Здавалка
Главная | Обратная связь

УПРАЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАБЛЮДЕНИЕМ И ВНИМАНИЕМ



 

Упражнения этого типа имеют цель снизить отчужденность, чувство опасности, а, следовательно, и «стартовую напряженность» на начальных этапах групповой работы. Это своего рода вводные упражнения на дальнейшее знакомство. Декларируемая цель упражнений вынесена в название главы.

Ведущий сообщает участникам о том, что сегодня, сейчас есть возможность обнаружить, насколько мы способны быть внимательными к другому, сосредоточиваться на партнере по общению, наблюдать его, не пропуская ничего. Действительно, сложно воздействовать на человека, не будучи способным воспринимать его в максимально возможном наборе подробностей, частностей, мелочей.

Начинать эту группу упражнений можно традиционно, изложив предстоящее задание, а можно – создав некую неопределенную ситуацию, которую затем легко превратить в ситуацию большего комфорта. Второй путь, как более игровой, более «тренинговый» представляет больший интерес. Он может быть реализован в следующем варианте.

– «Кто хочет рискнуть?» – спрашивает ведущий. Естественны вопросы участников по поводу того, что предстоит делать. Однако ведущий лишь улыбается и повторяет свой вопрос.

– «Если бы нам с вами всегда точно и загодя знать, что нам предстоит, как было бы хорошо, правда?» – продолжает ведущий.

– «Наверное, почти каждый из нас сталкивался с необходимостью делать несколько рискованный шаг в неизвестность. На самом деле такая ситуация появляется в случае выбора того или иного поступка. В реальной жизни, выбирая, как поступить, мы чаще всего так и не знаем до конца, что стоит за этим выбором. Может быть, возникшая ситуация чем-то похожа на жизнь. Но здесь тот, кто отважится попробовать, рискует несоизмеримо меньше, чем в жизни. Можно даже прислушаться, «причувствоваться», приглядеться к самому себе прямо сейчас. Что происходит внутри? Похожи ли эти переживания хотя бы отдаленно на переживания, связанные с настоящим выбором в реальной жизни? Есть ли узнавание? Вот она, привычка каждого из нас воспринимать подобную ситуацию. Кто-то, вероятно, стесняется выйти первым, но хочет. Кто-то решил выждать и не рисковать. Кто-то чувствует недовольство, раздражение по отношению ко мне из-за созданной неясности. Вы вправе проводить или не проводить параллели между сиюминутной ситуацией и жизненной привычкой».

Наконец, появился желающий рискнуть. Ведущий приветствует его.

УПРАЖНЕНИЕ «КТО КАК ВЫГЛЯДИТ»

 

Участник группы, вызвавшийся рискнуть, прячется за портьеру, за шкаф или за дверь. Надо постараться устроить так, чтобы спрятавшийся имел возможность слышать то, что происходит в группе. После этого ведущий предлагает участникам описать, как выглядит человек, находящийся за портьерой. Ведущий просит вспомнить все во всех подробностях. Он воздерживается от комментариев. Единственное, что позволяет себе ведущий, это повторять только что сказанное, сопровождая повтор вопросом: «Это все?» Например:

Катя: На Игоре серый свитер и такие же серо-зеленые брюки.

Ведущий: Серый свитер и серо-зеленые брюки. И все? Да?

Катя: Ну, нет, конечно. Что-то еще есть. Я не заметила.

Ведущий: Вероятно, кто-то из нас это заметил. Пожалуйста. Есть возможность дополнить или поправить Катю.

Ведущий может также обратиться к стоящему за портьерой Игорю с просьбой внимательно следить за правильностью описаний или с вопросом о том, «как там, не тяжко ли стоять и слушать, что говорят о Вас?»

Если возникает спор между участниками группы о том, как выглядит Игорь, ведущий лишь фиксирует две точки зрения и предлагает дополнить описание новыми подробностями, прекращая таким образом дебаты.

Бывает, кто-либо из участников начинает описывать не только одежду Игоря, но и его черты лица, цвет волос, фигуру, осанку, манеры. В этом случае ведущий должен четко уловить «границу» между описанием и интерпретацией. Остановить участника следует тогда, когда он примется, например, описывать то, каков характер спрятавшегося человека, его склонности, привычки, личностные особенности. Здесь можно перебить выступающего и сказать, что подобные догадки могут быть очень точными, тонкими и верными. Но, поскольку они не видны также ясно, как цвет глаз или цепочка на шее, возможность ошибиться возрастает. Может быть, пока стоит вернуться к явно наблюдаемым особенностям.

