Здавалка
Главная | Обратная связь

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ.



Формирование личности происходит в процессе социализации человека. Сформированная личность в обществе ведёт себя свободно, самостоятельно и ответственно.

Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит путь усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, который выражается в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п.

Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус. Каждая личность имеет несколько статусов.

 

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т. д.

Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном).

Статусный набор - совокупность всех статусов данного индивида.

В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Для женщин в традиционном обществе главным оказывался статус домохозяйки, а для мужчины - и прежде, и теперь - статус, связанный с основным местом работы или занятием: «директор коммерческого банка», «научный сотрудник», «полицейский», «рабочий на промышленном предприятии» и т. д.

Виды статусов:

1. Прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта).

2. Приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (директор, профессор, академик, студент, друг).

3. Предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (отчим, ребёнок, старик), с течением жизни он может меняться.

Кроме того, человеку приписываются следующие статусы:

Экономический статус: подразумевает отношение к средствам производства - он собственник или несобственник, т. е. лицо наемного труда.

Брачный статус: вдовец, разведён, женат, холост.

Демографический статус: мужчина или женщина, ребенок, юноша, взрослый, старик.

Религиозный статус: атеист, верующий

Политический статус: беспартийный, партийный

Профессиональный статус: безработний, госслужащий, наёмный работник, индивидуальный предприниматель, топ-менеджер (руководитель)

Исходя из социальной роли и статуса человека на него возлагаются определённыеобязанностиидаются определенныеправа:

Социальная роль Обязанности Права
1. Ученик        
2. Пассажир        
3. Родитель        
4. Собственник        
5. Работник        
6. Гражданин        
7. Командир        
8. Президент        
9. Студент        
10. Водитель        
11. Гражданин        
12. Покупатель      

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе.

Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером-технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д.

Виды социальных ролей:

1. Конкретно социальные - это роли, связанные с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).

2. Межличностные - это роли, связанные с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — структура, в которой выделяются четыре компонента:

1. Описание;

2. Предписание;

3. Оценка;

4. Санкция.

Описание социальной роли включает представление образца, типа поведения, которое требуется от человека в данной социальной роли. Эти образцы, шаблоны поведения могут быть официально оформлены в виде должностных инструкций, моральных кодексов, воинских уставов и других документов, а могут существовать в форме сложившихся в общественном сознании представлений, стереотипов о «хорошей матери», «настоящем отце», «верном друге» и т. п.

Предписание означает требование вести себя в соответствии с ролью.

В зависимости от этого дается оценка выполнения или невыполнения роли и принимаются санкции, т. е. меры поощрения и наказания.

Ролевое поведение - фактическое исполнение личностью социальной роли.

Оно складывается из:

¾ Ролевое исполнение – как инвид исполняет свою роль

¾ Ролевое ожидание – как общество желает, чтобы он её исполнял.

Ролевые конфликты

При выполнении социальных ролей иногда возникают ролевые конфликты.

Эти конфликты могут быть:

1. Внутриролевые;

2. Межролевые;

3. Личностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу.

Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Обычным способом разрешения этого конфликта является перераспределение функций, на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей, а на мать — смягчать горечь наказания, утешать ребенка. При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли.

Например, двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин на работе и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Личностно-ролевые конфликтывозникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности.

Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: «Не по Сеньке шапка».

У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки.

Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга.

Такие привычки и обычаи называютролевыми атрибутами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.