Здавалка
Главная | Обратная связь

Использование дискуссии



Что такое социально-психологический тренинг

 

Правила

ü не опаздывать;

ü заботиться о конфиденциальности группы;

ü быть активным участником;

ü не отказываться от права сказать «нет», от права самому решать, как себя вести в групповой ситуации;

ü быть искренним;

ü иметь право получать поддержку со стороны группы;

ü стремиться слушать говорящего, не перебивать;

ü иметь право высказаться по любому вопросу;

ü использовать общение на «ты» во время работы группы;

ü сообщать о своих трудностях, мешающих участию в работе группы;

ü высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и теперь.

 

Знакомство

Оно направлено на «раскачку», на выплескивание тревожности.

Каждому участнику по очереди предлагается сообщить группе:

- имя; либо то имя, которым он хочет называться здесь;

- все по кругу называют свои имена. Причем каждый следующий, прежде чем назвать свое имя, называет все предыдущие;

- каждый участник называет свое имя, одну положительную и одну отрицательную черту, но перед тем, как рассказать о себе, повторяет все, что сказал о себе его сосед.

Два последних варианта позволяют обратить внимание участников на то, как мы слушаем друг друга. Можно вызвать участников группы на обсуждение своих впечатлений от знакомства. Участники обычно сходятся на том, что эстафета знакомства сопровождается невидимой волной напряжения. Это напряжение нарастает по мере приближения очереди и резко падает после того, как дело сделано. Выполнившие задание участники нередко переговариваются шепотом друг с другом, а те, до которых очередь еще не дошла, напрягаются, замыкаются, сосредоточиваются.

Вариант знакомства – «Кто Я?». Этот вариант полезен в группах, где участники, незнакомые друг с другом, уверены, что их пути в дальнейшем не пересекутся. Каждый на бумаге ярким фломастером делает в свободной форме 10 кратких сообщений о себе, начинающиеся: «Я - …». Это могут быть черты характера, особенности личности, интересы, факты биографии, сравнения себя. Затем участники прикрепляют эти листы у себя на груди и, прохаживаясь по комнате, читают написанное. Затем – обсуждение. Ведущий обобщает мнения, предлагает резюме. Может обратить внимание участников на то, что по каким-то причинам осталось незамеченным.

Цель знакомства достигнута, если возникла заинтересованность в том, что за люди собрались на тренинг, как они себя поведут.

 

Стиль ведущего

Компромиссная форма ведения, предполагающая умение отслеживать цели и планомерно двигаться к ним, умение импровизировать.

 

Использование дискуссии

Для отработки, укрепления навыков поведения в дискуссии используются процедуры, сводящиеся к заданиям выработать общее групповое решение.

а). Игра «Цыган и лошадь». Цыган купил лошадь за 6000 марок и продал ее за 7000. Год спустя он купил ту же лошадь за 8000 марок и продал за 9000. Получил ли он прибыль? Если да, то сколько?

б). Игра «Потерпевшие кораблекрушение». Упражнение имеет цели: развить умение вести диспут, обменяться впечатлениями друг о друге. Подсобные материалы – копии инструкций, карандаши или фломастеры, бумага, демонстрационный блокнот. Вначале каждому участнику выдают инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут. Инструкция: «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Но известно, что вы находитесь на расстоянии примерно тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к ним вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробок спичек и 5 однодолларовых банкнот… Ваша задача – классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру «1» у самого важного предмета, цифру «2» - у второго по значению и так далее до 15-го, наименее важного для вас.

Секстант

Зеркало для бритья

Пятилитровая канистра с водой

Противомоскитная сетка

Коробка с «сухим пайком» (консервы, сухари, сухофрукты)

Карта Тихого океана

Надувной матрац

Двухлитровая канистра с дизельным топливом

Маленький транзитный приемник

Свисток-сирена, отпугивающий акул

20 кв. м. непрозрачного полиэтилена

5 плиток шоколада

5 бутылок водки

9 м нейлонового каната

Рыболовная снасть».

После индивидуального ранжирования, группе дается 45 минут для группового, общего ранжирования, нужно прийти к единому мнению.

Полезно перед групповой дискуссией дать рекомендации для достижения согласия с меньшими издержками:

ü попробуйте понять логику ваших оппонентов;

ü не меняйте свое мнение только ради достижения согласия. Поддерживайте только те, решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;

ü избегайте голосования;

ü рассматривайте различные мнения как помощь, а не как помеху.

Обсуждая процесс принятия решений, обсудите:

- Какие виды поведения мешали, а какие помогали достижению согласия?

- Какие типы, формы лидерства проявились? Как то или иное лидерское поведение повлияло на ход дискуссии и на позиции отдельных участников?

- Какова была активность каждого, причины той или иной активности?

- Кто оказался самым влиятельным, и почему к мнению одних участников прислушиваются больше, чем к мнению других?

- Какова была эмоциональная атмосфера в группе во время диспута?

- Какие действия предпринимали те или иные участники для «протаскивания» своих мнений?

- Как следовало бы строить дискуссию, чтобы быстро принимать решения при минимальном количестве недовольных?

Этот вопрос подводит группу к тому, чтобы сделать личное открытие, как организовать и проводить дискуссии, совещания, диспуты, связанные с принятием групповых решений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.