Практическое занятие №10.⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
«Оценка достоверности различий при повторных измерениях» План занятия. 1. Работа с результатами из таблицы данных Приложения. 2. Подсчет эмпирического значения t-критерия Стюдента для зависимых выборок. 3. Подсчет эмпирического значения Т-критерия Вилкоксона. Практическое занятие №11. «Использование математического аппарата при описании группового поведения» План занятия. 1. Процедура проведения социометрического опроса. 2. Построение социоматрицы. 3. Выполнение упражнений по работе с таблицей Сальвоса. 4. Построение социограммы. Практическое занятие №12. «Дисперсионный анализ» План занятия. 1. Подготовка дисперсионных комплексов. 2. Проведение процедуры однофакторного дисперсионного анализа. 3. Проведение процедуры двухфакторного дисперсионного анализа. Практическое занятие №13. «Методы многомерного статистического анализа» План занятия. 1. Анализ матрицы интеркорреляций. 2. Определение уровня достоверности связей. 3. Построение корреляционных плеяд и графов. 4. Анализ результатов факторного анализа. 5. Анализ результатов кластерного анализа. Практическое занятие №14. «Компьютерные пакеты прикладных статистических программ» План занятия. 1. Обзор программ обработки данных в среде Windows: Excel, Statistica, Spss. 2. Наиболее общие принципы работы со статистическими программами. 3. Построение графиков. 4. Проведение процедуры сравнения средних. 5. Проведение факторного анализа. 6. Проведение кластерного анализа.
Вопросы к зачету
Глоссарий t-критерий – параметрический критерий статистического вывода, используемый: 1) для определения достоверности различий между выборками; 2) для определения достоверности сдвига значений в результате стимульного воздействия. T-критерий Вилкоксона - непараметрический критерий статистического вывода, применяемый для оценки результативности сдвига значений в результате стимульного воздействия. U-критерий Манна-Уитни - непараметрический критерий статистического вывода, применяемый для оценки различия между двумя выборками при использовании ранговых данных. Абсцисса– горизонтальная ось графика, на которой чаще всего фиксируют степень выраженности независимой переменной. Альтернативная гипотеза – статистическая гипотеза о наличии различий между показателями. Бимодальное распределение – распределение частот, имеющее две моды (точки максимума по сравнению с соседними значениями). Вариационыый ряд– упорядоченное отражение распределение значений признака. Представляет двойной ряд чисел, состоящий из обозначения классов и соответствующих частот. Гистограмма – столбиковая диаграмма. Абсцисса (горизонтальная ось ) служит для фиксации степени выраженности, а ордината (вертикальная ось) – для фиксации частоты. Дисперсия – мера разброса распределения значений вокруг среднего арифметического. Корреляция – связь между двумя переменными. Корреляция характеризуется направлением, силой связи и уровнем достоверности этой связи. Коэффициент корреляции – число, отражающее силу и направление связи между двумя переменными. К. к. бывают достоверные и недостоверные (т. е. случайные). Коэффициент сопряженности – показатель силы связи между двумя рядами чисел номинативной шкалы. Криволинейная функция - функция, график которой отклоняется от прямой линии и содержит компоненты, которые могут быть описаны исключительно математическими формулами для кривых линий. Критерий хи-квадрат - параметрический критерий статистического вывода, используемый для определения: 1) отличается ли статистически наблюдаемая частота от другой эмпирической частоты; 2) отличается ли наблюдаемая частота от равномерного распределения. Кумулята (кумулятивная кривая)– изображение распределения в виде кривой, ординаты которой пропорциональны накопленным частотам вариационного ряда. Линейная функция – функция, график которой образует прямую линию. Математическое моделирование – процедура описания различных процессов (в том числе и социально-психологических) посредством математического аппарата. Указанная процедура включает в себя выделение всех факторов процесса, определение доли вклада каждого из факторов, выявление закономерностей их функционирования и вероятностное предсказание протекания всего процесса в дальнейшем. Медиана – среднее значение в выборке. Для определения медианы необходима операция упорядочивания выборки. Мода– значение выборки, встречающееся наиболее часто. Распределения бывают одномодальными (с одной модой), бимодальными (с двумя модами) и полимодальными (с большим количеством значений моды). Нейронная сеть– вычислительная система, автоматически формирующая описание характеристик случайных процессов (прогноз поведения потребителя, предсказание ситуации на рынке, анализ товарных потоков и т. д.), имеющих сложные функции распределения. Непараметрический критерий - критерий статистического вывода, не требующий допущения о нормальности распределения признака. Нормальное распределение – распределение частот, характеризующееся колоколообразной формой графика, одномодальностью, Нулевая гипотеза – статистическая гипотеза об отсутствии симметричностью, равенством среднего арифметического, медианы и моды. Большинство психологических свойств имеют нормальное распределение. различий между показателями. Ордината – вертикальная ось графика, на которой чаще всего фиксируют частоту встречаемости конкретного уровня выраженности переменной. Параметрический критерий - критерий статистического вывода, требующий допущения о нормальности распределения признака. Размах– разница между наименьшим и наибольшим значением в выборке. Репрезентативность– возможность распространить полученные на ограниченной выборке выводы на всю генеральную совокупность. Стандартное отклонение – мера разброса распределения частот. Численно равна квадратному корню из дисперсии. Статистическая значимость – количественный показатель вероятности, что полученные результаты неслучайны. Результаты считаются неслучайными и достоверными, если количественный показатель статистической значимости не превышает 0,05. Шкала – отрезок, содержащий совокупность отметок (цифр) для фиксации последовательных значений измеряемой величины. Шкалы бывают номинативные, порядковые, метрические (интервальные и пропорциональные). Литература Основная 1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, 2001. 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 3. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: Учебное пособие. Л., 1982. 4. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. 5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 2. М., 1992. 6. Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб, 1995. 7. Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб, 2002. 8. Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии. СПб, 2001. 9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996. 10. Суходольский Г.В. Математическая психология. СПб., 1997. Дополнительная 1. Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. М., 2002. 2. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ данных, М., 1998. 3. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М., 1995. 4. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. М., 1997. 5. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. – М., 2001
