Здавалка
Главная | Обратная связь

УПРАЖНЕНИЯ НА ВЗАИМНОЕ ПОНИМАНИЕ



УПРАЖНЕНИЕ «УНИСОН»

Вариант 1. Участники разбиваются по парам. Каждая пара пытается достичь совпадения при одновременном произнесении слов с одинаковым началом и разным окончанием. Для этого могут быть использованы, например, следующие пары слов: паро-воз, паро-ход, самокат, само-лет, верто-лет, верто-прах и т. д.

Вариант 2. Участники играют в парах. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев, не сговариваясь предварительно. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та, которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд. Остальные участники при этом играют роль экспертов, стремящихся определить, нет ли у выступающей пары каких-либо скрытых средств общения, помогающих достигать согласия.

Вариант 3. В игре используются монеты, по одной для каждого участника. Сначала, разбившись на пары, участники тренируются в том, чтобы одновременно, без предварительной договоренности, выкладывать свои монетки одной и той же стороной. Поскольку это не игра в «орла и решку», каждый играющий выкладывает монеты не вслепую, а выбирая свой вариант для очередной попытки.

Второй этап игры – это соревнование пар, где демонстрируется умение выкладывать монетки одной и той же стороной, не сговариваясь. Победителями считаются те, кто достигает максимального числа совпадений. Зрители же стремятся понять, за счет чего каждая пара добивается успеха.

УПРАЖНЕНИЕ «КАКАЯ РУКА ГОРЯЧЕЕ»

 

Группа разбивается на пары. Один из партнеров в каждой паре внутренними усилиями, самовнушением пытается слегка поднять температуру одной из своих ладоней, или охладить другую. Когда это, по его мнению, получилось, он дает знак напарнику, который, ощупывая ладони партнера, должен определить, какая из ладоней горячее. После этого партнеры меняются ролями.

Упражнение не только развивает тактильную восприимчивость, но позволяет тренировать навыки саморегуляции.

УПРАЖНЕНИЕ «РАЗГОВОР БОЛЬШИХ ПАЛЬЦЕВ»

 

Группа распределяется по парам. Партнеры выставляют вперед навстречу друг другу свою правую руку. Большие пальцы начинают «разговор» друг с другом. Во время разговора они могут толкать и поглаживать, подковыривать и подпихивать, нежно обвивать и уродливо прогибаться друг перед другом. Возможности для импровизации здесь полные.

В первой части игры ведущий задает темы общения, например, так:

– Пальцы встретились, заинтересовались друг другом и начали знакомиться.

– Пальцы познакомились и договариваются о том, где и как они проведут сегодняшний вечер.

– Пальцы не договорились и поругались. Они бранятся.

– Пальцы обиделись друг на друга.

– Пальцы ищут возможности помириться.

– Пальцы помирились.

Во второй части игры ведущий предлагает пальцам обменяться какой-либо информацией, завести разговор на какую-нибудь тему. Через фиксированное время, например, одну минуту, партнерам предлагается выяснить друг у друга, как они поняли взаимные сообщения.

Во время обсуждения игры участникам можно предложить поделиться впечатлениями о полученном опыте, а также своими соображениями о том, что способствует, а что препятствует взаимопониманию.

ИГРА «СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ»

 

Участники игры распределяются по парам. Задание заключается в том, чтобы сделать как можно больше шагов в положении, при котором два участника изображают сиамских близнецов. Для этого оба участника, выбравшие друг друга, встают рядом, плечо к плечу, расставив ноги на ширине плеч так, чтобы стопой одной ноги соприкасаться со стопой партнера. Эти две «внутренние» для пары ноги объявляются «сросшимися» на время игры. Затем участники, поддерживая друг друга и следя за тем, чтобы их «внутренняя общая нога» не распалась, должны прошагать как можно больше.

Игра приобретает более острый характер, если каждый участник попытается походить таким образом со всеми членами группы по очереди.

В этом случае появляется возможность сравнить, с кем из партнеров удалось легче и быстрее достичь взаимопонимания. Процедура такого выяснения вносит обострение в межличностные отношения участников. Поэтому ведущий, сообразуясь с уровнем открытости, взаимного доверия, другими проявлениями групповой динамики, обнаруживаемыми в группе, может провести процедуру обмена впечатлениями либо в анонимной, либо в явной форме.

При любом варианте обмена впечатлениями следует не забыть предложить высказаться каждому участнику. Существо обсуждения сводится к рассказам о способах, которые использовал тот или иной участник для достижения цели. Если группа пошла на то, чтобы открыто выделить участника, с которым легче всего было найти взаимопонимание, то полезно дать возможность быть услышанным сначала самому «неудобному», затем самому «удобному» для большинства партнеру, а уж после – всем желающим.

