Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическое занятие для воспитателей



Аннотация

 

Фамилия, имя, отчество автора: Синюкова Елена Васильевна, педагог-психолог

Маврина Елена Павловна, инструктор по физической культуре

 

 

Квалификационная категория высшая квалификационная категория;

 

 

Название ДОУ: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с

приоритетным осуществлением познавательно-

речевого направления развития воспитанников «Страна чудес»

 

Целевая аудитория педагоги ДОУ

 

МБДОУ Детский сад «Страна чудес»

 

 

Развитие межполушарного

Взаимодействия

Как основы интеллекта

И физического здоровья детей

Практическое занятие для воспитателей

Подготовили:

педагог-психолог

Синюкова Е.В.

инструктор по ФИЗО

Маврина Е.П.

 

2012г.

СЛАЙД

Развитие межполушарного

Взаимодействия

Как основы интеллекта

И физического здоровья детей

Практическое занятие для воспитателей

Мозг хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг,

хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

Цель:Совершенствовать и обновлять систему оздоровительной работы в ДОУ, формируя активную позицию в отношении личного здоровья педагога и здоровья воспитанников.

Задачи:

¨ Включение педагогов в процесс методического поиска и творчества в работе с детьми;

¨ Упражнять педагогов в освоении новых приемов работы, необходимых для создания условий здорового образа жизни, психического равновесия ребенка и взрослого.

Упражнение на сплочение: Все участники сидят по кругу за столами. Ведущий передает мяч, называя слово по алфавиту «абрикос». Участник называет ассоциацию на это слово (сок), затем, передавая мяч, называет слово на следующую букву алфавита (например «бокс»). Второй участник называет ассоциацию на слово «бокс» и передает мяч, называет слово на следующую букву алфавита и т.д.

! - Это упражнение требует одновременной работы левого (слежение за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникновение образных ассоциаций) полушарий. Это позволяет активизировать и сбалансировать всю целостную систему «интеллект - тело».

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Истоки науки:

Древнекитайский философ Конфуций (2700г. до н.э.)- упражнения для здоровья и ума;

Древнеиндийская йога – основная цель обретение высших психофизических способностей;

Врач Древней Греции Гиппократ (460г. до н. э.) – использовал кинезиотерапию;

Асклепиад – основатель научной кинезиологии в Древней Греции;

Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Кинезиология рассматривает мозг, как компьютер, в котором заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Накапливая информацию, мозг способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности и расширить границы возможностей деятельности мозга.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

 

Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека рассмотрим понятия:

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Доминантное полушарие— полушарие, преобладающее в активности.

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объ­единения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтоге­незе.

Сензитивный период— период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к фор­мированию определенных умений, навыков и способнос­тей.

Синкинезии— дополнительные движения, которые в не­произвольной форме агломерацированы к самим движени­ям, которые исполняются либо преднамеренно, либо авто­матически (например, движения рук при ходьбе).

Персеверация— навязчивое повторение одних и тех же дви­жений.

Функциональная асимметрия полушарий – свойство мозга, отражающее различие и распределение нервно-психических функций между правым и левым полушарием. Она является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.

 

Существует гипотеза эффективного билатерального (правое и левое полушария) взаимодействия как физиологической основы общей одаренности - «равнополушарное мышление».

Выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Можно выделить три основных типа:

¨ Левополушарный тип – доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты.

Для успешной учебы необходимо соблюдение следующих условий - линейный стиль изложения информации, анализ деталей, повторение материала, тишина, работа в одиночку вневременные задания, вопросы закрытого типа. Черная доска – белый мел;

¨ Правополушарный тип – доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Функционирование правого полушария обуславливает наглядно-образное трехмерное мышление, визуальное восприятие, невербальный практический интеллект, быструю переработку информации, непроизвольную память. Экстроверты. С функционирование правого полушария связывают способность к рисованию, восприятию цвета и формы, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте.

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности – Творческие задания, эксперименты, музыкальный фон на занятии, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Светлая доска – темный мел;

¨ Равнополушарный тип – отсутствие ярковыраженого доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий, как физиологической основы общей одаренности.

 

Однако врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое.

При таких видах деятельности, как вязание, вышивание, вырезание и т.д. используются три пальца: большой, указательный и средний, а также смежная с ними часть ладони, что обозначается как социальная зона руки. Безымянный палец и мизинец в повседневной деятельности обычно пассивны. Активизация этих пальцев особо важнадля детей 2-3 лет.

 

- Назовите игры с пальчиками, использующие все пальцы? («Сорока-ворона», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и др.). Так для получения эффекта упражнения на развитие мелкой моторики должны включать:

Сжатие, растяжение и расслабление кисти;

Изолированное движение каждого из пальцев.

Особое значение для развития межполушарного взаимодействия имеют упражнения, в которых используются одновременно разнотипные движения рук и ног. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются возможности функционирования головного мозга ребенка.

Метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов.

Применение данного метода позволяет:

Улучшить мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь, пространственные представления, устранить дислексию;

Снизить утомляемость;

Повысить способность к произвольному контролю;

Способствует профилактике соматических заболеваний (нарушения зрения, заболевания дыхательной системы);

Помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире;

Развивать межполушарную специализацию, межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий;

!Давайте в качестве разминки попробуем выполнить несколько упражнений для развития межполушарного взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

1. «Колечко». Поочередно как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими вместе.

 

Змейка». Скрестите руки, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Производите счет в обратном порядке (деятельность левого полушария) и одновременно с этим рисуйте на листе бумаги ассоциации, возникающие при прослушивании музыки (деятельность правого полушария).

При выполнении этого упражнения:

o сначала считаем в обратном порядке, сопровождая деятельность рисованием палочек;

o следующий этап, сопровождая деятельность рисованием, пришедших ассоциаций от услышанной музыки;

! -Какие ощущения испытывали при выполнении каждого упражнения?

-Было ли вам трудно, сбивались ли вы с ритма, замедлялся ли темп выполнения?

a. В 1987 году был проведен эксперимент: учащиеся школы ежедневно выполняли упражнения по 10-15 минут. В итоге успеваемость за год повысилась на 50%, а также повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.

Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Комплексы кинезиологических упражнений можно проводить среди занятия, но необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерваться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, комплекс рекомендуется проводить перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостности восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.

Упражнения для развития (наглядно-образного) мышления

Правое полушарие

В результате упражнений стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.

Например:

смотрите в центр между ладонями, представляя шар желтого цвета. Вытяните руки вперед на уровне межбровья. Указательные и большие пальцы сложите «домиком» и смотрите между пальцами;

сядьте на край стула. Позвоночник держите прямым. Положите голень левой ноги на колено правой. Правую руку положите на голеностоп, прикасаясь передней областью запястья. Сверху на правую руку, крест на крест, положите левую руку, прикасаясь к правой аналогичным местом. Посидите в таком положении 1 минуту, поменяйте местами руки и ноги, и снова просидите 1 минуту.

Сядьте, вытяните ноги и скрестите их. Кисти рук разверните ладонями в стороны, переплетите пальцы в замок и на уровне груди удобно выверните их. Расслабьтесь, закройте глаза, дышите глубоко.

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления

(левое полушарие)

В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.

Например:

Одну минуту массируйте щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисуйте круги на подбородке и лобной части лица. Считайте при этом до 30;

«Вращение шеи» - поворачивайте голову медленно из стороны в сторону, дышите свободно. Подбородок опущен как можно ниже. Расслабьте плечи. Сначала поворачивайте голову при поднятых плечах, затем при опущенных, сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми;







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.