Когда все желающие высказались, прятавшийся участник выходит из-за портьеры и делится своими впечатлениями. Сначала все с острым вниманием, что вполне естественно, разглядывают его, а он отмечает правильности и ошибки в описаниях. Затем можно поинтересоваться, как там было стоять: уютно (неуютно), приятно (неприятно), интересно (скучно) и т. д. Как правило, участник отмечает, что ему было приятно, когда все про него говорили. Некоторые участники говорят об удивлении, испытываемом за портьерой в связи с тем, что группа оказалась неожиданно внимательной. Редкие участники сообщают о том, что им было безразлично, скучно, неинтересно, непонятно. В этом случае можно поблагодарить человека, давшего возможность группе поупражняться в наблюдательности.

В конце обсуждения полезно напомнить то, как большинство участников опасались рискнуть выйти для выполнения этого «номера». Вновь здесь могут быть полезными сравнения ситуаций тренинга и реальной жизни. Нередко уместным оказывается воспроизведение простой мысли о том, что прошлое чаще вызывает более приятные чувства, чем будущее, хотя бы потому, что мы знаем, чем там, в прошлом, все завершилось. Там нет переживаний неизвестности, которые живут совсем рядом с чувствами опасности и страха.

– Кто еще хочет рискнуть? – задает вопрос ведущий. После этого члены группы вызываются смелее и обстановка может несколько потеплеть. По желанию участников можно либо повторять предыдущее упражнение, либо, неожиданно для вызвавшегося, сменить задание.

УПРАЖНЕНИЕ «СМЕНА ПОЗИЦИЙ»

 

Пока вызвавшийся участник находится за дверью или за портьерой, группа меняет позы и позиции. Те, кто стоял, могут сесть, поменяться креслами, замереть в измененных позах. Задача вызвавшегося участника заключается в том, чтобы вернуть каждого члена группы в ту позицию и позу, которую тот занимал первоначально.

В качестве облегчения задания вызвавшийся участник может получить возможность запомнить позиции, в которых находятся члены группы. Кроме того, он может «заказать» фиксированное количество изменений. Как правило, такое упражнение выполняется участниками от одного до трех раз.

УПРАЖНЕНИЕ «ИСКРЕННЯЯ РАДОСТЬ»

 

Один из членов группы выходит за дверь. Оставшиеся разделяются на маленькие группки по два-три человека. Каждая группка должна продемонстрировать свое отношение к входящему. Можно делать все, что угодно. Нельзя лишь разговаривать с вошедшим и притрагиваться к нему. А вошедший пытается догадаться, какое отношение к нему демонстрирует каждая группа.

Это упражнение выполняется и в несколько ином варианте. Тогда участники не разбиваются на группки. Каждый может ходить, сидеть, стоять и попытаться изобразить искреннюю, либо неискреннюю радость при виде вошедшего. Кто из участников и какую радость будет изображать, договариваются заранее.

Эффект упражнения не только в том, насколько точен в догадках вошедший, но и в том, насколько выразителен каждый из участников.

Это упражнение обычно выполняется несколько раз. Иногда половина группы изъявляет желание попробовать себя в роли вошедшего. При достаточном количестве проб у большинства участников возникает возможность определить место личной уязвимости для таких ситуаций. Либо есть трудности в восприятии, либо в выражении, демонстрации своих проявлений.

Те и другие трудности смягчаются в процессе тренинга, складывающегося на данном этапе из упражнений и, главное, из обмена впечатлениями между участниками по поводу происшедшего. При этом нужно следить, чтобы обсуждения не были рыхлыми, затянутыми, сопровождающимися большими паузами. Углубление таких обсуждений может приводить к потере эмоционального подъема, игрового настроя, желания группы действовать, создавать и переживать события.

Новые ситуации могут удивлять. Обмен впечатлениями бывает менее удивителен и для членов группы, и для ведущего. А топтание на одном месте, неоправданное копание в подробностях порождают вялость и апатию, которые влекут за собой разочарование и нежелание что-либо делать. Иногда лучше, чтобы сам ведущий отказался от соблазна обратить внимание участников еще на что-то, дополнительно поделиться еще какими-то соображениями. Пусть у ведущего будет хроническая невысказанность, а следовательно, наполненность, сопровождающаяся возможно полной высказанностью, выплеснутостью участников группы.

