Здавалка
Главная | Обратная связь

Разработка технологии принятия управленческого решения



 

Технологию принятия управленческого решения необходимо разрабатывать в соответствии с этапами, представленными на рисунке 1.

 


 

 

 


Рисунок 1 - Процесс принятия решения

 

Подготовка решения

На этапе анализа проблемной ситуации составляется общий список проблем, требующих решения; осуществляется их анализ, более глубокое описание условий возникновения и развития.

Конечным результатом на данном этапе является выявление так называемых базовых, кардинальных проблем, за решение которых надо браться в первую очередь, и ранжирование этих проблем с детальным описанием условий их возникновения и развития.

 

На этапе выработки предложений (гипотез) осуществляется разработка сценариев развития ситуации. Выявляются и анализируются благоприятные возможности, а также угрозы, таящиеся во внешней среде, внутренние условия и возможности решения возникших проблем. Необходимо сформулировать оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный сценарий развития ситуации в будущем.

Конечным результатом работ на данном этапе является формирование вариантов сценария развития проблемной ситуации в будущем и выбора наиболее вероятного из их числа, под который осуществляется постановка целей.

Для проведения анализа сценариев развития необходимо построить «дерево решений». Его узлы представляют собой ключевые события, а стрелки, соединяющие узлы, - проводимые работы по реализации сценария. Также необходимо указать вероятность каждого сценария развития (Рi).

Схема построения «дерева решений» представлена на рисунке 2.

 

 

Фазы (этапы)

 

                       
   
 
   
 
S
       
 

 


                   
       
 
 
   
 

 


Рисунок 2 - Дерево решений

 

На этапе определения целей формируются цели решения базовых, кардинальных проблем. При этом цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения. Конечным результатом работ на данном этапе будет построение графа (дерева) целей с показателями их приоритетов.

 

Процесс поиска наилучшего варианта решения начинается с выявления полного перечня альтернатив. На этом этапе определяется как можно более полная совокупность альтернатив вариантов (способов, средств) достижения поставленных целей.

Выбор допустимых альтернатив. Если вариантов достаточно много, то оценка каждого из них может представлять трудноразрешимую задачу. Необходимо найти такой способ отбора вариантов для подробного рассмотрения, который обеспечил бы исключение заведомо нерациональных вариантов действий, не удовлетворяющих определенным ограничениям. Альтернативы, выявленные на предыдущем этапе, пропускаем через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных, морально-этических и др.). Здесь имеются в виду ограничения, учет которых не предполагает проведения трудоемких расчетов, а основан, прежде всего, на экспертных оценках.

На этапе предварительного выбора лучшей альтернативы проводится детальный анализ допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив [5].

При решении достаточно сложных задач на основе одних количественных расчетов зачастую трудно выработать однозначные рекомендации о предпочтении одной альтернативы всем другим. Возможно выделение группы допустимых, предпочтительных альтернатив, полученных, например, на основе парных сравнений.

Конечный результат – вынесение суждений о предпочтительности альтернатив. На данном этапе студент выступает как системный аналитик, а на следующем - уже как лицо, принимающее решение (ЛПР).

 

Выбор решения

Оценка альтернатив со стороны ЛПР. На основе данных, полученных на предыдущем этапе, а также с помощью любой другой информации производится выбор наилучшего способа достижения целей исходя из предпочтений ЛПР. Предпочтение – это интегральная оценка качества решений, основанная на объективном анализе, осуществленном системными аналитиками, и субъективном понимании ценности, эффективности вариантов решений со стороны ЛПР.

В качестве системного аналитика студенту необходимо представить описания нескольких вариантов решений с указанием их плюсов и минусов, с выделением наилучшего варианта. Для повышения наглядности полученных результатов необходимо результирующие рекомендации представить в виде таблицы.

Конечным результатом работ на данном этапе является вынесение суждения со стороны ЛПР о предпочтительности вариантов достижения поставленных целей.

Экспериментальная проверка альтернатив. Исходя из своей практической направленности данный этап в курсовом проекте опускается.

Выбор единственного решения. При отсутствии экспериментальной проверки ЛПР осуществляет выбор единственного решения сразу же на основе информации, представленной системными аналитиками.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.