Здавалка
Главная | Обратная связь

Факторы межличностной аттракции



1. Физическая привлекательность. Встречают по одежке. Влияние внешней привлекательности достаточно велико на этапе установления взаимоотношений. Эмоционально положительный образ начинает как бы позитивно достраиваться. Внешне привлекательный человек наделяется рядом положительных свойств и качеств — эмоциональностью, теплотой, успешностью и т.п. Подтверждение этому может быть найдено и в народных сказках, в которых положительный герой всегда привлекателен или, в конечном итоге, становится таковым, а негативный персонаж наделен неприятной внешностью. В жизни часто все случается наоборот.

2. Пространственная близость или дистанция общения. С увеличением привлекательности изменяется и дистанция общения. Чем ближе друг к другу люди в личностном смысле, тем комфортнее они себя ощущают в общении на пространственно более близкой дистанции. В данном случае не срабатывает эффект отрицательной реакции на вторжение в личностную зону. Любое же приближение в эту зону человека, не вызывающего положительных эмоций, может вызывать рост дискомфорта.

3. Знакомство. У данного факта может быть много объяснений. Одно из них заключается в том, что неопределенность прогноза в отношении объекта, человека или события часто повышает уровень тревожности, в то время как наличие информированности о них приводит к повышению ощущения контролируемости. В частности, во многих исследованиях был зафиксирован факт возникновения внутреннего напряжения при столкновении с незнакомыми объектами.

4. Доступность. Легко доступные люди, взаимоотношения с которыми не требуют сверхусилий, воспринимаются более положительно. На этом моменте, в частности, нередко строятся так называемые «выходы в народ» политических деятелей в период предвыборных кампаний.

5. Ожидание продолжения взаимодействия. Перспектива будущего развития позитивных взаимоотношений увеличивает привлекательность человека, конечно, при условии, что эти отношения носят позитивный характер.

6. Взаимность. Симпатия или антипатия к человеку во многих случаях подчиняется принципу взаимности, в соответствии с которым нам нравятся те люди, которым нравимся мы, и наоборот. Тем не менее, проявления этого фактора не носят универсального характера. Отнюдь не все люди, симпатизирующие нам, вызывают положительные эмоции, как и не все люди, которым не нравимся мы, вызывают исключительно негативное отношение.

Исследования показывают, что лица с высокой самооценкой более самодостаточны, в то время как лица с заниженной самооценкой более подвержены воздействию данного фактора.

7. Сходство. Не вызывает сомнений, что особенно для этапа установления межличностных отношений факт обнаружения сходства в партнере имеет едва ли не решающее значение. Даже для начала беседы с незнакомым попутчиком в транспорте необходимо найти общую тему диалога, что способствует быстрому развитию взаимоотношений и формированию позитивного эмоционального фона.

8. Взаимодополняемость. Мы в своих отношениях стремимся к поиску людей, способных содействовать удовлетворению наших актуальных потребностей. Это проявляется в совместимости темпераментов (сангвиник-меланхолик, холерик-флегматик)

9. Эмпатия. (сочувствие, сопереживание другому человеку) Наличие подобного рода отношений позволяет человеку уменьшить негативное эмоциональное напряжение, что и приводит к чувству благодарности к их носителю.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Способность общаться друг с другом — одно из величайших приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой коммуникативный опыт, совершенствуя свои умения и навыки, развивая коммуникативную компетентность.

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является такой же важной потребностью, как потребность в еде, одежде, воде и т.п. Известно, что в условиях изгнания из общества, т.е. полного одиночества, у человека уже на шестой день начинаются галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами и, если остается в изоляции, погибает. Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.

В современном обществе постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.

 

Слово «общение» происходит от латинского «communis», означающего «общество, община, общий».

Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.

Цель общения - этото, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Цели общения могут быть самыми разнообразными:

1.Цель удовлетворить потребность в общении -общение выступает самоцелью.

2. Цель решить рабочие задачи (производственные, коммерческие, научные и т.д.) – деловое общение.

3. Поделиться с другими своим опытом и чувствами, проблемами – личное общение.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной:

1. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

2. Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного пространства.

3. Перцептивная сторона общения — процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

 

Полноценным общение становится лишь тогда, когда проявляются все грани одновременно: обмен информацией, взаимодействие с другими людьми, понимание и познание их, а также переживание, возникающее в ходе общения.

Функции общения







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.