УПРАЖНЕНИЕ «ОПРАВДАНИЕ ПОЗЫ»

 

Это упражнение можно делать под музыку. Ведущий вместе с членами группы как бы задает тон. Каждый может двигаться самым причудливым образом, размахивая руками, вихляясь, делая нелепые движения ногами, головой, всем телом. Можно, при объяснении упражнения, использовать своеобразную подсказку. Участники придумывают себе какой-либо сюжет, линию поведения, имеющую внутреннюю логику, оправданность. В рамках этого сюжета они передвигаются по комнате. В более сложном варианте все движения максимально бессмысленны, неожиданны, импровизационны, абсурдны.

Затем следует команда «Замри!» Все замирают в тех позах, в которых были застигнуты. Ведущий либо тот из участников группы, кто отказался выполнять это упражнение, выбирает какую-нибудь и замерших «фигур» и просит «ее» оправдать свою позу. «Фигура» должна проявить изобретательность и придумать, что может делать человек в такой позе, какое дело может заставить человека оказаться в таком положении. Оправдание позы происходит одновременно двумя сторонами. С одной стороны это кто-то из членов группы (вначале в роли такого эксперта – участник занятий, использовавший право отказа от упражнения). С другой стороны – «фигура», т. е. сам автор позы. Эксперты сообщают свои интерпретации «на ушко» судье, ведущему данное упражнение, а «фигура» интерпретирует свою позу вслух. Судья фиксирует совпадения. В роли судьи может быть самый пассивный участник занятий. Это будет способствовать его вовлечению в работу. Психологу, ведущему группу, во время этого упражнения полезно выступить в роли участника.

Существуют определенные ограничения на варианты интерпретаций. Так, запрещается давать объяснения типа «я танцую, я играю в мяч, я занимаюсь спортом». В это же время, для поддержки участников, которые зашли в тупик в поиске подходящего объяснения, можно в шутку подсказать им на ушко возможный вариант, или удовлетвориться запрещенной интерпретацией. На роль подсказчика неплохо «подбить» кого-нибудь из наиболее общительных участников группы прямо по ходу процесса оправдания поз.

В процессе сопоставления интерпретаций поз замерших фигур к группе экспертов присоединяется каждая из только что «оживших» фигур.

Эффектов у этого упражнения, как правило, несколько.

Участники осваивают, обживают пространство, в котором происходят занятия.

Многие расслабляются, снимают некоторую зажатость, закрепощенность, мешающие им полноценно участвовать в работе.

Упражнение бывает полезно, когда ведущий почувствовал, что группа попросту засиделась на стульях, устала от длительного сидения. В группе просыпается творческое воображение, может возникнуть вкус к свободному ассоциированию.

При активном выполнении данного упражнения часто возникают несовпадения оправданий позы, данных «фигурой», с данными от экспертов. Эти несовпадения могут впоследствии стать материалом для обсуждений.

В качестве одного из вариантов игрового развития данного упражнения ведущий может предложить выбрать самого активного, самого оригинального в предложенном оправдании, самого загадочного участника. Их можно поздравить, либо предоставить возможность попросить группу сделать что-то для каждого из них по их желанию. Такое развитие группового процесса приемлемо, если ведущий почувствовал уместность подобного варианта продолжения упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ « СЫЩИКИ»

 

Группа вовлекается в какую-либо деятельность. Эта деятельность должна быть организована так, чтобы каждый был чем-то активно занят. Желательно, чтобы ситуация требовала от каждого участника конкретных, заметных постороннему наблюдателю действий. Иногда полезно использовать для этой цели карточки с индивидуальными заданиями. В рамках такого задания участник вполне может импровизировать и даже полностью отойти от начальных рекомендаций, изложенных на карточке. Главное задание заключается в другом.

Когда группа ознакомилась с карточками и участники оказались готовыми к тому, чтобы начать действовать, ведущий предлагает каждому незаметно для других выбрать себе объект наблюдений.

В процессе деятельности, заданной на карточке, каждый участник должен выполнить еще две задачи. Первое– внимательно следить за тем, что делает, как себя ведет объект его наблюдений. Желательно догадаться об инструкции, записанной на карточке наблюдаемого. Второе– каждый участник может попытаться понять, кто следит за ним самим. Есть еще и третье задание, дополнительное. Можно постараться выяснить, за кем следит объект наблюдений. Ну, и конечно, желательно не разоблачить себя, не позволить обнаружить, за кем следит сам участник.

Время на выполнение игровой части упражнения – 5 минут. Затем следует обсуждение, во время которого важно предоставить каждому возможность поделиться своими впечатлениями. Обсуждение выгоднее проводить в несколько кругов-этапов.

