Здавалка
Главная | Обратная связь

Великая проповедь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его заветы людям



В четверг, за пять дней до своей смерти Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к сподвижникам с великой по своей важности проповедью. В ней он указал на превосходство Абу Бакра ас-Сиддика над другими сподвижниками. На это же указывало и решение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на­значить Абу Бакра руководить общим намазом сподвижников вместо себя. Весьма вероятно, что эта проповедь заменила собой то, о чем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намеревался сообщить в письмен­ной форме. Перед этой великой проповедью Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полное омовение. На него вылили воду из семи бурдюков[730], рем­ни которых еще не развязывались[731]. Он приказал сделать это в лечебных целях, на что указывают хадисы[732]. Совершив полное омовение, он вышел к людям, совершил с ними намаз, после чего обратился к ним с проповедью.

Джундуб ибн Абдуллах, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за пять дней до своей смерти сказал: «Я чист перед Аллахом в том, чтобы иметь возлюбленно­го[733] среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима. Но если бы мне пришлось выбрать возлюбленного из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Воистину, ваши предшественники превращали могилы своих пророков и праведников в места для поклонения. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это»[734]. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к собравшимся в мечети людям с проповедью и сказал: “Поистине, Аллах предо­ставил одному из Своих рабов возможность выбора между ми­ром дольним и тем, что есть у Него, и этот раб выбрал то, что есть у Аллаха”. Услышав эти слова, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, заплакал и сказал: «Да будут отцы наши и матери выкупом за тебя!» Мы удивились, и люди сказали: «Посмотрите на этого шейха! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает о каком-то рабе, которому Аллах предложил выбрать между дольним миром и тем, что есть у Него, а он говорит: “Да будут отцы наши и матери выкупом за тебя”!» Однако дело было в том, что рабом этим являлся не кто иной, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а Абу Бакр обладал большим знанием, чем мы.[735] Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: “О Абу Бакр, не плачь!” — (а по­том добавил): “Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который был моим соратни­ком и не жалел для меня своего имущества, и, если бы мне при­шлось выбирать возлюбленного[736] из числа членов моей общи­ны, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако достойнее этого братство и любовь в исламе! Так пусть же не останется в мече­ти незапертых дверей, кроме двери Абу Бакра!”[737]»[738]

Выводы из хадиса:

1. Приказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, перекрыть все двери, выходящие из до­мов сподвижников в мечеть, кроме двери Абу Бакра, — одно из указаний на то, что именно Абу Бакр должен стать халифом.

2. Абу Бакр обладал наибольшим религиозным знанием сре­ди сподвижников, ибо тот, кто имеет лучшее понимание, достоин именоваться самым знающим.

3. Также Абу Бакр был самым любимым из сподвижников для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

4. Хадисы содержат побуждение к предпочтению вечной жиз­ни перед дольней. Желание оставаться в этом мире может оправ­дываться лишь стремлением к преумножению благих поступков и приобретению тем самым высоких степеней в вечном мире.

5. Человеку надлежит проявлять благодарность тому, кто ока­зал ему какое-либо благодеяние, хорошо отзываться о нем и упо­минать о его добром поступке, ибо тот, кто не благодарен людям, не благодарен Аллаху.

6. Проповедь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, содержит предостережение от устроения на могилах мечетей и мест для поклонения, а также от погребения умерших в мечетях и создания внутри них изображе­ний. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто совершает подобное, и назвал их худшими людьми перед Аллахом, кем бы они ни были[739].

7. Хадисы указывают на беззаветную любовь сподвижников к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они любили его больше самих себя, своих детей, родителей и всех людей. Именно поэтому они готовы были сделать выкупом за него даже своих родителей.

 

Глава двадцать шестая







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.