Виды общения
| Характеристика
| В каких ситуациях общения медицинского работника и пациента встречается
|
«Контакт масок»
| Формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
| В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности медицинского работника или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а медицинский работник – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования.
|
Примитивное общения
| Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают.
| Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения медицинского работника и пациента в случаях, когда целью обращения к мед.работнику становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию медицинского работника – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть его благополучие (например, руководитель). Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
|
Формально-ролевое общение
| Регламентировано и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
| Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например у участкового врача на приеме.
|
Манипуля-тивное общение
| Так же как и примитивное направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов.
| Цель манипуляции может быть:
- снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента;
- демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения.
|
Деловое общение
| Общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.
| При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.
|
Духовное межличностное общение
| Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения.
| Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.