угол и были вынуждены вести себя деструктивным образом. Консультант должен ясно указать детям, что все поняли ту «игру», в которую они играют. С этой целью используется техника конфронтации. Задача конфронтации — проверить догадку консультанта и раскрыть клиенту истинное намерение или истинную цель его поведения. Зачастую этого оказывается достаточно, чтобы оказать реальное влияние на изменение поведения. Процедура использования техники конфронтации включает в себя два этапа. Первым этап. Консультант должен получить описание нескольких кризисных ситуаций или поведения в ситуациях конфликта. Эти описания должны содержать исключительно конкретную информацию о том, кто что сделал, что было сказано, кто каким образом отреагировал, и что произошло далее. Основываясь на этой информации, консультант создает гипотезу или строит догадки относительно цели клиента. Второй этап. Консультант высказывает свою догадку ребенку и следит за его реакцией. Крайне важно, чтобы догадки консультанта излагались в форме вопросов: «Может ли быть так, что...», «Мне интересно, так ли...». Слова консультанта: «Я знаю, ты хочешь внимания...», «Ты поступаешь так, чтобы показать, что ты здесь главный» — встречают сопротивление со стороны детей. Б. Грюнвальд и Г. Макаби приводят примеры формулировок целей негативного поведения. Цель — внимание. «Может ли быть так, что... • ты хочешь, чтобы мать все время была занята тобой?». • тебе кажется, что ты ничего не значишь, если учитель не уделяет тебе внимания?». • никто не уделяет тебе особого внимания, если ты ведешь себя плохо?». Цель — власть. «Может ли быть так, что... • ты хочешь показать маме и папе, что ты — всех главнее?». • ты собираешься поступать так, как ты считаешь нужным, а не так, как этого хотят мама или учитель?». • ты будешь выполнять свои ежедневные обязанности только тогда, когда посчитаешь нужным, а не тогда, когда кто-то захочет, чтобы ты так поступил?». Цель — месть. «Может ли быть так, что... • все устраивают тебе неприятности, поэтому ты всего лишь платишь им той же монетой?». • ты хочешь поквитаться с ними?». • ты чувствуешь боль и хочешь причинить боль другим?». Цель — избегание неудачи. «Может ли быть так, что... • независимо от того, насколько сильно ты стараешься, ничего путного не получается, и поэтому незачем и пытаться?». • что бы ты ни делал в школе, никогда ничего не получается достаточно хорошо, поэтому ты и сдался?». • ты хочешь сделать что-нибудь хорошее, но считаешь, что не сможешь, и поэтому вообще не пытаешься? Ты просто хочешь, чтобы тебя оставили в покое?». Б. Грюнвальд и Г. Макаби против того, чтобы родители раскрывали ребенку его истинные цели. Главная причина — родителям бывает трудно сделать это корректным образом, а раскрытие цели эффективно только в том случае, если оно строго следует определенным правилам. Обычно родители повторяют ребенку свое мнение о причинах его неправильного поведения до тех пор, пока тот не дойдет до состояния «сыт этим по горло» и не перестанет их слушать. Кроме того, при раскрытии цели родители зачастую вносят элемент обвинения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|