Нередко удобным партнером становится тот, кто сразу начинает командовать, брать на себя роль ведущего в паре или, наоборот, тот участник, кто опять же, без долгих препирательств берет на себя роль ведомого, требуя, чтобы «сиамской ходьбой» командовал партнер. Но самым удобным для всех партнером в этой игре, как правило, оказывается тот участник, кто не просто быстро объявляет о своей желаемой роли в паре – ведущего или ведомого,– а готов легко выполнить любую из них, в зависимости от желания партнера.

Таким образом, это абстрактное упражнение может при уместном его использовании дать полезный опыт быстрого достижения взаимопонимания и высветить некоторые личные барьеры общения у членов группы.

УПРАЖНЕНИЕ «РУКОПОЖАТИЕ ВСЛЕПУЮ»

 

Один из участников стоит, закрыв глаза и слегка протянув вперед руку для рукопожатия. Все остальные члены группы по одному подходят к нему и молча здороваются с ним за руку. От тех, кто подходит для рукопожатия, требуется по возможности сдержанно пожимать протянутую руку, стараясь не делать свое рукопожатие каким-то особенным.

А тот участник, который стоит и принимает рукопожатия вслепую, должен, сообразуясь со своими внутренними ощущениями, впечатлениями, даже прихотями и капризами чисто эмоционального характера, провести распределение всего потока здоровающихся анонимов на три группы. Эти три группы можно, в зависимости от контекста тренинга, называть по-разному. Например, начальники–подчиненные–коллеги. Или: Родитель–Взрослый–Ребенок.

Игра носит прежде всего диагностический характер. Если участник, который вел распределение здоровающихся с ним, сумел-таки отдаться на волю своим ощущениям, эмоциональным впечатлениям и в значительной части уйти от рационального анализа ситуации (например, от невольного подсчитывания количества людей, накапливающихся в той или иной подгруппе), то открыв глаза, он обнаружит, как он воспринимает себя в группе. При этом можно опираться на следующие соображения. Если самой многочисленной оказалась группа «начальников-родителей», то участник ощущает себя в группе ребенком, маленьким человеком, подчиненным. Если самая большая группа «подчиненных-детей», то наоборот. Третий вариант свидетельствует о равных позициях. Если у кого-либо из участников все три группы оказались равными по численности – это означает, что для такого участника данная игровая процедура не стала диагностической, либо он не склонен к застреванию на какой-то из трех перечисленных позиций.

При обсуждении итогов игры ведущему не рекомендуется подталкивать участников к глобальным жизненным обобщениям относительно их привычной позиции в жизни. Полезно не проявлять энтузиазма, а наоборот, сомневаться в их достоверности. Ведь действительно, чем глобальнее, чем шире обобщение, тем оно не только менее достоверно, но и менее информативно, менее полезно. Хлеб для практикующего психолога – это не обобщение, а подробности. Поэтому полезнее обсудить сильные, защищенные и слабые, уязвимые стороны каждой из трех позиций. Конечно, здесь напрашиваются параллели из трансакционного анализа. Использовать их или нет – дело вкуса ведущего.

У этого игрового упражнения есть некоторое продолжение. Оно возможно, если в роли принимающих рукопожатие с закрытыми глазами побывало большинство участников группы. Тогда почти каждый сможет обнаружить, куда чаще всего он попадал, в группу «Начальников-родителей», «Взрослых-коллег» или «Подчиненных-детей». Эта информация может стать пищей для личных размышлений и темой обсуждения.

Диагностический эффект игры очевиден. Коррекционный эффект игры в том, что она создает предпосылки для «раскачивания», «размягчения» привычно предпочитаемых позиций, занимаемых человеком в общении. Появляется возможность для рефлексии, самоанализа, поиска и освоения индивидуальных путей расширения личного ролевого репертуара.

ИГРА «РАДОСТЬ УЗНАВАНИЯ»

 

Эту игру уместно предлагать, когда участники тренинга перезнакомились, составили некоторые впечатления друг о друге и все знают уже каждого по имени.

Игра заключается в том, что все участники завязывают себе глаза (или просто закрывают их, договорившись не нарушать условия) и передвигаются на ощупь. Столкнувшиеся участники игры ощупывают друг друга, исследуя пальцами попавшегося партнера, и вслух высказывают свои взаимные догадки о том, кто бы это мог быть. Затем одновременно открывают глаза и проверяют свои предположения.

Как правило, игра проходит довольно весело. Она может быть полезна для настроя группы на какую-либо другую, основную игру.

Обсуждение итогов игры можно и не проводить, ограничившись обменом впечатлениями.

