Миларепа в Джанпан Нанка Цанге
Поклон всем Учителям!
Из Рагмы Миларепа пошел в Джанпан Нанка Цанг[cli] и по прибытии решил остаться там на какое-то время. Однажды у своей хижины он увидел обезьяну верхом на кролике, с грибом вместо щита, вооруженная луком и стрелой, сделанными из соломы. Вид у нее был столь нелепый, что Миларепа не мог не засмеяться. Демон же заявил Джецюну: – Тебя привел сюда страх[clii]. Если ты больше не боишься, то можешь уйти. – Я полностью осознал, что проявление есть ум сам по себе, – ответил Миларепа. – Кроме того, я вижу, что суть Ума идентична Дхармакайе. Ты жалкое призрачное создание! Что бы ты тут ни изображал своими заклинаниями, все будет вызывать у меня лишь смех. Тогда демон сделал подношение и поклялся служить Миларепе. Затем, подобно радуге, исчез в небе. Это был демон-король Дро Танга. Однажды последователи Миларепы из Дро Танга пришли навестить своего учителя. Они спросили его, какими преимуществами обладает Джанпан Нанка Цанг. В ответ Миларепа запел:
Я обращаю ум к моему Гуру, который поистине свят! Слушайте, мои дарители, и я вам расскажу о достоинствах этого места. Благостно безмолвие Замка Неба Джанпан. Над ним, высоко вверху, темные тучи собираются, А далеко внизу протекает темно-синяя река Цанг. Позади меня вздымается Красная скала Небес, У ног моих дикие цветы растут, трепещущие и полные жизни, У порога моей пещеры дикие звери бродят, ревут и урчат, В поднебесье грифы и орлы кружат свободно, А капли моросящего дождя с неба разносит ветер. Пчелы жужжат и гудят, усыпляя своим пением, Лошади и жеребята резвятся и скачут дико, Ручей журчит, прокладывая свой путь по валунам и гальке, Обезьяны перепрыгивают с дерева на дерево и раскачиваются на ветвях, А жаворонки заливаются сладкой песней. Все звуки, которые я слышу, – мои собратья. Достоинства этого места невообразимы, Я сейчас посвящаю вас в них этой песней. О добрые дарители, Будьте благоразумны, следуйте моему Пути и моему примеру. Отбросьте зло и практикуйте хорошие дела. Спонтанно, из самого сердца, Я даю вам это наставление.
Среди дарителей был тантрический Йогин, который сказал Миларепе: – Мы будем глубоко благодарны, если ты милостиво согласишься дать нам в качестве приветственного дара наставления по видению, медитации и действию[cliii]. Миларепа спел в ответ:
Милосердие моего Гуру входит в мое сердце! Прошу, помоги мне осознать истину Пустоты! В ответ моим преданным ученикам-дарителям, Я пою, доставляя радость божествам и Буддам. Проявление, Пустота и неразличение – Квинтэссенция видения. Свечение, немысль и неотвлечение– Квинтэссенция медитации. Нетяготение, непривязанность и полная равностность – Квинтэссенция действия. Отсутствие надежды, страха и запутанности – Квинтэссенция достижения. Неусилие, неутаивание и неоценивание – Квинтэссенция последовательности на пути.
Вняв песне Миларепы, все слушатели возвратились домой. Несколькими днями позже много учеников опять пришли навестить Джецюна – справиться о его здоровье и благополучии и выразить свои лучшие пожелания. Миларепа ответил им такой песней:
Я склоняюсь к стопам моего Гуру! В чаще леса девственного, не тронутого человеком, Я, Миларепа, счастливо практикую медитацию. Безо всякой привязанности и всякого прилипания, Прогулки, покой – все приятно. Свободен от болезней и суеты жизни, я охотно ухаживаю за этим телом-иллюзией, Никогда не сплю, безмолвие – мой уют. Пребывая в Самадхи непостоянства[cliv], Я вкушаю наслаждение. Длительное нахождение в Йоге Тепла, без ощущения холода – поистине отрадно. Без трусости или уныния, Радостно я следую тантрической практике. Без усилия я совершенствуюсь. Без какого бы то ни было отвлечения, Оставаясь б уединении, я испытываю счастье. Это удовольствия тела. Отраден путь мудрости и метода[clv], Отрадна Йога Возникновения и Йога Завершения, медитация их единения, Отрадна Праджня, осознавание неприхода и ухода, Отрадно отсутствие разговоров – ни друзей, ни болтовни! Это удовольствия речи. Отрадно понимание неухватывания, Отрадна медитация без прерывания, Отрадно совершенство вне надежды и страха, Отрадно действие, выполняемое безупречно. Это удовольствия ума. Отрадно свечение вне мыслей и перемен! Отрадно великое блаженство В первозданности Дхармадхату[clvi]! Отрадно непрекращающееся царство Формы! Эта маленькая песнь великого счастья, Текущая свободно из моего сердца, – Плод медитативного вдохновения, Слияния действия и знания. Тот, кто нацелен на обретение Бодхи, Может следовать этому пути йогической практики.
Ученики сказали Миларепе: – Чудесны поистине радости тела, речи и ума, как ты только что сказал. Просим, расскажи нам, как они обретаются? – Постижением ума, – отвечал Миларепа. – Пусть мы никогда и не узнаем такого счастья и таких удовольствий, какими наслаждаешься ты, – сказали тогда ученики. – Мы все ж надеемся, что нам удастся получить хотя бы немного. Мы просим тебя поэтому дать нам ясное поучение, легкое для понимания и простое для практики, чтобы нам удалось-таки постичь суть ума. И Джецюн спел песню «Двенадцать значений ума»:
Я склоняюсь к стопам моего Гуру! О добрые дарители! Если вы желаете постичь суть ума, Вам следует практиковать поучения, имя которым Вера, знание и дисциплина, Они – Древо Жизни[clvii] ума. Вот это древо вам нужно посадить и лелеять. Непривязанность, неприлипание и неслепота – Вот три щита ума. Легко их носить, крепки они при обороне, Именно эти щиты только и нужно искать. Медитация, прилежание и настойчивость – Это кони ума. Быстр их бег, на них можно спастись! Именно этих коней вам нужно оседлать. Самоосведомленность, самоосвещенность и саморадость[clviii] – Это плоды ума. Посейте семена, соберите плоды, Процедите сок, и суть предстанет. Если вы ищете плодов, то других и не нужно искать. Выплеснулась из йогической интуиции Эта песня, спетая о Двенадцати значениях ума. Воодушевляемые доверием, продолжайте свои занятия, мои добрые благодетели!
После этого у учеников Миларепы возникло еще больше доверия, чем прежде, и они поднесли ему превосходные дары. Дальше Миларепа решил пойти медитировать к снежным склонам Йолмо. Это рассказ о пребывании Миларепы в Джанпан Нанка Цанге (Замке Неба Джанпан).
Глава седьмая ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|