Добрый совет о редкой возможности практики Дхармы
Поклон всем Учителям!
Из Жао Джецюн пошел в Пещеру Света в Рунпу и оставался там некоторое время. Однажды несколько молодых людей из его родных краев пришли навестить его. Они сказали: – Когда-то давно ты, чтобы отомстить, сокрушил всех своих врагов, теперь же столь истово практикуешь Дхарму. Это поистине чудесно и необыкновенно! Когда мы рядом с тобой, в нас возникает стремление посвятить себя религии, но когда мы возвращаемся домой, нас снова захватывает круговорот мирских дел. Как справиться с этим? – Если человек действительно решился избавиться от страданий Самсары, – ответил Миларепа, – таких, как рождение, старость, болезнь, смерть и так далее, в его уме всегда будет мир, и уже не нужно будет прилагать никаких усилий. В противном случае ему надо помнить, что страдания в будущей жизни могут оказаться гораздо продолжительнее страданий в этой, а их груз может быть еще тяжелее. Вот почему чрезвычайно важно готовиться к следующей жизни. Пожалуйста, послушайте песню об этом:
Мы, живые существа, скитальцы вселенной, Плывем в бурлящем потоке четырех страданий[ccxxvi]. В сравнении с этим намного ужасней Бесконечные будущие жизни в Самсаре. Почему бы тогда не приготовить лодку для "пересечения" потока? Проблема наших будущих жизней – гораздо более устрашающая И заслуживает гораздо большего внимания, Чем кошмарные демоны, духи и Яма. Так почему же не приготовить себе проводника? Даже черные страсти: стяжание, ненависть и нерассудительность – Не так страшны, как состояние неизвестности нашего будущего, Так почему бы не приготовить для себя противоядие? Велико царство Трех сфер Самсары, Но бесконечная дорога рождений и смертей еще больше, Так почему бы не позаботиться о припасах? Лучше бы вам практиковать Дхарму, Если вы не можете дать себе никаких гарантий.
– Твой добрый совет очень полезен, – сказали молодые люди. – Мы придем к тебе и будем с тобой практиковать Дхарму. Однако, поскольку не имеет смысла истязать себя крайним аскетизмом, мы просим тебя, во имя сохранения средств твоих друзей и учеников: оставь себе крошечную долю имущества в подарок на память. А еще нам не совсем понятно, что ты имел в виду в своей песне. Пожалуйста, проясни это. В ответ Миларепа запел:
Опора на опытного Учителя – проводник в Самсаре и Нирване. Бескорыстная благотворительность обеспечит путешествие. Как восходящая луна сияет ярко в темноте, Реальный опыт медитации просветляет ум. Такую компанию следует брать в проводники. Отдать накопленное богатство Дхарме – Подготовка лодки для потока Самсары. Придерживаясь взгляда, свободного от сектантского фанатизма, Можно медитировать без отвлечения. Если действия согласуются с буддийским учением, То обеты чисты и Гуру доволен. Наградой станет умереть без сожаления. Родня, покровители и ученики Ничего не значат для меня, йогина, – Только вы, мирские создания, нуждаетесь в них. Слава, знатность и почет Ничего не значат для меня, йогина. Ловцы восьми желаний нуждаются в них. Собственность, известность и жизнь в обществе Ничего не значат для меня, йогина. Искатели славы не могут без них. Опрятность, мытье и чистая посуда Ничего не значат для меня, йогина. Не нужны они мне совсем, Это нужно вам, молодым людям. Эти двенадцать вещей меня не касаются Я хорошо знаю, что не каждому по плечу Практиковать все эти вещи. Но все же вы, молодые люди, собравшиеся здесь, Не забывайте "хвастливые речи" этого старика! Если вы хотите счастья в жизни, Практикуйте тогда Дхарму. Отвергайте постороннее и оставайтесь в уединении, Любите отшельничество строгое, Стремитесь к состоянию Будды, и ваша сила возрастет. Вы покорите тогда Четырех демонов.
Среди юношей был один очень одаренный – самый смышленый, старательный и полный сострадания. Он сказал Миларепе: – Мой Гуру, единственной причиной, по которой мы и не думали заботиться о наших судьбах в будущих жизнях, является наша привязанность к делам этой жизни. Пожалуйста, прими нас как своих слуг. Мы отречемся от этой жизни и посвятим себя подготовке к будущим. Исходя из моих слов, пожалуйста, прояви доброту, дай нам дальнейшие наставления. – Человеческое тело, свободное и благоприятное, драгоценно как бриллиант чистой воды, – отвечал Миларепа, – и иметь возможность практиковать Дхарму – такая же редкость. Кроме того, среди сотни буддистов найти одного стоящего практика сложно! Принимая во внимание всю сложность встречи с настоящим Учителем и другими необходимыми благоприятными условиями для практики буддизма, вы должны считать себя счастливчиками, так как сейчас у вас все эти условия сошлись. Так не упускайте их и практикуйте Дхарму. Потом Миларепа запел:
Освободиться от Восьми несвобод[ccxxvii] тяжело, Так же, как и получить человеческое существование, свободное и благоприятное. Осознать печали Самсары и искать Нирвану трудно! Среди сотни искателей Бодхи тяжело найти Хотя бы одного, кто мог бы обрести чистые и благоприятные условия! Отречься от прелестей этой жизни тяжело, Так же, как и извлечь всю пользу из драгоценности подобного человеческого тела. Ничтожен шанс встретить сострадательного Гуру, Который знает традиционные и целесообразные[ccxxviii] внутренние поучения. Искренний и преданный ученик, Обладающий способностью практиковать Дхарму, – самая большая редкость. Найти храм без страха и суеты очень трудно. Найти близкого спутника, чьи видение, Практика и школа согласуются с твоими, – редкость. Обрести тело без боли и недугов, Способное вынести трудную практику, тяжело! Даже когда все эти условия выполнены, Все же остается трудность сосредоточения на медитации! Это – девять трудных условий. Какими бы невыполнимыми и жесткими они ни являлись, Решимостью и практикой можно их заполучить.
После такого наставления молодой человек не мог не зародить в себе очень сильного доверия к Джецюну. Он посвятил себя служению Миларепе, а тот давал ему Посвящения и учил его Дхарме. Впоследствии этот юноша стал совершенным йогином и достиг Освобождения. Его знали как очень близкого ученика – «сокровенного сына» – Миларепы. Имя его – Цапу Репа. Это рассказ о том, как Цапу Репа встретил Миларепу в Пещере Великого Света.
Глава двенадцатая ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|