Нередко в качестве общего вывода сами участники игры резюмируют соображение о том, что такой телесный, тактильный контакт, изолированный от остальных каналов восприятия, помог некоторым из них дополнить представления о других играющих, обнаружить уже родившиеся установки, ожидания, штампы восприятия по отношению к некоторым членам группы.

Можно поинтересоваться, кому из участников сколько человек удалось правильно угадать, затем выявить чемпиона и предложить ему поделиться своим секретом проницательности.

Препятствиями к участию в игре оказывается нежелание некоторых членов группы подставлять свое лицо и отдельные части тела под руки играющих. Причины здесь могут быть и гигиенического и психологического характера. Если по ощущениям ведущего группа испытывает дефицит в легких, положительных игровых настроениях и состояниях, то для того, чтобы не топтаться, не застревать на предварительных обсуждениях типа, что и как можно сделать, а что не делать во время игры, что дает игра, зачем это нужно и т. д. , можно предложить участвовать в игре только желающим. Кроме того, можно ограничить взаимные ощупывания некоторыми запретами. Действительно, не так уж и трудно увернуться, отвести руку, неожиданно схватившую тебя, например, за нос. Такое обращение создает дополнительные возможности для взаимных догадок о человеке. Наконец, можно вообще ограничиться ощупыванием только рук.

Если же ведущий чувствует, что групповые занятия постепенно превращаются в игровые развлечения и межличностные отношения в группе не развиваются, вытесняясь ритуальными, что не оставляет возможностей для анализа ситуаций, то вполне позволительно несколько застрять на обсуждении предстоящей игры. Здесь участники получают возможность в ходе обсуждения предстоящей игры вступить в свободные, реальные, а не регламентированные игровой процедурой отношения, что приближает обнажение межличностных конфликтов, проясняет отношения между участниками.

ИГРА «ОБЩИЙ ЯЗЫК»

 

Группа разбивается на тройки. Каждая тройка должна договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у каждого ограничены. Среди троих договаривающихся один сидит с завязанными глазами и неподвижен. Другой онемел и также неподвижен. Третий также лишается права разговаривать, вдобавок у него завязаны глаза.

Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, тройка должна договориться до чего-то за минимальное время. Допустимо сочинить скрытые задания каждому участнику и дать предварительно ознакомиться с ними. Возможно проведение игры всеми тройками одновременно, а можно предлагать выступать тройкам по очереди. Обсуждение можно строить вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному поиску общего языка.

Кроме того, здесь очевидны параллели, сравнения с настоящими жизненными ситуациями, в которых по каким-либо причинам люди не в состоянии договориться и где возникает впечатление, что говорят они как слепой с немым.

В качестве дополнительной информации психолог может рассказать о ведущих репрезентативных системах, описанных в работах Вирджинии Сатир, идеи которой использовали разработчики нейролингвистического программирования.

УПРАЖНЕНИЕ «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»

 

Группа распределяется на пары. В каждой паре один из партнеров берет на себя роль ведомого, а другой – ведущего. Ведомый завязывает себе глаза. После этого ведущие коллективными усилиями быстро переставляют мебель (стулья, столики и т. п.), находящейся в комнате. Например, все стулья сваливаются кучей в центр. После этого ведущие возвращаются к своим ведомым. Задача ведущих состоит в том, чтобы познакомить своих ведомых с особенностями видоизмененного пространства комнаты. Причем объявляется запрет на любые звуки и прежде всего на речевое общение. Ведущие должны провести своих подчиненных по самому сложному маршруту в комнате. Участники могут не только перелезать через нагромождения из стульев, но и передвигаться по столам, подоконникам, протискиваться за отодвинутыми шкафами и проч. Игра ведется либо на время, либо на выполнение задачи–преодоление конкретного набора препятствий. Затем участники меняются ролями, и все повторяется вновь.

У игры два условных уровня эффектов. Первый уровень связан с отработкой навыков достижения взаимопонимания между партнерами. Здесь при обсуждении полезно обращать внимание на личный опыт каждого, как успешного, так и неудачного контакта с партнером.

Второй слой эффектов связан с личностными переживаниями зависимости и ответственности. Обсуждение этих переживаний может оказаться более ценным для группы, чем предыдущее. Кто-то из участников трудно переносил ситуацию практически полной зависимости от ведущего. С чем это связано с точки зрения самого игрока? С личными особенностями конкретного ведущего или со своими собственными чертами? Для кого-то, наоборот, более тяжелой оказалась позиция ведущего, отвечающего за другого человека, в том числе и за то, например, чтобы подчиненный не набил себе синяков и шишек, не подвернул ногу. Результатом подобного обсуждения становятся не только взаимные удивления участников, но и намерение группы повторить игру с другими партнерами.

Игра создает возможности для личных открытий самодиагностического характера, а также для наработки приемов установления взаимного контакта в паре.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.