Здавалка
Главная | Обратная связь

Темы практических (семинарских) занятий



Тема 1. Психология как наука (ОК-2, ОК-6, ОК-7)

1.Источники формирования психологического знания.

2.Основные направления научной психологии. Гештальтпсихология. Бихевиоризм.

3.Психоанализ З.Фрейда.

4.Проблема бессознательного в психоанализе и защитные механиз­мы психики.

5.К.Юнг о коллективном бессознательном. Архетипы.

6.Предмет и методы психологии.

Литература

1. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2008 – 592 с.:

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. – М.: Мир, 2005. – 496с

3. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583с.

4. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2004. – 536 с.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и отве­тах. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 576с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004. – 621 с.

Методические рекомендации

При самостоятельном изучении темы «Психология как наука» необходимо раскрыть понятия «психика», «механизмы психических состояний», знать четыре этапа ее становления.

Психология - это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает, как происходит про­цесс преобразования внешних воздействий во внутренние психические со­стояния субъекта, в котором представлены воздействующие объекты. Она исследует механизмы, благодаря которым осуществляется тот процесс пре­вращения отражаемого воздействия в образ действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятель­ностью человека. Психология - это научное исследование психических про­цессов и поведения, а также практическое применение получаемых знаний.

Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки.

I этап (IV в. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений.

II этап (середина XVII в., - середина XIX в.) – психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания.

III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о поведении.

С 60-х гг. XIX в. начался новый период развития психологической науки. В это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу (на современном этапе эти течения – в их нынешних вариантах – часто стремятся, если не к объединению, то к заимствованию методов, понятий и пр.). Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии.

IV этап (середина XX в. по настоящее время) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм

Вплоть до середины 19 века психология развивалась в рамках фило­софии. Психологические проблемы рассматривались в пределах гносео­логии - теории познания.

Психология как самостоятельная научная дисциплина сформирова­лась в 60-е гг. 19 века, когда определилось проблемное поле изучения, сфор­мировался категориальный аппарат, возникло научное психологическое сообщество. Появление различных психологических школ и направлений явилось следствием и проявлением превращения психологии в науку. Направления в психологии отражают различные парадигмы, то есть спосо­бы решения научных проблем.

Экспериментальная психология немецкого психолога В.Вундта ис­ходила из следующих задач:

- Анализ процессов сознания методом интроспекции.

- Выявление элементов сознания

- Установление закономерностей их соединения.

Другая парадигма - гештальтпсихология, представлена в трудах Вертгеймера, В. Келера.

Немецкое слово гештальт означает целостный образ. Сознание стали рассматривать с позиции целостных структур в отличие от принципа расчлененности сознания на элементы (В. Вундт). Постижение целостного образа сознания происходит в особом психологическом акте мгновенного постижения отношений - инсайте. Существенное изменения в представлении о предмете и методе психологии были внесены З.Фрей­дом, который основал парадигму психоанализа. Предметом научного изу­чения в отличие от предшествующих направлений становится сфера бес­сознательного. Вместо интроспекции методом изучения психических явле­ний становится анализ свободных ассоциаций, оговорок, специфики забы­вания, толкование сновидений и т.н. Исследования структуры бессознатель­ного - конфликт между сознательными и бессознательными структурами как основа неврозов и способы их предотвращения. Наиболее удачно эта тема освещена в учебнике для вузов «Психология» Столяренко Л.Д. М.-2008.

Темы рефератов:

1. Развитие психологии в России.

2. Методы и функции психологии.

3. Психоанализ З.Фрейда.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сколько этапов развития психологии как науки принято выделять?

2. Почему психология на каждом этапе своего развития имела свой предмет исследования?.

3. Что является предметом современной психологии?

4. Кто был основателем научной психологии?

5. Какие научные школы появились на рубеже третьего и четвертого этапов?

6. Каков предмет в теориях направления бихевиоризма?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.