Здавалка
Главная | Обратная связь

Описание методического материала

Аннотация

Представленный методический комплекс предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста (4-7 лет) с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Методический комплекс предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих естественно-научное образование детей. Его создание базируется на программе А.И. Ивановой “Что могут знать дошкольники о человеке”; разделе “Что я знаю о себе”, включённого в программу доктора педагогических наук С.А. Козловой “Я – человек”, курсе по предшкольной подготовке М.Л. Лазарева “Здравствуй!”, программе Л.Бобарыкиной, Н.Шумиловой “Доктор Неболит”.

Описание методического материала

В последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Само понятие “здоровье” всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии и с природой, и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни. Особенно важно это знать детям, живущим в условиях Крайнего Севера.

Для осознания важности данной проблемы дошкольники в первую очередь должны познакомиться с тем, что же представляет собой человеческий организм, с особенностями его строения, функционирования и жизнедеятельности.

Таким образом, цель данного методического комплекса можно сформулировать следующим образом:

ознакомление детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:

– сформировать представления детей дошкольного возраста о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;
– сформировать позитивное самосознание, ценностное отношение к собственной жизни и жизни другого человека;
– расширить знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;
– развить умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;
– развить свободную, здоровую личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям;
– развить интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию;
– воспитать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

Реализация данного комплекса включает в себя следующие компоненты:

– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;
– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию дошкольниками материал по изучению тела человека;
– развивающий – формирование у детей активной позиции, направленной на саморазвитие;
– практический – практическое осуществление и применение познанного.

При этом содержание комплекса строится на принципах:

– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста;
– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;
– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;
– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Методический комплекс состоит из трёх блоков.

Первый блок “Твоё удивительное тело” предназначен для детей 4-5 лет. В нём дети впервые знакомятся с тем, что все люди на Земле разные и неповторимые, узнают, что такое комплекция, почему у людей разный цвет кожи, глаз и волос, форма носа; учатся внимательно наблюдать за лицом, определять по нему настроение и самочувствие человека; получают первые сведения о частях тела человека и их функциях; знакомятся с кожей, волосами и ногтями; проникают в тайну рождения; учатся определять людей по половым признакам; знакомятся с органами чувств; учатся экспериментальным путём ориентироваться в схеме собственного тела (Приложения №1, №4).

Второй блок “Маленькая страна внутри тебя”предназначен для детей 5-6 лет. Как вы уже, наверное, догадались, он рассказывает детям о внутреннем строении человеческого организма. Вот темы занятий из этого блока: “Из чего я сделан. Клетка”, “На чём всё держится. Скелет и мышцы”, “Смотри во все глаза!”, “Слушай во все уши!”, “Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки”, “Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков”, “Мозг – центральный компьютер”, “Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека”(Приложения №2, №5).

Третий блок “Секреты твоего здоровья”предназначен для детей 6-7 лет. Он приглашает детей в путешествие по волшебной стране Микробии, по Зубному Королевству, в гости к Королеве Простуде; рассказывает детям, откуда берутся болезни; о таких актуальных заболеваниях, как сколиоз и плоскостопие; знакомит со специализациями врачей, помогающих нам следить за здоровьем; рассказывает о взаимосвязи между здоровьем природы и здоровьем человека. В конце года дети сдают экзамен доктору Неболиту, т.е. в форме КВНа проводится итоговое занятие (Приложение №3, №6).

Занятия по реализации комплекса длительностью от 20-30 минут (в зависимости от возраста) проводятся в течение всего учебного года 1-2 раза в месяц и представляют собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность. Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, на занятиях по

любым другим видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в разработанной мной тетради “Изучаю тело человека”.

Во время занятий с детьми используются следующие методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, самообследование, экспериментирование (фронтальное и демонстрационное), игра, логические рассуждения, самостоятельная деятельность детей,наблюдение, моделирование, ТРИЗ, практическая деятельность детей, демонстрация иллюстраций и фотографий, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, сюжетно-ролевая игра, дискуссия, имитация действий, творческая деятельность, фантазирование.

Мне очень хочется надеяться, что реализация данного комплекса поможет детям в будущем относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. Я стремлюсь к тому, чтобы они осознали и на всю жизнь запомнили народную мудрость: “Деньги потерять – ничего не потерять, время потерять – многое потерять, здоровье потерять – всё потерять!”

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.