7. Плюта В. Сравнительный многомерный анализ моделирований. Психологические измерения. М., 1967. 8. Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. Анализ данных на компьютере. М., 1995. Содержание Введение .......................................................................................................... 2 Тема 1 Проблемы измерения в психологии и виды шкал............................. 3 Виды шкал................................................................................................................................. 3 Типы данных............................................................................................................................. 4 Правила ранжирования............................................................................................................ 4 Тема 2 Описательные статистики.................................................................... 6 Меры центральной тенденции ............................................................................................... 6 Меры изменчивости................................................................................................................. 6 Нормальное распределение..................................................................................................... 7 Асимметрия и эксцесс. Проверка нормальности распределения. ...................................... 8 Формулы приближенных вычислений................................................................................ 10 Тема 3 Первичное описание исходных данных........................................... 11 Методы первичного описания данных................................................................................ 11 Алгоритм построения диаграммы........................................................................................ 12 Пример построения гистограммы........................................................................................ 13 Тема 4 Основные понятия математической статистики .............................. 15 Статистическая значимость................................................................................................... 15 Статистические гипотезы...................................................................................................... 16 Зависимые и независимые выборки..................................................................................... 16 Степени свободы.................................................................................................................... 17 Классификация и назначение критериев............................................................................. 17 Тема 5 Исследование взаимосвязи признаков............................................. 18 Понятие корреляции.............................................................................................................. 18 Классификации коэффициентов корреляции .................................................................... 19 Определение значимости корреляции................................................................................. 20 Тема 6 Линейная корреляция....................................................................... 20 Коэффициент линейной корреляции................................................................................... 20 Уровень значимости корреляции.......................................................................................... 21 Регрессионный анализ........................................................................................................... 22 Тема 7 Ранговая корреляция........................................................................ 24 Вычисление ранговой корреляции по Спирмену............................................................... 24 Ранговая корреляция по Спирмену для связанных рангов................................................ 25 Вычисление ранговой корреляции по Кендаллу................................................................ 26 Тема 8 Сравнение распределений................................................................ 28 Сравнение эмпирического и равномерного распределений............................................. 28 Сравнение эмпирических распределений........................................................................... 29 Поправка Йетса на непрерывность ..................................................................................... 30 Вычисление сопряженности для номинативных переменных......................................... 31 Тема 9 Оценка достоверности различий...................................................... 32 t-критерий для несвязанных (независимых) измерений.................................................... 32 U-критерий Манна-Уитни..................................................................................................... 33 Тема 10 Оценка достоверности различий при повторных измерениях..... 35 t-критерий для связанных (зависимых) измерений............................................................ 35 Т-критерий Вилкоксона (ранговый критерий для повторных измерений)..................... 36 Тема 11 Использование математического аппарата при описании группового поведения........................................................................................................................ 38 Тема 12 Дисперсионный анализ................................................................... 41 Общие принципы дисперсионного анализа........................................................................ 41 Однофакторный дисперсионный анализ............................................................................. 42 Двухфакторный дисперсионный анализ............................................................................. 44 Тема 13 Методы многомерного статистического анализа.......................... 46 Корреляционный анализ........................................................................................................ 46 Факторный анализ.................................................................................................................. 49 Кластерный анализ................................................................................................................. 51 Приложение .................................................................................................. 52 Таблица I Данные для обработки.......................................................................................... 52 Таблица II Критические значения коэффициентов линейной корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена......................................................................................................................... 54 Таблица III. Критические значения критерия c2................................................................ 55 Таблица IV. Критические значения t-критерия Стюдента................................................ 56 Таблица V. Критические значения U-критерия Манна-Уитни ........................................ 57 Таблица VI. Критические значения Т-критерия Вилкоксона............................................ 58 Таблица VII Критические значения по Сальвосу............................................................... 58 Таблица VIII Критические значения F-критерия Фишера ............................................... 59 Вопросы для самоконтроля.......................................................................... 60 Планы практических занятий....................................................................... 61 Вопросы к зачету ......................................................................................... 64 Глоссарий...................................................................................................... 65 Литература.................................................................................................... 66
[1] Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996. [2] Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии. СПб, 2001. [3] Таблицы для проверки направленных и ненаправленных гипотез содержат различные критические значения. В данном пособии приведена только таблица проверки ненаправленных гипотез! В случае необходимости воспользоваться таблицей для проверки направленных гипотез, рекомендуется обратиться к одному из следующих источников: 1) Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996; или 2) Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии. СПб, 2001. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|