Сначала можно предложить каждому участнику сообщить, удовлетворен ли он качеством выполнения игрового сюжета, записанного на карточке, т. е. удалось ли ему, по его собственному впечатлению, справиться с этим заданием.

Затем каждый участник делится своими впечатлениями о том, кто, по его мнению, следил за ним. Высказанные догадки тут же проверяются, и «сыщики», наблюдавшие за этим человеком, раскрывают себя. Такая последовательность позволяет ярче испытать удивление и «сыщикам», и «объекту» слежки.

Кроме того, по ходу разоблачений участники, раскрывшие свои «карты», краткими репликами могут сообщать, удалось или не удалось им установить, за кем наблюдал объект их собственной слежки. Эти реплики не должны опережать «планового саморазоблачения» самого «объекта».

После этого ведущий может предложить участникам просто поделиться своими впечатлениями о том, как кому удавалось выполнять всю совокупность заданий. Что происходило с каждым из участников? Какое из трех заданий было выполнять легче? Как удавалось сосредоточиваться на нескольких деятельностях? Какие ощущения вызывало понимание того, что кто-то следит за вами? Какие возникали при этом желания? Что мешало, а что помогало в процессе игры?

Суждения участников могут быть очень разными и трудно предсказуемыми. Однако, некоторое сходство реакций разных групп на это упражнение все же прослеживается. Важно лишь помнить, что неожиданные, удивляющие, неплановые суждения и впечатления ведущий вначале может рассматривать как своеобразный подарок, пополняющий копилку его опыта. Если группа удивляет ведущего своими неожиданными реакциями – это иллюстрация истинности, натуральности, достоверности группового процесса. (Правда, подобное же удивление может испытывать ведущий, незаметно для самого себя потерявший контакт с группой, переставший чувствовать атмосферу занятия, не воспринимающий происходящего. Но это удивление сопровождается нарастанием скуки и разочарования у большинства участников, что проявляется в вопросах к ведущему: «А зачем мы это делали? А что это дает? Ну и что из этого?»)

Нередко обсуждение складывается так, что несколько участников дают ответы типа: «Все о'кей. Нормально. Ничего не мешало. Никаких ощущений». Есть и более развернутые ответы. Ведущий фокусирует на них внимание группы, кратко повторяя их суть.

Например, участники могут обнаруживать, что ощущение себя объектом слежки отвлекает внимание от основной деятельности, снижая ее качество. Трудно сосредоточиваться на нескольких видах деятельности одновременно. Поэтому приходилось сначала включаться в основную работу по карточке, «запустить» ее, затем, действуя по инерции, начинать осматриваться. Застенчивые участники иногда получают важный для себя опыт, заключающийся в том, что умение сосредоточиваться на своем деле лишает человека возможности думать о том, кто и как на него смотрит, и тем самым уменьшает застенчивость.

Кто-то может постараться описать характерные особенности человека, наблюдающего исподтишка.

В группе могут быть участники, которые сообщают о своих неприятных чувствах, связанных с необходимостью слежки за кем-то даже в игре. Такие участники даже не ставили, по их словам, себе целью выполнять неприятное для них задание, потому что это противоречит их нравственным нормам. Ведущему не следует спешить комментировать, оправдывать или обвинять, а полезно лишь уточнить и констатировать подобную точку зрения. Однако такие участники должны быть в фокусе пристального внимания ведущего. В процессе занятий ведущему полезно ответить самому себе на несколько вопросов. Часто ли такой участник оказывается в оппозиции к группе? Осознает ли он это? Как он к этому относится? Стремится ли он противопоставлять свою позицию позиции ведущего или позиции группы? Это поможет ведущему выбрать возможно более гармоничный и естественный стиль общения с таким участником. Подводить группу к какому-то заранее заготовленному резюме по итогам игры было бы ошибкой. Искусный ведущий постарается запомнить существенные части высказываний каждого участника и, цитируя их, будет способствовать логическому завершению дискуссии и упражнения в целом.

Часто группа с помощью кого-нибудь из участников сходится на общем мнении о том, что выполненное упражнение – неплохая модель реальной жизни, где неразрывно связаны в один узел и деятельность по выполнению определенной задачи, и взаимное восприятие, наблюдение, иногда даже и слежка друг за другом как часть естественного общения людей. Исключить что-либо из реальной жизни трудно. Поэтому полезно потренироваться и поискать свой способ быть эффективным в существующей реальности, модель которой была только что создана.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.